Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 15:22, контрольная работа
Возьмем множество А, которое является представителем класса «число 3», например, А=. Возьмем множество В, которое является представителем класса «число 5», например В=. Поставим в соответствие каждому кругу из множества А треугольник из множества В, множество таких треугольников. В1= является подмножеством множества В. Итак, множество А равномощно множеству В1, которое является собственным подмножеством множества В. Поэтому по определению отношения «меньше» 3<5.
(а-277) – (b+323)=a-277-b-323=(a-b)-
в) уменьшаемое увеличить на 130, а вычитаемое уменьшить на 130?
Пусть а – уменьшаемое, b- вычитаемое, (а-b) – разность. Увеличим уменьшаемое на 130 (а+130), а вычитаемое уменьшим на 130 (b-130) и составим разность, которую обозначим через х.
Найдем из этого равенства уменьшаемое (а+130), к разности прибавим вычитаемое
а+130=х+(b-130)
Применим ассоциативное свойство сложения, найдем уменьшаемое (x+b), к разности (а+130) прибавим вычитаемое
а+130=(х + b)-130,
(х + b)=(а+130)+130
Применим ассоциативное свойство сложения
х+b=a+130+130
x+b=a+260
Найдем неизвестное слагаемое х, из суммы а+260 вычтем слагаемое b. Вычтем из слагаемого а-b (a>b)
x=(a+260)-b
x=(a-b)+260.
Разность увеличится на 260.
12. Используя свойства умножения, найдите наиболее рациональным способом значение выражения:
а) 5×64×25; б) 25×48×125; в) (24 + 88)×25;
г) 17×55 + 17×45 + 23×55 + 23×45; д) 1051×18 – 51×18; е) 199×5.
а) Представим 64 в виде произведения 8*8 и применяя ассоциативное свойство умножения вычислим результат устно:
5*64*25=5*8*8*25=(5*8)*(8*25)=
б) Представим число 48 в виде произведения 6*8 и применяя ассоциативное свойство умножения выполним вычисление устно:
25*48*125=25*6*8*125=(25*6)*(
в) Применим дистрибутивное свойство умножения относительно сложения.
Представим число 24 в виде суммы (20+4) и число 88 в виде суммы (80+8). Применим дистрибутивный закон умножения относительно сложения и выполним вычисление устно:
(24+88)*25=24*25+88*25=(20+4)*
г) Применим коммутативное свойство сложения. Применим ассотиативное свойство сложения, заключим в скобки. Применим дистрибутивное свойство умножения относительно сложения и дважды выполним вычисление устно:
17*55+17*45+23*55+23*45=17*55+
д) Применим дистрибутивное свойство умножения относительно вычитания и выполним вычисления устно:
1051*18-51*18=(1051-51)*18=
е) Заменим число 199 разностью (200-1), применим дистрибутивное свойство умножения относительно вычитания и выполним вычитание устно:
199*5=(200-1)*5=200*5-1*5=
13. Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых: а) 8139 10 ; б) 10101 2 ; в) 210112 3 ; г) 5403 7 .
а) 8139 10 =8*103+1*102+3*10+9
б) 10101 2 =1*24+0*23+1*22+0*2+1
в) 210112 3 =2*35+1*34+0*33+1*32+
г) 54037 =5*73+4*72+0*7+3
14. Запишите число 3865 в системе счисления с основанием: а) 3; б) 5; в) 9.
А)Разделим число 3865 на основание системы 3, а затем каждое частное делим на 3, пока не будет меньше 3.
50220113=536+0*35+2*34+2*33+0*
3865│ ̲ 3
3 1288
- 8
6
- 26
24
- 25
24
1
1288│ ̲ 3
12 429
- 8
6
- 28
27
1
429│ ̲ 3
3 143
- 12
12
- 9
9
0
143│ ̲ 3
12 47
- 23
21
2
15│ ̲ 3
15 5
0
Б) Разделим число 3865 на основание системы число 5, а затем каждое частное последовательно делим на 5, пока частное не будет меньше 5.
3865│ ̲ 5
35 773
- 36
35
- 15
15
0
773│ ̲ 5
5 154
- 27
25
- 23
20
3
154│ ̲ 5
15 30
4
30│ ̲ 5
30 6
0
3865=604305=6*44+0*53+4*52+3*
В) 3865│ ̲ 9
36 429
- 26
18
- 85
81
4
429│ ̲ 9
36 154
- 69
63
6
47│ ̲ 9
45 5
-2
3865=52649=5*93+2*92+6*9+4=
15. Составьте таблицы сложения и умножения в пятеричной системе счисления и выполните действия: 3142 5 ×13 5 - 2304 5 ×4 5 + 231 5 ∙34 5 .
