Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Выявление основных критериев воспитания девочки: что поощрять, а какие черты стараться приглушить, стоит ли с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость или воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве, конечный результат которых будет заключаться в продуктивной подготовке девочки к замужеству и воспитанию детей.
Введение………………………………………………………………………….… 4
Глава I. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ……………………….……….…….. 7
Глава II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ……………………………………………………………………………….…. 9
2.1. Институт благородных девиц……………….…………...……………….….. 12
2.2. Женское «Мариинское» училище………………………………….…........... 19
2.3. Многоуровневая система женских учебных заведений……………………. 22
2.4. Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Мин. народного образования…..................................................................................................................… 24
2.5. Епархиальные женские училища………………….……...…………………. 27
Глава III. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………..…………………… 28
3.1. Девушки в период полового созревания...…………………….……………. 29
3.2. Различия между юношами и девушками…………...……………….…...…. 37
3.3. Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание…………….….…. 48
3.4. Девушки и взросление……….……………...……………………………….. 53
Глава IV. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)………………….………... 54
4.1. Основные задачи воспитания девушек……………………...…………....… 54
4.2. Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения…………….. 56
4.3. Внеурочная воспитательная работа с девушками…………………...….….. 57
4.4. «Трудные» девушки и методы работы с ними……….……...……………. . 58
Заключение………………………………………………....……………………… 60
Список литературы..…………………………
В 1864 организуются педагогические
женские курсы при
Важным событием в истории женского образования является первый Всероссийский съезд по вопросам образования женщин, который состоялся в 1912 году. На нем подвергалась расширенной критике существующая система образования женщин, строго встал вопрос о равенстве в правах женщин и мужчин в образовании [2,135-136].
Период царствования Екатерины Великой связан с созданием первых общественных воспитательно-образовательных учреждений для обучения национальных кадров домашних педагогов. В.О. Ключевский, рисуя исторический портрет Екатерины II, отмечал ее глубокий ум, целеустремленность, характер противоречивый, но полный «равновесия духа». «У Екатерины был один счастливый дар, производящий наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, умение быстро схватывать, обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решения... - все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума, Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это не понадобилось, без заметного для зрителя усилия» [1,80].
2.1. ИНСТИТУТ БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ
Поняв, что без коренных преобразований не решить основных государственных задач, Екатерина II с решительностью и энтузиазмом берется за создание «новой породы людей».
Она открыла первое в России
государственное учебное
Организация и содержание обучения и воспитания в институте представляют интерес, хотя они не лишены противоречий и ошибок. На примере «Смольного института» рассмотрим организацию педагогического процесса в первом государственном учебном заведении для девушек дворянского сословия.
Обучение в Смольном институте
начиналось с 5-6 лет. За двенадцать лет
учебы Уставом института
1) знание законов;
2) все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости.
Внешняя организация быта была заимствована из французского закрытого женского учебного заведения «Сен-Сира», которым интересовался еще Петр I. Так же, как и в заведении госпожи Мэнтенон, возглавлявшей «Сен-Сир», воспитанницы разделялись на четыре возрастные группы:
- с 6 до 9,
- с 9 до 12,
- с 12 до 15,
- с 15 до 18 лет.
Воспитанницы каждой из возрастных групп носили платья определенного цвета. (В Сен-Сире принадлежность к той или иной возрастной группе определялась цветом ленты при одинаковом черном платье всех воспитанниц.). Воспитанницы 1-й возрастной группы носили платья кофейного цвета, 2-й - голубого, 3-й - серого, а выпускницы старших классов - белого, причем в обычные дни это было строгое комнатное платье, в воскресные и праздничные - нарядное, шелковое. Режим дня строго регламентировался: обучение сменялось прогулками на свежем воздухе, приемы пищи - играми «по склонностям и времени».
