Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Выявление основных критериев воспитания девочки: что поощрять, а какие черты стараться приглушить, стоит ли с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость или воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве, конечный результат которых будет заключаться в продуктивной подготовке девочки к замужеству и воспитанию детей.
Введение………………………………………………………………………….… 4
Глава I. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ……………………….……….…….. 7
Глава II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ……………………………………………………………………………….…. 9
2.1. Институт благородных девиц……………….…………...……………….….. 12
2.2. Женское «Мариинское» училище………………………………….…........... 19
2.3. Многоуровневая система женских учебных заведений……………………. 22
2.4. Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Мин. народного образования…..................................................................................................................… 24
2.5. Епархиальные женские училища………………….……...…………………. 27
Глава III. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………..…………………… 28
3.1. Девушки в период полового созревания...…………………….……………. 29
3.2. Различия между юношами и девушками…………...……………….…...…. 37
3.3. Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание…………….….…. 48
3.4. Девушки и взросление……….……………...……………………………….. 53
Глава IV. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)………………….………... 54
4.1. Основные задачи воспитания девушек……………………...…………....… 54
4.2. Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения…………….. 56
4.3. Внеурочная воспитательная работа с девушками…………………...….….. 57
4.4. «Трудные» девушки и методы работы с ними……….……...……………. . 58
Заключение………………………………………………....……………………… 60
Список литературы..…………………………
Важная воспитательная роль
принадлежит беседам
Различные педагогические ситуации, объективно существующие или преднамеренно создаваемые вокруг ученицы, а также ее психические состояния - важные условия полоролевого воспитания. Они способны оказывать различное (положительное или отрицательное) влияние в процессе целенаправленного воздействия социального педагога-психолога. Под факторами полоролевого воспитания мы подразумеваем постоянно действующие силы (внутренние и внешние), направляющие девушку к нравственному развитию своей личности.
Эффективность процесса полоролевого воспитания зависит от самовоспитания, от сознательной выработки девушки тех или иных положительных качеств, полезных привычек, необходимых в ее будущей взрослой жизни. Организуя процесс полоролевого воспитания, направляя самовоспитание, необходимо учитывать возрастные особенности школьниц.
В реальном процессе воспитания пола велика роль семьи. Важное значение для формирования духовно-нравственных качеств личности растущего человека имеют ее структура и содержание семейных отношений.
Бывает, что семья распалась, а родители по-прежнему живут под одной крышей, хотя не испытывают друг к другу ни нежности, ни взаимной привязанности. Такая ситуация рикошетом бьет по девочкам, они переносят ее тяжело, порой чувствуют свою ненужность в семье. О каком полоролевом воспитании здесь можно говорить, когда взрослые забывают о главных своих родительских обязанностях?
Всем известна истина, что только родители могут достичь в полоролевом воспитании того, чего не в состоянии сделать другие - научить своих детей взаимному уважению и любви. Любовь родителей может стать главным воспитывающим фактором воздействия на девушку. Чтобы служить образцом половой роли, родители сами должны соответствовать ей, принятым в обществе представлениям о мужественности и женственности.
Истинная женственность воспитывается. Более того, её формирование не побочная, а важнейшая задача воспитания. Ее решение - необходимое условие счастья девушки в будущем. Педагогическая грамотность родителей проявляется в том, насколько им удается воплотить в дочери идеал женственности. Порой они делают это неосознанно или в силу традиций. Пример родителей, их поведение, внешние и внутренние качества, нравственные взаимоотношения между членами семьи являются самым действенным средством полоролевого воспитания [6,38-40].
3.4. ДЕВУШКИ И ВЗРОСЛЕНИЕ
Определения юности и «психосоциального моратория» ориентируются преимущественно на типичные (профессионально нацеленные) мужские биографии: юность рассматривается, как время подготовки к квалифицированной работе, которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. В развитии женщины едва ли возникает подобная ситуация. Поэтому специфически женский ход взросления обычно не рассматривали или же считали его вариантом, а во многих отношениях противоположностью развитию мужчины.
Формальное равенство игнорирует половые различия в условиях существования. Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы, что вытекает из особенностей их функций при продолжении рода, и в основном соответствуют сложившимся в европейской традиции полоролевым стереотипам. Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным. Важнейший аспект женской роли — привязанность к семье и домашнему хозяйству. В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего хозяйства для женщины утратило абсолютный характер.
