Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа
Возьмем множество А, которое является представителем класса «число 3», например, А=. Возьмем множество В, которое является представителем класса «число 5», например В=. Поставим в соответствие каждому кругу из множества А треугольник из множества В, множество таких треугольников. В1= является подмножеством множества В. Итак, множество А равномощно множеству В1, которое является собственным подмножеством множества В. Поэтому по определению отношения «меньше» 3<5.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Контрольная работа
по Математике
Работу выполнила
Зинковская Любовь Константиновна
Студентка 1 курса заочного отделения
педагогики начального и специального образования факультета СГУ
группа № 145
проверил:
доцент Литвинова О.А.
2013 год
Контрольная работа
1. Докажите, что
а) 3 < 5;
Возьмем множество А, которое является представителем класса «число 3», например, А=. Возьмем множество В, которое является представителем класса «число 5», например В=. Поставим в соответствие каждому кругу из множества А треугольник из множества В, множество таких треугольников. В1= является подмножеством множества В. Итак, множество А равномощно множеству В1, которое является собственным подмножеством множества В. Поэтому по определению отношения «меньше» 3<5.
А
В\В1
В1
б) 24 + 32 > 22 + 32;
В левой и правой части неравенства записаны суммы, состоящие из двух слагаемых 24;32 и 22;32. Вторые слагаемые в этих суммах равны числу 32, значит для того, чтобы узнать, какая сумма больше, нужно сравнить слагаемые 24 и 22.
Возьмем множество А, которое является представителем класса «число 24» и множество В, являющееся представителем класса «число 22». В множестве А можно выделить собственное подмножество А, равномощное множеству В, значит 22<24, 24>22 и 24+32>22+32.
в) 4×6 > 4×3.
В левой части неравенства произведение 4×6 равно сумме шести слагаемых, каждое из которых равно четырем:4+4+4+4+4+4. В правой части неравенства произведение 4×3 равно сумме трех слагаемых, каждое из которых равно четырем: 4+4+4.
4+4+4+4+4+4>4+4+4, значит 4×6 > 4×3.
2. Примените законы сложения и умножения и вычислите результат, каждый случай использования законов объясните:
а) 4064 + (1732 + 936);
Поменяем местами слагаемые, применив коммутативное свойство сложения
936+1732
4064+(936+1732)=
Переставим скобки, применим ассоциативное свойство сложения
=(4064+936)+1732=
Выполним сложение в скобках и найдем окончательный результат.
5000+1732=6732.
Ответ: 6732.
б) 486 + 387 + 813 + 914;
Применив коммутативное свойство сложения, поменяем слагаемые местами
=486+914+387+813=
Применив ассоциативное свойство сложения, переставим скобки
=(486+914)+(387+813)=
Выполним сложение в скобках и найдем окончательный результат
=1400+1200=2600.
Ответ: 2600.
в) 624∙187 + 376∙187.
Применим дистрибутивное свойство сложения
624*187+376*187=
=187*(624+376)=
Выполним сложение в скобках и найдем конечный результат
=187*1000=187000.
Ответ: 187000.
3. Докажите, что для любых натуральных чисел a , b и c верно утверждение: если а = b , то а + с = b + с .
Пусть А это множество класса «число а», В – множество класса «число b». Если а= b, то n(A)=n(B), число элементов в этих множествах одинаковое. А ~ В. Рассмотрим множество класса «число с» и найдем число элементов объединения множеств
АUС=n(АUС)=n(A)+n(C)
BUC=n(BUC)=n(B)+n(C)
n(A)+n(C)=n(B)+n(C), т.к. к равным числам элементов множества А и В добавляется одно и то же число n(C) элементов множества С. Объединение множеств АUС равномощно объединению множеств ВUС, тогда а+с=b+c.
4. Дайте теоретико-множественное обоснование вычитания и умножения, наглядно проиллюстрировав каждое условие:
а) Из коробки вынули сначала 6 карандашей, а затем 2 карандаша вернули обратно. Сколько всего карандашей вынули из коробки?
