Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:55, курсовая работа
Целью исследования выступает правильная организация внеклассной работы, подбор игр, упражнений по математики для младших школьников.
Цель нашего исследования раскрывается в следующих задачах:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить методику организации и проведения внеклассной работы с младшими школьниками по математики.
3. Разработать фрагменты уроков и занятий внеклассной работы.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I Теоретические основы организации внеклассной работы по математике с младшими школьниками
1.1. Понятие внеклассной работы и ее организация………………………….4
1.2. Анализ методической литературы………………………………………...9
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….…11
Глава II Методика работы на внеклассных занятиях в начальной школе
2.1. Подбор тем и заданий для разных форм внеклассной работы по математики с младшими школьниками………………………………………………………………….....12
2.2.Основные результаты и выводы по теме исследования…………………..19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………….……………………24
Список литературы………………………………………………………………25
Приложения……………………………………………………………………...27
¾ кружковые занятия;
¾ вечера и сборы;
¾ математические олимпиады;
¾ добровольные зачеты;
¾ часы и минуты занимательной арифметики;
¾ математические игры;
¾ написание математических сказок и сочинений;
¾ математические уголки;
¾ математические стенгазеты;
¾ математические выставки и прочее.
Невозможно не указать на то, что внеклассная работа по математике в начальных классах ¾ сильнодействующее педагогическое средство. Оно может принести пользу, но в руках невнимательно относящегося к делу педагога эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. Поэтому, вовсе нет надобности заставлять каждого ученика решать все запланированные учителем упражнения. Пусть дети решают столько задач, сколько могут. Этого будет достаточно для постепенного математического развития каждого учащегося в отдельности и всего класса в целом [4]. Внеклассная работа зависит от индивидуальных интересов учителя. Математическая и общепедагогическая квалификация организатора внеклассной работы также не может не оказывать влияния на ее качество и научно-методический уровень. Большое значение имеют и личные вкусы учителя. Кроме того, материал для внеклассных занятий должен подбираться с учетом особенностей учеников каждого конкретного класса. Поэтому-то и трудно давать конкретные методические указания по внеклассной работе, обязательные для всех. Вероятно, с этим и связано отсутствие методических пособий по внеклассной работе по математике в начальной школе. Однако все же могут быть высказаны некоторые общие соображения, относящиеся к методике ведения кружковых занятий, организации игр, вечеров, викторин и прочее [10] .
Научные
исследования педагогов подчеркивают
многоплановость и сложность
решения вопросов, связанных с
внеклассной работой в школе.
Выводы по 1 главе
Итак
внеклассная работа определяется как
составная часть учебно-
Глава 2 Методика работы на внеклассных занятиях в начальной школе
2.1.
Подбор тем и заданий для
разных форм внеклассной
Групповые
занятия после уроков чаще называют
внеклассными занятиями по математике.
Их отличительная особенность в
том, что они имеют наибольшее
сходство с обычным школьным уроком.
