Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Выявление основных критериев воспитания девочки: что поощрять, а какие черты стараться приглушить, стоит ли с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость или воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве, конечный результат которых будет заключаться в продуктивной подготовке девочки к замужеству и воспитанию детей.
Введение………………………………………………………………………….… 4
Глава I. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ……………………….……….…….. 7
Глава II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ……………………………………………………………………………….…. 9
2.1. Институт благородных девиц……………….…………...……………….….. 12
2.2. Женское «Мариинское» училище………………………………….…........... 19
2.3. Многоуровневая система женских учебных заведений……………………. 22
2.4. Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Мин. народного образования…..................................................................................................................… 24
2.5. Епархиальные женские училища………………….……...…………………. 27
Глава III. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………..…………………… 28
3.1. Девушки в период полового созревания...…………………….……………. 29
3.2. Различия между юношами и девушками…………...……………….…...…. 37
3.3. Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание…………….….…. 48
3.4. Девушки и взросление……….……………...……………………………….. 53
Глава IV. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)………………….………... 54
4.1. Основные задачи воспитания девушек……………………...…………....… 54
4.2. Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения…………….. 56
4.3. Внеурочная воспитательная работа с девушками…………………...….….. 57
4.4. «Трудные» девушки и методы работы с ними……….……...……………. . 58
Заключение………………………………………………....……………………… 60
Список литературы..…………………………
Мальчики охотно занимаются в школьных мастерских, различных кружках, спортивных секциях. Их больше, чем девочек, интересует спорт, туризм. Вообще юноши больше девушек увлекаются спортом, но девушки больше юношей читают, больше времени уделяют беседам. Различны у них и спортивные интересы: у юношей на первом месте стоят спортивные игры, связанные с движением, силой, мужеством (футбол, волейбол, хоккей), а девушек больше привлекают такие виды спорта, в которых преобладает эстетическая сторона, где необходима гибкость, пластичность, красота движений [8,45-60].
Психологи отмечают у девочек повышенный интерес к «хорошему отношению», к чуткости, заботливости. Девочки больше страдают от суровости, безразличного отношения к ним, чем мальчики. Они очень возмущаются мерами, унижающими их достоинство, и это не только по отношению к себе, но и по отношению к кому бы то ни было.
При опросе наиболее, отличительными чертами у мальчиков педагоги называли подвижность, прямоту, доверчивость, самостоятельность, безответственность, позицию «моя хата с краю», тщеславие и др. У девочек - стремление быть взрослой, любой ценой обратить на себя внимание, аккуратность, послушание, исполнительность, склонность к «перемыванию косточек», желание поговорить и др.
Анализ жизненных планов показал существенные различия между юношами и девушками. Последние несколько «заземлены», проявляют больше озабоченности своим будущим, нежели юноши, которые в большей степени склонны переложить эту ответственность на плечи родителей, обстоятельства и т.д.
Во многом различны и профессиональные интересы юношей и девушек. Здесь налицо «чисто мужские» - летчик, моряк, физик, радиотехник, механик и т.д. и чисто «женские» - врач, учитель, воспитатель детского сада, продавец, модельер и т.д. [8,66-71].
Характер полового влечения также различается у юношей и девушек. У юноши более выражено эротическое чувство, а у девушек - духовный компонент влечения. Поэтому юноши всегда оценивают у девушки сначала внешние сексуально привлекательные черты: красоту лица, гармоничное развитие фигуры. Однако, надо оговориться, что в этой оценке выражается лишь внешнее проявление юношеской симпатии к девушке. В целом же во взаимоотношениях с девушкой юноша отдает предпочтение не ее внешним данным, а нравственным качествам, о чем мы будем говорить ниже.
Отчасти, от того, что внешняя
привлекательность имеет
В некоторой взаимосвязи с интересом к своей внешности находится и другая психологическая особенность выражения полового влечения у девушек - кокетство.
В основе кокетства лежит стремление привлечь к себе внимание представителей мужского пола. Каждая нормальная женщина испытывает стремление нравиться, быть замеченной представителями мужского пола. Дело заключается в том, что женщине принадлежит в общении с мужчиной внешне пассивная роль. Не принято, чтобы женщина сама начинала ухаживать за мужчиной. Это противоречит и женской природе, и конкретно-историческим особенностям женской психики. Однако для того, чтобы мужчина мог проявить свою активность, женщина должна привлечь его внимание, а для этого ей необходимо в достаточной степени продемонстрировать свою специфически женскую восприимчивость (рецептивность).