А
В задаче рассматриваются три множества: множество А карандашей, вынутых из коробки первоначально, множество В карандашей, вернувшихся в коробку , оно является подмножеством множества А, и множество С карандашей, оставшихся вне коробки после возврата части их. Множество С представляет собой дополнение множества В до А. В задаче требуется найти число элементов в этом дополнении. Т.к. по условию n(А)=6, n(В)=2 и ВʗА, то n(С)=n(А\В)=nт(А)-n(В)=6-2=4.
В
С
А\В
Ответ: из коробки вынули 4 карандаша.
б) За одну минуту Щелкунчик может разгрызть 4 ореха. Сколько орехов Щелкунчик разгрызет за 3 минуты?
В задаче речь идет о трех множествах, в каждом из которых 4 элемента. Требуется узнать число элементов в объединении этих множеств. Если n(А1)=n(A2)=n(A3)=4, то n(A1 U A2 U A3 )= n(А1)+n(A2)+n(A3)= 4+4+4=4*3. Произведение 4*3 является математической моделью данной задачи. Т.к. 4*3=12, то получаем ответ на вопрос задачи: за 3 минуты Щелкунчик разгрызет 12 орехов.
A3
A2
A1
A1 U A2 U A3
5. Каждое из двух слагаемых увеличили на 40. Как изменится сумма?
Пусть первое слагаемое равно а, второе б, тогда их сумма а+б. увеличим каждое слагаемое на 40 и запишем их сумму: (а+40)+(б+40). На основании св-ва. ассотиативности записи данное выражение без скобок: ( а+40+б+40). Применим св-во коммутативности, поменяем местами слагаемые: а+б+40+40. Согласно свойству ассотиативности сложения произведем группировку : (а+б)+(40+40). Сложим числа во второй скобки и получим: (а+б)+80.
Сумма увеличилась на 80.
6. Делимое увеличили в 10 раз, а делитель уменьшили в 2 раза. Как изменится частное?
Пусть а-делимое, б-делитель. Увеличим делимое в 10 раз (10а), а делитель уменьшим в 2 раза и выполним деление
Частное увеличится в 20 раз.
7. Какой смысл имеет натуральное число 8, если оно получено в результате измерения: а) длины отрезка; б) площади фигуры; в) массы тела?
а) По условию задачи измерили некоторый отрезок а и получили численное значение длины, равное 8. Это означает, что отрезок а состоит из 8 единичных отрезков е: mеа=8, а=5е.
б) В этом случае измеряли площадь фигуры F с помощью единиц площади – квадрата Е (единичного квадрата). Фигура F состоит из 8 единичных квадратов Е: mеF=8 или F=8E.
в) Для измерения массы выбирают некоторое физическое тело, массу которого принимают за единицу, например цилиндр массой 1 килограмм. На рычажных весах устанавливают равновесие массы измеряемого тела х и 8 килограммов: mкгх=8 или х=8кг. Здесь в качестве единицы массы выбрана масса в 1 кг, можно было бы взять произвольный эталон массы е, тогда и записи измерения массы тела х получили бы общий вид: mex=8 или х=8*е.
8. Обоснуйте выбор действий при решении следующих задач:
а) Мама купила 5 кг огурцов, 2 кг свеклы и помидоры. Сколько килограммов помидоров купила мама, если масса всех овощей 12 кг ?
В задаче четыре величины: массы
огурцов, масса свеклы, масса помидоров,
и масса всех овощей. Известны численные
значения трех величин: масса всех овощей
12 кг, масса огурцов 5 кг, масса свеклы
2 кг. Требуется найти массу
Найдем численное значение массы огурцов и массы свеклы, для этого надо сложить их численные значения 5+2=7. Массу помидоров можно получить, вычитая из массы всех овощей массу огурцов и свеклы. Получим численное значение массы помидоров: 12-7=5.