Составим таблицы сложения и умножения в пятеричной системе счисления:
+ 0 1 2 3 4
0 0 1 2 3 4
1 1 2 3 4 10
2 2 3 4 10 11
3 3 4 10 11 12
4 4 10 11 12 13
× 0 1 2 3 4
0 0 0 0 0 0
1 0 1 2 3 4
2 0 2 4 11 13
3 0 3 11 14 22
4 0 4 13 22 31
31425*135-23045*45+2315*345
135
------------------
20031 202315 312205 2024
3142
------------------
1020015
Ответ: 200045
16. Запишите формулу натурального числа, кратного а) 2; б) 5; в) 9; г) 15.
а) 2-м;
б) 5-ти;
в) 9-ти;
г) 15-ти;
17. Из цифр 1, 0, 5, 8 составьте несколько трехзначных чисел, делящихся: а) на 2; б) на 5; в) на 10; г) на 3; д) на 6.
а) на 2; делятся числа, оканчивающиеся на 0 или 8; 150, 158, 510, 518, 108, 810, 180.
б) на 5; 180, 185, 810, 815, 105, 510, 150.
в) на 10; 150, 180, 510, 810.
г) на 3; 150, 510, 180, 810, 105, 501, 108, 801.
д) на 6; 150, 510, 108, 810, 180.
18. Какие из следующих высказываний истинны: а) если число делится на 7 и на 5, то оно делится на 35; б) если число делится на 10 и на 15, то оно делится на 150; в) если число делится на 4 и на 8, то оно делится на 32; г) если число не делится ни на 2, ни на 3, то оно не делится на 6; д) если число не делится на 15, то оно не делится ни на 3, ни на 5.
а) если число делится на 7 и на 5, то оно делится на 35 –высказывание истинное.
г) если число не делится ни на 2, ни на 3, то оно не делится на 6 - высказывание истинное.
19. Из чисел 169, 173, 351, 519, 815 выберите простые.
Натуральное число, больше единицы, называется простым, если оно имеет только два делителя: единицы и само себя.
351 делится на 3, т.к. 9=(3+5+1) делится на 3
519 делится на 3, т.к. 5+1+9=15 делится на 3
815 делится на 5, т.к. оканчивается цифрой 5.
Проверим числа 169 и 173
Наименьший простой делитель составного числа, а не превосходит
169 делится на 13, значит не является простым.
Проверим делится ли число 173 на одно из простых чисел 2, 3, 5, 7, 11, 12 число 173 не делится на 2 т.к. оканчивается цифрой 3, 173 на 3 не делится т.к. сумма цифр (1+7+3=11) не делится на 3, 173 на 5 не делится, т.к. оканчивается цифрой 3.
173- не делится на 7, на 11.
173 не делится на 12 т.к. не делится на 4 (73 не делится на 4) и на 3 (1+7+3 не делится на 3)
Ответ: 173- простое число.
20. Используя канонические разложения на простые множители чисел 7500, 5000, 125 и 300, выясните, какие числа делятся друг на друга, найдите наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное этих чисел.
Решение
Найдем канонически разложение чисел.
5000 2 2500 2 1250 2 625 5 125 5 25 5 5 5 1 |
125 5 25 5 5 5 1 |
300 2 150 2 75 5 15 5 3 3 1 |
7500 2
3750 2
1875 5
375 5
75 5
15 5
3 3
1
7500 делится на 125 и на 300,
т.к. показатели степеней
R(7500, 5000, 125, 300)=
D(7500, 5000, 125, 300)=
21. В коробке лежат карандаши. Число их меньше 300, но больше 200. Сколько карандашей в коробке, если известно, что там содержится целое число десятков, а также целое число дюжин карандашей?
Решение.
Найдем кратное чисел 10 и 12, которое больше 200 но <300.
Выпишем кратные числа 10>200,но<300
210, 220, 230, 240, 260, 270, 280, 290.
Выберем из них те которые делится на 12, это число 240.
Ответ в коробке 240 карандашей.
22. Найдите значение выражения: а) ; б) .
Найдем наименьшие общие кратное знаменателей 4,8 и 6, это число 24. Приведем каждую дробь к знаменателю 24 и выполним указанные действия.
А)
Б)
23. Какую часть рукописи перепечатают четыре машинистки за один час, если первая машинистка могла бы перепечатать рукопись за 12 часов, вторая – за 15, третья – за 10, четвертая – за 9?
Решение.