За каждой из четырех возрастных групп закреплялась надзирательница, постоянно находившаяся при детях и помогавшая учительницам, а в случае необходимости - заменявшая их. Кроме вопросов воспитания и обучения надзирательницы заботились о платье и белье воспитанниц и в системе управления имели преимущество перед учительницами. Восемнадцать монахинь, привезенных из Воскресенского монастыря, обучали девочек с 6 до 9 лет грамоте и ухаживали за больными воспитанницами.
В первое время надзирательницами и учительницами были в основном француженки. Штат преподавателей Смольного составляли: два учителя русского языка, три учителя иностранных языков, два танцмейстера, три учителя рисования, по два учителя вокальной и инструментальной музыки, географии, истории и геральдики, и один учитель по архитектуре.
По режиму и организации процесса обучения Смольный относился к высшему женскому учебному заведению 1-го разряда закрытого типа. При поступлении от родителей и родственников требовалось заявление-обязательство по перепоручению опеки воспитанниц на весь срок обучения Воспитательному обществу. Уставом учебного заведения строго предписывалось ни под каким видом не требовать возвращения девушек в дома родителей до достижения ими 18 лет. Гостям и родственникам разрешалось посещать воспитанниц лишь в праздничные и специально определенные дни в присутствии начальницы. Такой режим не мог не сказаться на становлении личности юных девушек, смолянки были наивны в житейских вопросах и оторваны от проблем обыденной жизни.
Екатерина II поддерживала в
стенах Смольного института
В младших классах (от 6 до 9 лет) девочек обучали русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, рукоделию, танцам и музыке. С 9 до 12 лет к вышеназванным предметам добавлялись география и история. С 12 до 15 лет, кроме чтения нравоучительных и исторических книг и продолжения курса других предметов, на уроках рукоделия девушек учили шить для себя платье и вязать чулки. Кроме того, воспитанницам давали знания и навыки в области стихосложения, архитектуры и геральдики, рисования, пения и игры на музыкальных инструментах, обучали умению поддержать салонную светскую беседу и принимать гостей. В последнем классе (с 15 до 18 лет) материал учебных предметов повторялся, а также добавлялись занятия, обучающие «вести экономию»: записывать расходы, производить расчеты и договариваться о поставках товаров.
В институте существовало и такое правило: начиная с 4 класса, две институтки каждый день, поочередно, давали уроки в младших классах для «заблаговременного навыка». Екатерина II с гордостью за своих воспитанниц писала Дидро: «Мы их воспитываем для того, чтобы они были отрадой семейств, в которые вступят».
Начиная с двух последних
старших классов, девушки могли
упражняться в навыках
Но даже пристальное внимание к воспитанницам Смольного со стороны всей царской фамилии не прибавило значимости новому учебному заведению. В высших кругах по-прежнему было принято приглашать в семьи для обучения детей гувернанток-иностранок. Дворянство не спешило отдавать своих детей в общественные учебные заведения.
В 1775 г. наряду с отделением для 200 девушек из благородных семей в Смольном открывается отделение для 240 девушек из мещанской среды. Сопоставление содержания систем обучения на двух отделениях института позволяет утверждать, что оно существенно различалось. Мещанкам давались лишь элементарные знания и готовили их в основном к деятельности домашних воспитательниц-гувернанток. Деление воспитанниц по возрастам сохранялось и на мещанском отделении. С 6 до 12 лет девочек обучали русскому языку, арифметике и иностранным языкам. Далее, исходя из их природных данных, - рисованию, танцам, музыке и пению. В возрасте с 12 до 15 лет особое внимание уделялось совершенствованию навыков в рукоделии. Девушки обучались всем работам по дому и умению поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные книги. В последних классах развивались те умения, к которым воспитанницы проявляли большую склонность. По окончании обучения каждой выпускнице полагалась определенная сумма с процентами за 12 лет обучения. Успешно окончившие мещанское отделение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии.
Выпускницы Смольного института благородных девиц, успешно завершившие курс обучения, получали награды тpex степеней. К 1-й степени относились шифры и золотые медали (большие и малые), наградами 2-й степени читались серебряные медали большого и малого размеров, выпускниц 3-й степени награждали книгами.