б) На одной полке 30 книг, на другой на 7 книг меньше. Сколько книг на двух полках?
В задаче три величины:
количество книг на первой
полке, количество книг на
Ответ: 53 книги.
9. Объясните различными способами, почему следующие задачи решаются при помощи умножения:
а) В одной корзине 5 кг яблок. Сколько килограммов яблок в трех таких корзинах?
Решение:
1 способ:
Выясним, почему задача решается при помощи умножения.
В задаче речь идет о трех множествах, в каждом из которых 5 элементов. Требуется узнать число элементов в объединении этих трех множеств.
Если n(А1)=n(A2)=n(A3)=5, то n(A1 U A2 U A3 )= n(А1)+n(A2)+n(A3)=5+5+5=5*3. Произведение 5*3 является математической моделью данной задачи. Так как 5*3=15, то в трех корзинах 15 кг яблок.
2 способ:
Пусть множество А= является представителем класса «числа5» (число яблок в одной корзине) и множество В= является представителем «число 3» (число корзин). Найдем декартово произведение А×В=.
Путем пересчета устанавливаем, что n(A×B)=15, т.е. в трех корзинах содержится 15 кг яблок.
б) За один день Саша прочитывает 4 страницы книги. Сколько страниц в книге, если Саша прочитал ее за 6 дней?
За 6 дней, читая по 4 страницы в день, Саша прочитал 4+4+4+4+4+4 страниц,
что по теореме является произведением 4*6. (6>1). Таким образом, получаем ответ на вопрос задачи: в книге 24 страницы.
10. Покажите, какие теоретические факты лежат в основе алгоритма сложения чисел:
а) 136 и 253;
Представим числа 136 и 253 в
виде развернутой записи в десятичной
системе счисления: 136+253=(1*102+3*10+6)+(2*102+
102*(1+2)+10*(3+5)+(6+3).
Итак, сложение данных чисел 136 и 253 свелось к сложению однозначных чисел, изображенных цифрами соответствующих разрядов. Эти суммы находим по таблице сложения:3*102+8*10+9. Полученное выражение есть десятичная запись числа 389.
б) 626 и 245.
Запишем числа в десятичной системе счисления:
626+245=(6*102+2*10+6)+(2*102+
Применим свойства ассоциативности и коммутативности сложения:
=6*102+2*10+6+2*102+4*10+5=6*
Применим свойство дистрибутивности умножения относительно сложения и сложим числа в скобках:
=102*(6+2)+10*(2+4)+11=8*102+
Представим число 11 в виде суммы 10+1, применим свойство ассоциативности и дистрибутивности ко второму и третьему слагаемому, получим ответ:
=8*102+6*10+10+1=8*102+(6*10+
11. Как изменится разность, если:
а) уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 46;
а – уменьшаемое, б- вычитаемое,(а-б)-разность. Увеличим уменьшаемое и вычитаемое на 46 и составим разность:
чтобы вычесть из числа а+46 суммы б+46, достаточно вычесть из него каждое слагаемое этой суммы, одно за другим.
Чтобы вычесть число из суммы достаточно вычесть его из каждого-либо одного слагаемого.
Вычтем число б из слагаемого а, число 46 из слагаемого 46.
Находим разность 46-46, она равна 0. Таким образом разность не изменится, если уменьшаемое и вычитаемое увеличить на 46.
(а+46)-(б+46)=(а+46)-б-46
(а-б)+(46-46)=(а-б).
б) уменьшаемое уменьшить на 277, а вычитаемое увеличить на 323;
а - уменьшаемое, b – вычитаемое, (а-b) – разность. Уменьшим уменьшаемое на 277, а вычитаемое увеличим на 323 и составим разность. Вычтем из разности (а-277) поочередно слагаемые суммы (b+323). Вычтем из а число b (a>b по условию) и уменьшим число 277 на 323. т.е. разность (а-b) уменьшится на 600.