Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:35, курсовая работа
Цель исследования: Выявление основных критериев воспитания девочки: что поощрять, а какие черты стараться приглушить, стоит ли с детства внушать ребенку, что главное — это активность и независимость или воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность, то есть качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с представлениями о лидерстве, конечный результат которых будет заключаться в продуктивной подготовке девочки к замужеству и воспитанию детей.
Введение………………………………………………………………………….… 4
Глава I. РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ……………………….……….…….. 7
Глава II. ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК В РОССИИ……………………………………………………………………………….…. 9
2.1. Институт благородных девиц……………….…………...……………….….. 12
2.2. Женское «Мариинское» училище………………………………….…........... 19
2.3. Многоуровневая система женских учебных заведений……………………. 22
2.4. Женские гимназии ведомства Марии Федоровны и Мин. народного образования…..................................................................................................................… 24
2.5. Епархиальные женские училища………………….……...…………………. 27
Глава III. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА…………………………..…………………… 28
3.1. Девушки в период полового созревания...…………………….……………. 29
3.2. Различия между юношами и девушками…………...……………….…...…. 37
3.3. Психосексуальное развитие и полоролевое воспитание…………….….…. 48
3.4. Девушки и взросление……….……………...……………………………….. 53
Глава IV. ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК (обобщение)………………….………... 54
4.1. Основные задачи воспитания девушек……………………...…………....… 54
4.2. Подготовка девушек к семейной жизни в процессе обучения…………….. 56
4.3. Внеурочная воспитательная работа с девушками…………………...….….. 57
4.4. «Трудные» девушки и методы работы с ними……….……...……………. . 58
Заключение………………………………………………....……………………… 60
Список литературы..…………………………
2.5. ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА
Подготовка домашних воспитателей,
учителей и наставниц осуществлялась
и в епархиальных женских училищах
и семинариях. В епархиальные училища
для дочерей православного
По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания [3,83-85].
III. ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ И ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВУШЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Особое положение
Половое созревание подразумевает
биологические и
Взросление, напротив, в большей мере касается психологического совладания с собственным телесным и сексуальным созреванием, т.е. «приспособлением» ребенка к половому статусу. Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление – психологическую сторону развития. Так как процессы телесного созревания в известной степени дают импульс всем последующим изменениям, половое созревание можно считать началом взросления [8, 74-77].
3.1. ДЕВУШКИ В ПЕРИОД ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Любовь воспринимается подростками как атрибут взрослости. Они стремятся в эту долгожданную взрослость, рвутся к ней. Некоторые школьницы начинают мечтать о любви очень рано. Жажда освоить новую для них роль влюбленной и возлюбленной у некоторых школьниц столь велика, что они буквально придумывают себе любовь, конструируют се искусственно, развивают в своем воображении. Придуманное чувство они готовы принять за настоящее. Бывает, тайным объектом обожания становится учитель, или студент-практикант, или киноактер.
Известно, что у девочек раньше, чем у мальчиков, появляются сложные формы самосознания. Более активна их внутренняя жизнь, жизнь сердца. Мальчик еще шаловлив и проказлив, как ребенок, а девочка в том же возрасте уже способна к сопереживанию, состраданию. Она уже думает о том, каким будет ее возлюбленный, как сложатся взаимоотношения с ним. Она полна предчувствий и ожиданий, у нее начинает развиваться интуиция, которая у женщин значительно сильнее. Ей доступно понимание тонких движений души. Учителя заметили: когда они ведут подростков на спектакль по пьесе А.П. Чехова «Три сестры», мальчики порой хихикают в самых трагических моментах. Девочки же все понимают, и, если тоже не слушают, то лишь потому, что шумная реакция мальчиков мешает им глубже вникнуть в события, происходящие на сцене, в страдания чеховских героинь.
У девочек на полтора-два года раньше, чем у мальчиков, рождается потребность в глубокой интимной дружбе. Пока есть только тяга к пониманию, сочувствию, сопереживанию. Чувственности еще нет - она проснется значительно позже. Есть лишь потребность в психологической близости с юношей, в нежности, в самораскрытии, взаимопонимании [5,44-46].
Девочки в пору своего взросления убеждены: в жизни нет ничего важнее в необходимее любви. Они готовы ее искать всю жизнь, пока не найдут. Но лучше бы, считают они, найти ее поскорее.