По существу они и являются школьными
уроками, в основе которых лежат
интересные истории, путешествия, соревнования,
то есть это уроки, которые проходят
в игровой атмосфере. Внеклассные
занятия близки к урокам тем, что
используемый на занятиях математический
материал ¾
материал школьной программы, может быть
немного усложненный и расширенный.Целью
таких занятий может являться закрепление
пройденного школьного материала, проверка
знаний, умений и навыков учащихся, расширение
и обогащение пройденного материала. Создание
игровой атмосферы на занятиях развивает
познавательный интерес и активность
учащихся, снимает усталость, позволяет
удерживать внимание. При разработке занятий
надо следить за тем, чтобы задания предлагались
таким образом, чтобы дети воспринимали
их именно как задания, но при выполнении
их все-таки играли. В игру задания превращает
метод их проведения ¾ эмоциональность, непринужденность,
занимательность. На занятиях-путешествиях
ненавязчиво обогащается словарный запас
детей, развивается речь, активизируется
внимание, расширяется кругозор, прививается
интерес к предмету, развивается творческая
фантазия, воспитываются нравственные
качества. И главное ¾ детям интересно заниматься,
они не отвлекаются, стремятся поскорей
выполнить задание, чтобы продолжить так
понравившееся путешествие. Дети играют,
а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют
и доводят до уровня автоматизированного
навыка математические знания. Внеклассные
занятия по математике могут проводиться
и вне учебного материала, то есть не зависеть
от имеющихся у детей на данный момент
учебных умений и навыков. Интересными
внеклассные занятия может сделать исторический
материал, положенный в их основу. Известный
французский математик, философ, физик,
Ж. А. Пуанкаре отмечал, что при выборе
методов преподавания история науки должна
быть главным проводником, ибо всякое
обучение становится ярче, богаче от каждого
соприкосновения с историей изучаемого
предмет [1]. Чтобы учащиеся проявляли повышенный
познавательный интерес к математике,
чтобы она не казалась им скучной, сухой,
труднопреодолимой наукой, целесообразно
в систему внеклассных занятий включать
элементы истории математики. Осуществление
принципа исторического подхода дает
возможность уяснить, что процесс познания
есть исторический процесс, понять связь
теории с практикой, увидеть, что математика
развивалась на основе практики и что
критерием достоверности теории является
практика. Ознакомление учащихся с историей
математики как раз и надо проводить на
внеклассных занятиях, которые будут способствовать
развитию познавательных интересов к
математике; углублению понимания изучаемого
фактического материала; расширению кругозора
учащихся, повышению их общей культуры.
Необходимо начинать такую работу с 2 класса
и проводить ее систематически. Содержание,
объем и стиль изложения вопросов из истории
математики должны соответствовать возрастным
возможностям учащихся. Форма сообщения
сведений может быть различной: это и краткая
беседа, и лаконичная справка, это решение
задачи и экскурс, доклад одного из учеников
или театральная миниатюра, показ фрагмента
диафильма или разъяснение рисунка. Опираясь
на психологические исследования проблемы
обучения и механизмы умственного развития
младших школьников, Л. С. Выготский отмечает,
что не следует бояться преподнести ученикам
что-то более сложное, взятое из будущего
материала. Им было установлено, что умственное
развитие осуществляется успешнее, если
обучение строится не только на достигнутом
уровне развития учеников, но и на механизмах
познания, которые еще не созрели, но могут
функционировать. «Только то обучение
является хорошим, которое забегает вперед
развитию», оно придает уроку развивающий
характер и вызывает активную умственную
деятельность учащихся [5].Тематика таких
внеклассных занятий должна соответствовать
порядку ознакомления школьников с различными
математическими фактами и понятиями
в школьном курсе. Так, после прохождения
темы «Меры длины», на внеклассных занятиях
происходит углубление знаний по теме
в процессе проведения бесед и практических
упражнений по измерению длины отрезков
старинными способами. В доступной форме
осуществляется знакомство детей с происхождением
различных единиц измерения. Аналогичная
работа возможна при изучении темы «Меры
времени». Краткие сведения о происхождении
часов, некоторых единиц измерения времени,
о зарождении календаря и путях его совершенствования,
можно на занятии и раскрыть взаимосвязь
мер времени с природными явлениями. Не
менее интересные сведения могут получить
школьники и в ходе изучения темы «Многозначные
числа». Беседы о том, как люди научились
вести счет, записывать числа, выполнять
с ними операции обязательно вызовут интерес
у детей. Таким образом, создается возможность
систематически сочетать изучаемый раздел
программы по математике с внеклассной
работой, углублять знания учащихся, развивать
и их математические способности. Проведение
кружковых занятий в значительной степени
близко к урокам. Сходство классных и внеклассных
занятий определяется организационной
формой коллективной учебной работы, когда
учитель ведет занятие с группой учащихся,
проводит необходимые пояснения, спрашивает
учащихся и тому подобное. При этом желательно
учащимся предоставлять больше инициативы,
давать им больше возможностей высказывать
собственные суждения по обсуждаемому
вопросу. Надо учесть, что иногда ошибочные
рассуждения и их опровержения, тренировка
в “разговоре” на математические темы
дает учащимся больше пользы, чем изложение
учителем готовых решений. Ребята нуждаются
в развитии собственной инициативы, своего
личного подхода к решению данной задачи.