Примем всю работу по печатанию рукописи за 1, тогда производительность труда первой машинистки равна , второй -третьей - четвертой - .
За 1 час, работая вместе, машинистки выполняют)*1 работы.
Выполним сложение дробей в скобке, для чего найдем наименьшее общее кратное знаменателей дробей .
R(12,15,10,9)=
всей работы выполняет четыре машинистки за 1 час.
24. Сократите дроби: а) ; б) ; в) .
а)
; 792:198=4
Б)
3100: 2080=1(остаток 1020);
2080: 1020=2 (остаток 40);
1020: 40=25(остаток 20)
40:2=2
В)
11319/7845=1 (остаток 3474)
7845/3474=2(остаток 897)
3474/897=3(остаток 783)
897/783=1(остаток 114)
783/114=6(остаток 99)
114/99=1(остаток 55)
99/15=6(остаток 9)
15/9=1(остаток 6)
9/6=1(остаток 3)
6/3=2
D (7845, 11319)=3
25. Сравните: а) и 0,52; б) 1,(428571) и .
представим дробь в виде десятичной периодической дроби 0,538461;
Значит
> 0,52
1,(428571) и 1 представим число 1 в виде смешанной периодической дроби 1,(428571)
Значит
1,(428571) = 1
26. Найти с точностью до 0,001 произведение чисел а = 2,164872… и b = 5,(23).
2,16487<=a<2,16498 найдем десятичные приближения чисел а и b по недостатку и по избытку пятью десятичными значениями.
b=5,232323…..
5,23232<=b<5,23233
Найдем a*b
2,16487*5,23232<=a*b<2,16498*
11,327293<=a*b<11,327367
ab=11,327
27. Запишите в возрастающем порядке следующие действительные числа: ; 0,2123; 0,22; 0,26; 0,(2); 0,(25).
Запишем число в виде десятичной дроби 0,25.
В возрастающем порядке
0,2123; 0,22; 0,(2); 0,(25); 0,26;
28. Установите, в процессе измерения, каких величин были получены следующие результаты: а) 15,5 м ; б) 200 м 3 ; в)60 л ; г) 1 кг 300г; д) 6 ц; е) 60 км/ч .
а) 15,5 м –эта величина полученная в результате измерения длины отрезка.
б) 200 м 3 –величина полученная при измерении объема геометрического числа.
в) 60 л –величина может быть получена при измерении длины окружности, длины дуги окружности, угла поворота.
г) 1 кг 300г- величина получена при измерении массы
д) 6 ц=600 кг.
е) 60 км/ч -величина получена при измерении скорости.
29. Решите нижеприведенные задачи и объясните, какие операции над величинами (площадями и длинами) были выполнены в процессе решения:
а) Площадь кухни 9 м 2 . Сколько плиток линолеума, имеющих форму квадрата со стороной 3 дм, нужно для покрытия пола в кухне?
Найдем площадь одной плитки. имеющей форму квадрата со стороной 3 дм.
S1=3(дм)2=3дм*3дм=(3*3)дм*дм=
При нахождении численного значения площади одной плитки, имеющее форму квадрата применена формула S=a2, коммутативный и ассотиативный законы умножения.
Найдем количество плиток, необходимых для покрытия пола в кухне площадью 9 м2. Переведем квадратные метры в квадратные дециметры. 1м2=10дм*10дм=100 дм2, 9м2=9*100дм2=900 дм2. разделим площадь пола 900 дм2 на площадь одной плитки. 900 дм2/9дм2=100.
При решении задачи выполнялись следующие операции над величинами: умножение длин двух отрезков при нахождении площади, перевод единиц измерения площади из м2 в дм2, деление площадей.
б) Длина листа бумаги прямоугольной формы 9 дм, а ширина 8 дм. Для стенгазеты отрезали листа, а из остального сделали две одинаковых коробки. Сколько квадратных дециметров пошло на каждую коробку?
Найдем площадь прямоугольника по формуле S=a*b, если а=9дм, b=8дм. S=9 дм*8 дм. Применим коммутативное и ассотиативное свойства умножения, получим S=(9*8)*(дм*дм)=72 дм2.
Найдем площадь листа, оббрезанного для стенгазеты. 72 дм2*2/3=72*2/3дм2=48дм2. Найдем площадь листа, из которого сделали 2 коробки: 72 дм2-48 дм2=(72-48)*дм2=24дм2. Узнаем сколько кв.дм. пошло на изготовление одной коробки: 24 дм2:2=12 дм2.
При решении этой задачи выполнялись следующие операции над величинами: умножение численных значений длин 2-х отрезков, умножение площади на число, вычитание площадей, деление площадей на число.