Работа ради заработка, по крайней мере, в какой-то определенный период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то время как ее «семейная фаза» сократилась, в том числе и вследствие уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватым внешними и внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к сопереживанию и т. д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и т. п. Девушки недостаточно подготовлены к разрешению подобных конфликтов [14,38-43].
IV. ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК
4.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК
Во-первых, половое воспитание, которое должно быть комплексным, включающим и гигиену, и медицину, и сексологию.
Выделяют несколько этапов полового воспитания:
Ещё в дошкольный период девочки получают некоторые сведения, связанные с проблемой пола:
- размножение растений;
- размножение животных;
- рождение ребенка;
- взаимоотношение родителей.
Часто дети задают вопрос: «почему папа не может купить брата или сестру?».
Замечают различия между мамой и папой, дядей и тетей, замечают, что мальчик не похож на девочку. В этот период они так же знакомятся с элементарной гигиеной.
У девушки должны сформироваться такие качества как:
- тактичность;
- верность;
- чуткость и т.д.[9,57-58]
4.2. ПОДГОТОВКА ДЕВУШЕК К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Нужно уметь найти на уроке нужный момент, когда можно поговорить именно с девушками, не забывая, что в классе находятся юноши, которые не всегда способны понять многие вопросы, которые девушкам уже более или менее известны.
Существует много школьных предметов, на которых можно остановить внимание на образах. Например, на уроке литературы, зная, что анализ боя в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» лучше сделает юноша, а расскажет о чувствах Наташи Ростовой на первом балу – девушка. Но нельзя сознательно выделять «женский вопрос», он должен быть связан с темой урока. На физике можно рассказывать об открытиях, сделанных женщинами - физиками. На истории рассказать о том, что идеалы женской красоты развивались по двум направлениям: формализованному и реальному; о том, что, например, в Др. Египте формальным идеалом была богиня Исида – женщина с головой и крыльями коршуна, а реальным идеалом была жена Эсхатона – Нефертити, женщина нежная и трепетная. Можно рассказать о женах декабристах. На уроках литературы рассказать о женщинах – поэтах: А. Ахматовой, М. Цветаевой и т.д. Ещё очень много можно перечислять предметов и связанных с ними женских имен, но хочется отметить, что на этих уроках девушка должна понять, что она прекрасна независимо от внешности, и стать прекрасней ей помогут знания [11,39-41].
4.3. ВНЕУРОЧНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕВОЧКАМИ
Воспитание девушек
Самым лучшим условием формирования специфических качеств юношей и девушек является их совместная деятельность. При общении с юношами девушки становятся смелее, естественнее, а юноши вежливее. В.А.Сухомлинский утверждал, что девушка должна быть в определенной степени воспитателем юноши. И чем с большим достоинством держится девушка, тем благороднее, целомудреннее чувство любви, испытываемое к ней со стороны юноши.
Необходимо проводить лекции для девушек на темы: «Основы нравственного взаимоотношения юношей и девушек», «О материнстве», «О любви серьёзно», «О чем должна знать каждая девушка» и многие другие темы, которые влияют на становление характера девушки.
На характер девушки большое влияние оказывает внешность. Девушки, которые имеют некоторые комплексы по поводу их внешности, более скованы и в разговоре, и в обращении. Для них внешность – главное качество. Это неправильно! Для того, чтобы у них не было комплекса, необходимы лекции на темы: «В чем истинная красота девушки», «Девушка и спорт», «Не родись красивой, а родись счастливой» и т.д. Так как большую роль играет взаимное влияние друг на друга юношей и девушек, можно устроить совместные прогулки, посещение выставок, театров, кино, спортивные состязания между юношами и девушками, конкурсы на лучшую команду и многое другое [9,64].