Период расцвета Смольного института (1764-1782) сменился периодом спада (после 1783 г.), уровень воспитания и обучения в нем подвергался критике, непорядки неоднократно разбирала специальная комиссия.
К концу XVIII в. выделились три параллельных направления, в которых развивалось просвещение: церковно-просвитительская система, домашнее воспитание под руководством гувернанток и система обучения в государственных воспитательных учреждениях.
Во времена Марии Федоровны в девушке хотели видеть больше изящества и грации, «иначе можно прослыть смешной и скучной».
Существовавшие институты частные пансионы были закрытыми и в большинстве своем доступны лишь привилегированным сословиям. В конце 50 – начале 60 гг.XVIII в. в России создаются воспитательные учреждения, где могли обучаться дети не только дворян, но и других сословий. В 1798 г. В Петербурге было открыто училище для девиц обер-офицерского звания, получившее в дальнейшем имя ордена св. Екатерины.
Для обучения детей дворян в Москве создается аналогичное петербуржскому Московское училище св. Екатерины. Согласно правилам приема 1803 г. В училище зачислялись лишь дочери полковников и статс-советников. Прием дочерей чиновников недворянского рода, но высокого военного и гражданского чина был разрешен в 1814 г. Позже, в 1827 г., при Николае I, это разрешение отменили. В четырех столичных женских учебных заведениях к началу XIX в. из 470 вакансий 230 предназначалось дворянскому сословию.
Для обучения лиц недворянского сословия существовали Мариинский институт, Александровское московское училище, отделение девичьего училища Военно-сиротского дома и мещанское отделение Воспитательного общества благородных девиц. В 1800 г. на мещанское отделение было разрешено принимать дочерей купцов, медиков, учителей, придворных лакеев, портных и конюхов. Мещанское отделение Смольного института благородных девиц постепенно становится самостоятельным учебным заведением для дочерей чиновников и неродовитого дворянства. Однако число мест в нем сократилось при императрице Марии Федоровне до 100 (при Екатерине их было 240). Согласно Уставу Мещанского училища в Москве было открыто и Александровское училище для 80 воспитанниц.
8 сентября 1802 г. император
Александр I издает Высочайший
Манифест об учреждении 8 министерств.
Первым министром народного
Уставом 1804 г. учебные заведения России разделились на четыре вида: гимназии, уездные и приходские училища, университеты. Все виды училищ, гимназии и пансионы состояли под управлением университетов. По приказу Александра I в 1804 г. были преобразованы духовные училища. Их деление на 4 разряда (академии, семинарии, уездные и приходские училища) осуществлялось по территориальному признаку: академии предназначались для округов, семинарии создавались при епархиях, уездные и приходские училища открывались в уездах и селах.
При Петре I митрополиты Ростовский, Тобольский, Черниговский и другие организуют на свои средства училища при епархиях.
С 1721 г. повсеместно стали
создаваться специальные школы
и училища для детей
В 1809 г. в Санкт-Петербурге была открыта первая духовная академия, позже - в Москве (1816), затем в Киеве (1819) и Казани (1842). Первоначально в духовные училища принимали для обучения только лиц мужского пола, подготавливая их к деятельности священника. С середины XIX в. появляются учебные заведения для девиц из духовного звания. Первое женское духовное училище было открыто в Царском Селе в 1843 г., двумя годами позже - в Солигаличе (переведенное впоследствии в Ярославль), затем в Казани, Иркутске, Пензе и других городах. К 1903 г. религиозная система воспитания в России представлена широкой сетью разноуровневых учебных заведений для лиц духовного звания обоих полов [2,147-153].
2.2. ЖЕНСКОЕ «МАРИИНСКОЕ» УЧИЛИЩЕ
К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных кадров домашних педагогов, приведем в качестве примера опыт организации учебных занятий в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии.
По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.