Ожидание любви - это пора спетой мечты, разбуженного воображения. Прекрасная, счастливая пора, когда девушка утром просыпается с мыслью, что, может быть, сегодня встретит того, кого полюбит. И вместе с тем пора тревожная: девушка беспокоится, а вдруг ей не ответят взаимностью. Она ощущает недовольство своей внешностью, одеждой, но чувство неуверенности в себе нередко прикрывает напускной бравадой. Возросшее внимание к собственной внешности грозит порой стать всепоглощающим. Старшеклассница часто рассматривает себя в зеркале, от которого, впрочем, нередко отходит с тяжелым чувством уныния, потому что находит свою внешность невыразительной, неяркой, не такой, как у подружек, которые пользуются успехом у юношей.
Не только в зеркало надо смотреть девушкам, но и в душу свою заглянуть, чтобы ответить себе на вопрос: может ли такую вот, какая ты есть, кто-то по-настоящему полюбить?
Многие девушки огорчаются, что не родились красавицами. И напрасно. Нежная взаимная любовь нередко выпадает на долю девушек, отнюдь не относящихся к разряду писаных красавиц. Вспомните слова из песни:
«Я гляжу ей вслед, ничего в ней нет, а я все гляжу, глаз не отвожу...»? Как необычайно притягательны, пленительны те девушки, которые словно озарены внутренним светом! В свое время К.Д. Ушинский писал, что через глаза смотрит на мир душа человека. Глаза - зеркало души. Какая у девушки душа? От этого зависит присутствие или отсутствие того, что называют внутренней красотой, которая действует неотразимо на юношей серьезных, способных па глубокое чувство.
Но и внешность, конечно, требует повседневной заботы. Девочки хотят правиться. А следят ли за собой? Или ограничиваются макияжем, который, в общем-то, им и не нужен при их молодости? Дружат ли с водой, мылом и зубной щеткой? Не переедают ли? Занимаются ли гимнастикой? Дружат ли с иголкой и нитками? Со швейной машиной?
Многие девушки предпочитают повсюду бывать в джинсах. А между тем, сколько очарования, пробуждающейся женственности в том, как девушка расправляет складки платья, садясь в кресло! А как хороши тоненькие девушки, танцующие в пышных платьях! Есть что-то непередаваемо волнующее и трогательное в каждом их движении.
Чтобы девушка не огрубела, не утратила женственности, нельзя применять по отношению к ней силовые методы воспитания. Добавим, что и мальчику они чаще всего приносят вред. Очень важно, чтобы у девочки был заботливый, любящий отец, это укрепляет ее уверенность в себе, психологически облегчает ей общение с юношами, внутренне охраняет ее, защищает от грубости. Она просто не приемлет неуважительного отношения к себе со стороны представителей противоположного пола, вовремя покидает компанию, где бесцеремонно относятся к девушкам [14,92-96].
Важно, чтобы девочку в эту трудную для нее пору связывали отношения духовной близости с родителями, чтобы в семье повседневно создавались, утверждались и поддерживались высокие человеческие отношения с их чистотой и возвышенностью. Бережная забота друг о друге, серьезность и глубина отношений в родительской семье становятся для девочки эталоном. Такой глубины взаимопониманий она будет искать и в отношениях с юношами. Если у девочки крепкие духовные связи с семьей, ее рано возникающая потребность в задушевном общении в значительной мере насыщается в родительском доме, и в кругу школьных друзей. Это уменьшает опасность того, что в поисках интимной дружбы девочка окажется жертвой контактов, которые могут иметь трагические последствия. Всему свое время, и лучше, если не произойдет забегания вперед. Ведь речь идет о поре ожидания любви, ее предчувствия, и не надо этот период сокращать, надо прожить его не спеша, с удовольствием, с последовательным развертыванием событий, мыслей, переживаний.
Хорошо, если в этот период девочку связывают дружеские отношения с ее одноклассниками. Эта дружба основана на общих интересах, коллективных делах. Если девочка и мальчик вместе ходят в школу, начиная с младших классов, это хорошие, чистые отношения.
Вот мнение Нины Павловны Шадриной из г. Орла: «Мне кажется, когда мы говорим девочке: «Тебе рано дружить с мальчиками», мы тем самым как бы уже заранее предполагаем, что эти отношения носят характер предосудительный. Но если я хорошо знаю товарищей дочки, знаю, что они положительно влияют на нее, то странно было бы эту дружбу запрещать. Страх возникает, когда не знаешь человека, с которым проводит свободное время дочка.
А если это одноклассники или ребята из нашего двора, которых я знаю с детства, что ж тут плохого? Я знаю, что могу спокойно отпускать с ними свою дочку. Хуже, если у нее не будет этих друзей и их место займет кто-то, кто будет смотреть на нее не как на товарища, а как на кратковременное развлечение от скуки.