Следует отметить, что потребность нравиться, хорошо выглядеть выражена у женщины значительно больше, чем у мужчины. В соответствии с характером мужской половой роли, мужской психики, мужчина обычно хочет понравиться конкретной женщине и имеет при этом конкретную цель. Женщина же испытывает потребность нравиться вообще, что, разумеется, нисколько не исключает ее желания понравиться конкретному мужчине.
Любопытны данные, полученные нами, касающиеся оценок качеств своих будущих «спутников» и «спутниц». Так, оценивая юношу как будущего семьянина, девушки на первые места ставят такие его качества, как верность, доброту, ум, мужественность.
Юноши более всего ценят в девушках верность, доброту, чуткость, заботливость, женственность, внешнюю привлекательность.
В психолого-педагогической литературе подчеркнуто, что в основе многих женских поступков лежит естественное женское качество - стремление нравиться. Оно наглядно проявляется в том, что девушки в большей степени, нежели юноши, уделяют внимание своей внешности. При условии если в девушках воспитано чувство меры, оно положительно влияет на формирование таких качеств, как опрятность, аккуратность и т.д. Иногда внимание к внешности, нарядам, желание наиболее выгодно показать себя, завоевать внимание юношей становится гипертрофированным. Желание нравится, выделиться, превзойти чем-то других заслоняет наиболее ценные черты характера, сужает сферу интересов и может привести к тому, что определенные задатки личности не будут реализованы.
Известно, что юношам и девушкам свойственно ярко выраженное стремление к общению, и потребность в интимной дружбе со сверстниками собственного пола для них также характерна. При этом у девочек эта потребность проявляется раньше и значительно сильнее, чем у мальчиков.
Исследования среди девушек показали, что у большинства из них (около 80%) была подруга сердца, которой «поверялось все-все», и многие из опрошенных (70%) ответили: «Дружим с первого класса и по сей день», «Дружим с четырех лет и до сих пор».
Некоторые девушки, правда, отмечают, что хоть и появились у них новые подруги, но старая дружба не прерывалась.
В своем общении девушки отличаются высокой степенью доверительности. При этом ориентация на словесное общение у них больше, чем на совместную деятельность, и выражена она ярче, чем у мальчиков. Что же касается общения между юношами и девушками, то девушки в общении с юношами чувствуют себя более свободно и уверенно, чем юноши с девушками.
Многие ученые полагают, что развитие личностного и чувственного компонентов любви у юношей и девушек происходит по-разному. У юношей сравнительно рано проявляется чувственная сторона любви. Вот почему у мальчиков раньше возникают эротические интересы и впечатления и лишь затем появляется способность сочетать их с глубокой эмоциональной и духовной близостью. У девушек, наоборот, сентиментальная потребность в общении, доверии, ласке, эмоциональном тепле выражена сильнее и пробуждается раньше, чем чувственно-эротические впечатления. При этом для женщины духовная и эмоциональная сторона любви остается более важной, более значительной, чем физическая близость.
Сказанное выше, естественно,
не претендует на всю полноту отражения
различий между юношами и девушками.
Но они, на наш взгляд, подтверждают
очень важное положение о том,
что пол человека играет огромную
роль в его жизни и деятельности,
и могут служить достаточно прочной
основой всей его индивидуальности,
а также основой для
Приведенные данные дают возможность в определенной степени судить о ценностных ориентациях юношей и девушек по отношению к будущим «избранникам» и «избранницам». Опираясь на них, можно конкретнее планировать половое воспитание старшеклассников, их подготовку к семейной и трудовой жизни и осознание своей половой роли.
3.3. ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Проблемы, связанные с половой жизнью человека, долгое время в нашей стране находились под негласным запретом. Обращение к ним считалось неприличным. Но вопросы пола и секса всегда привлекали внимание людей. Этой проблеме посвящены труды психологов, медиков, физиологов, генетиков. За последние годы подход к «половому вопросу» резко изменился. Изменилось и наше восприятие своей собственной личности. Сексуальность является одним из важных факторов, определяющих возникновение и функционирование человеческого общества.
