Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:55, курсовая работа
Целью исследования выступает правильная организация внеклассной работы, подбор игр, упражнений по математики для младших школьников.
Цель нашего исследования раскрывается в следующих задачах:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить методику организации и проведения внеклассной работы с младшими школьниками по математики.
3. Разработать фрагменты уроков и занятий внеклассной работы.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Теоретические основы организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками
1.1. Понятие внеклассной работы и ее организация………………………….4
1.2. Анализ методической литературы………………………………………...9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…11
Глава II Методика работы на внеклассных занятиях в начальной школе
2.1. Подбор тем и заданий для разных форм внеклассной работы по математики с младшими школьниками………………………………………………………………….....12
2.2.Основные результаты и выводы по теме исследования…………………..19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………….……………………24
Список литературы………………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………...27
Основными результатами работы явились: Теоретически и экспериментально обосновано значение внеклассной работы по математике для развития математических способностей школьников и повышение их мотивации. Разработаны общие и частные положения, определяющие построение некоторых форм внеклассной работы по математике в начальной школе. Разработан комплекс учебно-методических материалов для проведения различных форм внеклассной работы по математике с целью развития математических способностей учащихся. Рекомендации учителю: Рекомендуется периодически использовать комбинаторные задачи во внеклассной работе или как разминку на уроках математики[8].
Список литературы
Приложение 1
Анкетирование учащихся
Инструкция для учащихся:
В каждом из вопросов выбери один ответ.
Вопросы:
1. Тебе нравится в школе или не очень?
А) не очень
Б) нравится
В) не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
А) чаще хочется остаться дома
Б) бывает по-разному
В) иду с радостью
3. Если бы
учитель сказал, что завтра в
школу не обязательно
А) не знаю
Б) остался бы дома
В) пошел бы в школу
4. Тебе нравится,
когда у вас отменяют какие-
А) не нравится
Б) бывает по-разному
В) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
А) хотел бы
Б) не хотел бы
В) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
А) не знаю
Б) не хотел бы
В) хотел бы
7. Ты часто
рассказываешь о школе
А) часто
Б) редко
В) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
А) точно не знаю
Б) хотел бы
В) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
А) мало
Б) много
В) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
А) нравятся
Б) не очень
В) не нравятся
Обработка и интерпретация результатов
В
ходе обработки используется специальный
ключ, представленный ниже в форме
таблицы:
Уровни | № вопросов | Кол-во баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
Высокий | Б | В | В | А | Б | Б | А | Б | Б | А | |
Средний | А | Б | А | Б | В | А | Б | А | А | Б | |
Низкий | В | А | Б | В | А | В | В | В | В | В |
Каждый ответ,
совпадающий с ключом в строке
«высокий уровень», оценивается в 2
балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий
уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается
общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
14 – 20 баллов – высокий уровень;
7 – 13 баллов – средний уровень;
1 – 6 баллов
– низкий уровень [7].
Приложение 2
Примерное планирование внеклассных занятий по математике 1-3классов
1класс
Занятие 1. 1. Занимательная задача на сложение. 2. Упражнение на проверку знания нумерации. 3. Загадки. 4. Игра «Веселый счет» (в пределах 20).
Занятие 2. 1. Упражнения в измерении на глаз. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадки. 6. Игра «Задумай число» (в основе ¾ а + х = в, х + а = в).
Занятие 3. 1. Упражнение на сравнение фигур. 2. Ребусы. 3. Задача в стихах. 4. Задача-смекалка. 5. Загадка. 6. Игра «на 5 больше и на 5 меньше».
Занятие 4. 1. Игра «Задумай число» (в основе вычитание числа из суммы вида: (х + а) – х =а). 2. Задача в стихах на разностное сравнение. 3. Задача-смекалка. 4. Занимательный квадрат. 5. Задача-шутка. 6. Загадка. 7. Игра «Узнай, на какой парте флажок» (на нахождение уменьшаемого).