Период перехода от детства к зрелости может быть источником стресса для девочки, особенно если она растет в семье, где ее постоянно ругают. Она становится неуравновешенной, вспыльчивой, в любой момент может восстать против родителей. Девочка посещает «тусовки», и, хотим мы того или нет, мнение друзей для нее важнее, чем наше. Отметим, однако, что она менее подвержена влиянию компании по сравнению с юношами.
Половое созревание девочки отнимает у нее много сил. Психологической зрелости пока нет: девочка зависима эмоционально, ее могут довольно легко сбить с толку, увлечь и завлечь. Она экономически несамостоятельна, и это тоже может породить массу конфликтных ситуации в семье. Да мало ли поводов для конфликтов! Она хочет постричься «под ежик» или выкрасить волосы в немыслимый цвет. Если с нею скандалить но этому поводу, она будет носить такую прическу и дальше. Приходится терпеливо ожидать, когда ей самой надоест такое новшество [5,46-47].
Девушки по сравнению с юношами чаще идут на конфронтацию с родителями, учителями, подругами, потому что они более склонны анализировать поступки окружающих людей и производить время oт времени переоценку ценностей.
Стремясь побыстрее
До чего же легко сбить
с толку некоторых наших
Девушки-школьницы говорят, что покончат жизнь самоубийством, потому что парень ушел к другой. В общем, не шуточное это дело - первые переживания, которые обрушиваются на девочку в пору перехода от детства к взрослости.
Какими мудрыми бывают иногда родители, спасая дочь от стресса, которым нередко сопровождается первая влюбленность. Вот эпизод из жизни одной умной, вдумчивой мамы. Ее дочка однажды радостно объявила ей, что влюбилась. Сказала она об этом своей подруге, познакомила ее с тем, кто ей нравился, И что же? Обычное дело: подруга увела у нее парня. И началось... Девочка впала в депрессию: слегла, не ела, не ходила в школу. Плакала: «Жить без него не могу». И тут-то нашла путь к спасению дочки умная мама. "А я думаю, что это еще не любовь, - сказала она. Помнить стихи Ахматовой: «Настоящую нежность не спутаешь ни с чем, она тиха...»? А ты рассказала о своей любви всему свету. Нет, это, наверное, пока что не любовь». «Любовь, любовь» - протестовала девочка. Но через некоторое время встала и пошла. Потом начала что-то напевать, а наутро пошла в школу. Через месяц призналась матери: «Ты знаешь, а ведь, ты была права. Это действительно была не любовь, потому что я о нем больше даже не вспоминаю».
Родителям не надо стараться узнать все до мелочей: у девочки есть право на тайну. Но научить ее говорить твердое «нет», когда кто-то против ее воли подталкивает ее к вступлению в интимные отношения, научить осторожности, чтобы девочка не стала жертвой насилия, встретить дочь с занятий кружка ил секции, если па улице уже стемнело, - все это любящие родители сделают для своей дочери охотно.
Расскажем девочкам, что беда случается на 99% задолго до печальной ошибки. Пусть узнают о роковом значении первого шага. Таким первым шагом чаще всего бывает согласие девочки остаться наедине с парнем, пойти с ним в незнакомую компанию.
И сами будем помнить, что несчастье случается уже тогда, когда мы отталкиваем от себя дочку.
Если у девочки утрачен контакт с родителями, да к тому же в школе все складывается не лучшим образом, она оказывается всеми обстоятельствами своей жизни вытолкнутой на улицу. И тогда не в школе, не в кружке, не в студии или спортивной секции находит она своего избранника, а в уличной компании. Именно общение в асоциальной среде чаще всего становится причиной раннего начала половой жизни.
Уличные компании, которые собираются, чтобы во дворах и скверах выпить, подзадорить взрослых от скуки, нередко находятся под пристальным вниманием преступных элементов. Под их влиянием молодежь образует так называемую «стаю», в которой действуют свои законы. В такой «стае» - свой тип идеального героя, безжалостного, дерзкого, открыто попирающего нормы законности, порядка, морали, бравирующего пренебрежением к закону. И многие девочки, попав в «стаю», поддаваясь всеобщему настроению, восхищаются такими лидерами уличных компании. Грубость им кажется проявлением силы. Девочки в силу своей неопытности не в состоянии понять, что сила и мужественность - не в грубости и хамстве, а в готовности помочь всем, кто нуждается в помощи и защите. Сила и мужественность - в рыцарском отношении к женщине. Но девочки еще так мало знают о жизни, что подлинную мужественность и силу не могут отличить от грубой бесцеремонности.