4.5 «ТРУДНЫЕ» ДЕВУШКИ И МЕТОДИКА РАБОТЫ С НИМИ
Само понятие «трудные», отклонение от норм поведения не совместимы с понятием «девушка», «женщина», «мать». Но говоря «трудные», имеется ввиду психически нормальные девушки, только в их поведении имеются существенные отклонения. Отрицательные проявления у девушек носят скрытый характер. «Трудные» мальчики шумливы, но «трудные» девочки - это значительно более «трудные». А.С.Макаренко писал: «Как бы долго ни болтался на улице малыш, в каких бы сложных и незаконных приключениях он участвовал, как бы ни топорщился он, против нашего педагогического вмешательства, но, если у него есть, пусть самый небольшой, интеллект, в хорошем коллективе из него всегда выйдет человек. Это потому что малый этот, в сущности, только отстал, его расстояние от нормы можно измерить и заполнить. Девочка же рано, почти в детстве, начавшая жить половой жизнью, не только отстала физически и духовно, она несет на себе глубокую душевную рану, очень сложную и болезненную. В этих сложившихся переплетах боли и чванства, бедности и богатства, ночных слез и дневных запугиваний нужен дьявольский характер, чтобы наметить линию и идти по ней, создать новый опыт, новые привычки, новые формы осторожности и такта» [Цит. по:12,78-80].
Большая эмоциональность девушек, при наличии плохих привычек затрудняет правильное поведение. Например, вино действует на девушек сильно и быстро, но так как девушки более стеснительны, они первое время скрывают свое пристрастие к вину, обращаясь по этой причине за медицинской помощью с опозданием.
Со всех сторон на девушку, рано начавшую жить половой жизнью, направлены «понимающие», «сочувствующие» взгляды. Они-то и мешают девушке забыть о ее горе, девушка начинает верить в свою неполноценность. Если же девушка надломлена морально, то ее уже труднее перевоспитать, все дело заключается в проблемах, просчетах школьно-семейного воспитания. И в первую очередь семья. Семья для девушки играет главную роль. И если в семье неурядицы, семья распадается, девушка воспринимает это болезненно, иногда даже с трагическим исходом.
Трудные девушки чаще посещают кино, дискотеки, но они мало читают, мышление их однообразно, слабо развита речь, бедное воображение. У многих педагогически запущенных девушек обнаруживается чрезмерно раннее стремление, осознание принадлежности к женскому полу, к отношениям полов. В них появляется потребность нравиться гораздо раньше, чем у «обычных» девушек. «Трудные» девушки вспыльчивы, невыдержанны, обладают неустойчивым вниманием, не любят трудиться [9,89].
Мир девушки очень сложен, и если вовремя не прийти к ней на помощь, что-то может сломаться. Если девушка еще учится и приходит на уроки одетая «не по форме», накрашенная вызывающе, не нужно делать ей замечание в присутствии всего класса. Не нужно говорить ей, что она не должна краситься, что у нее не должно быть такой прически. Она сделает все наоборот. Нужно тактично (но при условии, что педагог пользуется уважением) заметить, что ей лучше другой тон теней, или прически можно сделать по-другому.
Воспитание не должно сводиться к отдельным педагогическим мерам, необходима целая система: правильный режим и организация деятельности девушки. Но педагог не должен оставаться в стороне, его вмешательство является необходимым в социализации девушки [12,85-87].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема «Воспитание девушек» очень слабо развита в нашей школе. Современные научные исследования подтверждают, что эта тема еще мало изучена и представляет большой интерес.
Народные традиции воспитания девушек сильно отличались от воспитания юношей. Уже в те далекие времена понималась необходимость и важность подготовки девушки к семейной жизни, формированию в ней правильной роли хранительницы очага, матери и женщины. Девушка дворянского сословия должна была уметь вести беседу, играть на рояле, петь, знать иностранные языки. Девушки воспитывались в покорности будущему мужу. Жена не имела права сесть с мужчинами за стол, она только подавала к столу. Девушки, воспитуемые в институтах благородных девиц с раннего возраста, наряду с обучением арифметики, русского и иностранных языков получали знания в ведении хозяйства, работах по дому, овладевали умениями поддерживать хозяйство: ткать, шить, вязать, готовить, вести приходно-расходные книги. Успешно окончившие обучение могли поступить на службу учительницами в училище благородных девиц, а также стать домашними наставницами в семьях дворян и аристократии. Подчас представители царской семьи (Екатерина II, императрица Мария Федоровна) принимали непосредственное участие в судьбе воспитанниц. Смольный институт благородных девиц под покровительством Екатерины II, «Мариинское» училище ведомства императрицы Марии Федоровны готовили к семейной жизни, к выполнению функции домашнего учителя и воспитателя, ставили перед собой задачу воспитания нравственных добродетелей, т.е. черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости, воспитанности.