Занятие 5. 1. Выпуск математической газеты. 2. Логическая игра «Какая математическая фигура исчезла?».
Занятие 6. Итоги работы кружка. 2. Выставка лучших работ учеников.
3. Математические игры.
2 класс
Занятие 1. 1. Ребусы. 2. Занимательные задачи на сложение. 3. Упражнения на знание нумерации. 4. Задача-смекалка. 5. Задача-шутка. 6. Загадки. 7. Игра «Веселый счет» (в пределах 24).
Занятие 2. 1. Ребусы. 2. Задачи в стихах на сложение. 3. Анализ геометрических фигур. 4. Задача-смекалка. 5. Задача-шутка. 6. Загадки. 7. Игра «Число добавляй, а сам не зевай!».
Занятие 3. 1. Танграм. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка на изменение разности. 4. Загадка. 5. Игра «Задумай число».
Занятие 4. 1. Выпуск математической газеты. 2. Игра «Не собьюсь».
Занятие 5. 1. Итоги выпуска газеты. 2. Задача в стихах. 3. Логические упражнения с отношениями «больше», «меньше», «равно». 4. Задача-шутка. 5. Игра «Таблицу знаю».
Занятие 6. 1. Ребусы. 2. Задача в стихах на сложение. 3. Логические упражнения на сравнение фигур. 4. Задача-смекалка. 5. Задача-шутка. 6. Загадка. 7. Логическая игра «Узнай, какой значок на твоей шапочке».
Занятие 7. 1. Таблица умножения на пальцах. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадка. 6. Игра «Телефон».
Занятие 8. 1. Выпуск математической газеты. 2. Игры.
Занятие 9. 1. Итоги выпуска газеты. 2. Задача на вычисление времени. 3. Задача-шутка. 4. Задача-смекалка. 5. Загадка на меры времени. 6. Игра «Волшебный циферблат».
Занятие 10. Выставка лучших работ учеников. 2. Игры. 3. Подведение итогов работы кружка.
3 класс
Занятие 1. 1. Ребусы. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка. 4. Загадка. 5. Игра «Таблицу знаю».
Занятие 2. 1. Числа-великаны. 2. Коллективный счет. 3. Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадка. 6. Игра «Знай свой разряд».
Занятие 3. 1. Логическая задача на сравнение фигур. 2. Задача в стихах. 3. Наглядная алгебра. 4. Логическая задача. 5. Задача-шутка. 6. Загадка. 7. Игра «У кого какая цифра?».
Занятие 4. 1. Выпуск математической газеты. 2. Игры.
Занятие 5. 1. Итоги выпуска газеты. 2. Задача на движение. 3. Логическое упражнение на усвоение смысла слова «одновременно». 4. Задача в стихах. 5. Задача-смекалка. 6. Загадка. 7. Игра «Удивительный квадрат».
Занятие 6. 1. Ребусы. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка (нахождение целого по доле). 4. Задача о встречных поездах. 5. Задача-шутка. 6. Загадка. 7. Логическая игра «Молодцы и хитрецы».
Занятие 7. 1. Сценка о С. В. Ковалевской. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадка. 6. Игра «Задумай число по формуле (х 3): х + 7 = 10»
Занятие 8. 1. Выпуск математической газеты. 2. Игры.
Занятие 9. 1. Итоги выпуска газеты. 2. Задача в стихах. 3. Задача-смекалка. 4. Задача-шутка. 5. Загадка. 6. Игра «На 40 больше и на 40 меньше»
Занятие
10. 1. Итоги работы кружка. 2. Выставка
лучших работ учеников. 3. Игры [13].
Приложение 3
Конспект внеклассного мероприятия по математике
Цель: познакомить детей с комбинаторными задачами
Задачи: 1) Образовательные: познакомить детей с комбинаторными задачами, методами их решения; 2) Воспитательные: воспитывать в детях любовь к математике; 3) Развивающие: развивать у детей логическое мышление.
Структура внеклассного мероприятия:
Информация о работе Внеклассная работа по математике в начальных классах