Актуальность проблемы полового воспитания подрастающего поколения очевидна. Кто из родителей не хотел бы видеть в подрастающем сыне настоящего мужчину - опору и радость стареющим родителям? Или как воспитать из маленькой девочки женщину со всеми ее слабостями и достоинствами. Полоролевое воспитание - необходимая часть процесса воспитания детей и подростков. Когда мы говорим, что воспитываем человека, то делаем акцент на личностных сторонах воспитания. Но ведь каждому ребенку предстоит стать мужчиной или женщиной, и без соответствующего воздействия окружающего социума он не может правильно формироваться и вести себя как полноценный представитель своего пола.
Женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формировании ее личности почти неизбежны отклонения, что создает для них серьезные препятствия в жизни. Психосексуальное развитие - долгий и непростой путь. Дети должны осознать себя представителями того или другого пола, вести себя в соответствии с ним. А это возможно при правильном усвоении половых ролей: мужской или женской. Под влиянием воспитания девушки-подростки овладевают нравственной культурой во взаимоотношениях полов, нравственными и культурно-историческими традициями общества, в котором они живут и воспитываются [6,38].
Родители могут помочь в формировании правильной полоролевой ориентации ребенка. Но для этого они сами должны иметь правильное представление о психосексуальном развитии, знать его этапы, понимать, что полезно, а что вредно, на что следует обратить внимание в своем поведении и поведении ребенка, чего следует избегать и к чему стремиться. Полоролевое воспитание - это осознанная, грамотная помощь ребенку в его нравственном и психо-сексуальном развитии, прежде всего, со стороны семьи и школы. В вопросе полоролевого воспитания семья и школа должны преследовать одинаковые цели: формирование у школьников разумного (без ажиотажа) отношения к вопросам пола, подготовка к брачно-семейным отношениям, овладение девочками (девушками) и мальчиками (юношами) нравственной культурой в межполовых взаимоотношениях.
Нравственность в отношениях мужчины и женщины нельзя рассматривать отдельно от нравственного отношения к другим людям, к работе. А.С. Макаренко метко заметил, что культура половой жизни есть не начало, а завершение нравственного становления личности. Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина; воспитывая гражданина, мы, тем самым, воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического воспитания... Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам... мы также воспитываем его и в половом отношении.
Взрослые состоят из мужчин и женщин. И девочкам не все равно, кто именно их воспитывает, кто с ними играет, кто их выслушивает, и кто им дает тот или иной совет. Для полноценного воспитания девушки необходимо наличие взрослых обоего пола. Это является необходимой предпосылкой правильного формирования у девушки полоролевого поведения. В том случае, когда девочка воспитывается одним родителем, могут быть искажения в половом воспитании. Таким девушкам труднее адаптироваться в среде ровесников.
Самая простая модель половых ролей (как и различий) построена по альтернативному принципу. В ней мужская роль ассоциируется с силой, ловкостью, энергичностью, рассудочностью; грубостью и т.п., а женская - с нежностью, слабостью, эмоциональностью и др. Женской роли отводится подчинение, зависимость от противоположного пола.
Еще до появления ребенка на свет у родителей наблюдаются различия в ожиданиях. Хотя большинство родителей хочет иметь детей обоего пола, мальчиков желают чаще, чем девочек. Особенно эта тенденция выражена у отцов. После рождения ребенка мать большую часть своего времени проводит с ним (кормит, гуляет, воспитывает его). Отцы все чаще самоустраняются от воспитания, в том числе и духовного, своих наследников, объясняя это занятостью на работе, говоря, что основной вклад его в семью - это заработанные деньги.
Межличностные и внутрисемейные отношения родителей служат для девочки моделью взаимоотношений полов. К тому времени, когда ребенок пошел в школу, а тем более дорос до книг и лекций, основы полоролевого воспитания уже заложены родителями живым примером и общением, предопределено и отношение девочки к урокам «Анатомии и физиологии человека», школьным лекциям по половому воспитанию.
Образ будущих отношений девушки с юношей у школьницы в общих чертах уже сформирован, в основном под влиянием воспитания в раннем детстве, путем отождествления себя с мамой, подражания ей. Дочь находит в поведении матери образец своей собственной половой роли, а в образе отца - прообраз своего будущего избранника.
И еще раз подчеркнем,
что для правильного
Адаптация девушки в аспекте психосексуальной культуры - одна из приоритетных задач социального педагога и психолога. Речь идет о том, чтобы действительно помогать девушкам-подросткам, а не конфликтовать с ними, побуждая их к конфронтации и жестокости.