Важно поощрять различные способы решения
задач, не стремиться навязывать свое
решение. Вместе с тем, учителю необходимо
следить за тем, чтобы тематика занятий
и методы работы в кружке были разнообразной.
Ценность содержания внеклассной работы
и определяется разнообразием тематики
и методов решения задач, новизной по отношению
к содержанию урока математики в классе.
Но основной отличительной особенностью
кружковой работы является принцип добровольности
вовлечения в работу[9] . На кружковых занятиях
школьников обязательно надо учить ориентироваться
в незнакомых ситуациях и областях, решать
задачи на незнакомую фабулу, с непривычным
для них математическим содержанием. Темп
проведения кружковых занятий должен
постепенно возрастать. Нецелесообразно
на занятиях кружка проводить систематическое
повторение ранее пройденных вопросов,
так как основная задача кружковой работы -
развитие творческого подхода, повышение
уровня математической подготовки, но
не сообщение учащимся определенных математических
фактов, подлежащих обязательному усвоению.
Учитель на занятиях не должен стеснять
инициативы и находчивости учащихся в
поисках решения задачи, облегчения вычислений.
Кроме того, для занятий необходимо подбирать
такие задания, которые представляют собой
развитие типовых задач, предусмотренных
или непредусмотренных программой. К занятию
учителю необходимо готовиться. Следует
обдумывать план каждого занятия кружка,
учитывая разнообразие методов работы
с учащимися. Включать в этот план отдельные
фрагменты бесед учителя, рассказов, выступлений
учащихся с короткими сообщениями по истории
математической теории, биографии ученых,
интересными решениями задач, сообщениями
о самостоятельных “исследованиях” и
так далее. Это поможет обобщению опыта
внеклассной работы, систематическому
улучшению ее организации и методики.Учителю,
решившему создать на базе своего класса
математический кружок, не обязательно
продумывать методику работы самому. В
этом могут помочь методические пособия,
разработанные различными авторами. Однако,
как правило, в них описана система работы
лишь на один учебный год. Учителю в таком
случае трудно обеспечить преемственность
кружковых занятий. Одним из немногих
авторов, решивших эту проблему, является
В. П. Труднев [16]. Мы представляем примерное
тематическое планирование кружковых
занятий с 1 по 3 класс (см. ПРИЛОЖЕНИЕ) Подобная
система занятий может быть взята учителем
за основу, однако занятия мы рекомендовали
бы каждому учителю немного усовершенствовать
и перестроить в соответствии с особенностями
своих учеников. Цель и характер проведения
математических вечеров (утренников) несколько
отличны от обычных целей и привычного
образа действий, когда учащийся “занимается”
математикой ¾ решает задачи, доказывает
теоремы, выполняет геометрические построения
или является зрителем и слушателем литературно-художественного
вечера. Прежде всего, на таких вечерах,
как правило, присутствуют не только те
учащиеся, которые проявили свои способности
в математике, но и школьники, которые
такого интереса к математике еще не имеют,
а их успехи по этому предмету весьма скромны.
Степень их участия в математическом вечере
зачастую ограничивается лишь таким видом
деятельности, который прямо не связан
с предметом: подготовкой оформления вечера,
выпуском газеты, исполнением ролей в
инсценировках, подготовкой билетов и
премий, декламацией стихотворений, раздачей
материала для игры и так далее. Формы
математических вечеров бывают разными.
Они могут проходить в виде викторин,КВНов,
соревнований одной группы учащихся с
другой,утренников. При этом содержание
вечера не может ограничиваться одними
лишь математическими вопросами. Математическая
тематика предстает перед учащимися в
игровой форме ¾ в виде ребусов, кроссвордов,
викторин, занимательных вопросов и ответов,
загадок, софизмов и тщательно замаскированных
ошибок в рассуждениях, которые учащиеся
должны обнаружить, и другие [11]. Занятия
такого вида вызывают острый интерес у
учащихся, дают им возможность вдоволь
пофантазировать, опираясь как на интуицию
и здравый смысл, так и на рассуждения,
подчиняющиеся логике, принятой в математических
доказательствах. Новая для учащихся форма
внеклассной работы ¾ олимпиада ¾ должна предстать перед
ними увлекательным соревнованием, прививающим
интерес и любовь к данному предмету, расширяющим
кругозор и систематизирующим знания
и навыки. Поэтому столь ответственна
роль организаторов первых в жизни школьника
олимпиад. Неумело составленные задачи
могут отпугнуть ученика своей сложностью
и непривычностью, непривлекательностью
формулировок, преждевременностью ознакомления
с используемым материалом. С другой стороны,
если олимпиадные задачи мало отличаются
от обычных “школьных”, то олимпиада
превращается в дополнительную контрольную
работу, а это может ослабить стремление
детей к углублению знаний по математике,
охладить учащихся. Итак, олимпиады в 1-
4 классах по математике способствуют
знакомству учащихся с этой увлекательной
формой внеклассного обучения; способствуют
расширению математических знаний учащихся;
знакомят их с интересными задачами и
изящными, порой неожиданными методами
их решения. Возможна следующая организация
олимпиады в 1-4 классах. Для участия в олимпиаде
приглашают всех желающих. Участникам
состязания предоставляются условия определенного
количества задач, на решение которых
выделяют определенное время. Подбор задач
осуществляют таким образом: первая задача
должна быть общедоступной по своему решению
и оригинальной по формулировке, основанной
на жизненных наблюдениях учащихся; последующие ¾
сочетать математические факты и термины
из различных разделов курса; должны быть
представлены и логические задачи. Олимпиада
должна быть сложной, рассчитанной на
нестандартный прием мышления [14]. В период
подготовки к олимпиаде учитель должен
сообщать учащимся о том, как правильно
распределить свои силы и время на олимпиаде,
как самостоятельно готовиться. Следует
знакомить участников олимпиады с новыми,
нестандартными методами решения задач. Большую
роль на внеклассных занятиях по математике
играют игры, главным образом дидактические.
Основная их ценность в том, что они возбуждают
интерес детей, усиливают эффект самого
обучения. Создание игровых ситуаций приводит
к тому, что дети увлечены игрой и незаметно
для себя и без особого труда и напряжения
приобретают определенные знания, умения
и навыки. Игра делает отдельные элементы
внеклассной работы по математике эмоционально
насыщенными, вносит бодрый настрой в
детский коллектив, помогает эстетически
воспринимать ситуацию, связанную с математикой:
праздничное оформление класса, красочные
оригинальные газеты, красоту древней
легенды, включающей задачу, драматизацию
математического задания, наконец, стройность
мыслей при решении логических задач.
Игра так же содействует воспитанию дисциплинированности,
так как проводится по правилам. [8]. Таким
образом, описанные в этом пункте формы
проведения внеклассной работы по математике
должны быть во взаимосвязи друг с другом,
проводиться параллельно, тогда каждая
из форм сама по себе станет интересней
и гораздо полезней [12].
2.2 Основные результаты и выводы по теме исследования
В
ходе практической работы были проведены
следующие диагностические
которые помогли выявить наличие данной проблемы в классе и отследить получившиеся результаты, в ходе проведения и организации уроков. Я буду доказывать правильность нашей гипотезы: процесс повышения интереса к урокам математики будет эффективнее, если с детьми регулярно проводить внеклассные мероприятия с занимательным материалом.
На констатирующем этапе нашего эксперимента проводился на базе МБОУ № 32 города Стерлитамака, в 4Б классе, классный руководитель Зюзекина Н.В. В классе двадцать четыре человека, из них 10 мальчиков и 14 девочек. Один из мальчиков данного класса находится на индивидуальном обучении.В целом класс активный. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях. Успеваемость класса средняя. Отличников нет, пять ударников, достаточно большое количество учащихся имеет по одной две тройки. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой, они также дополнительно занимаются с репетитором. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся данного класса к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.Что касается такого предмета математика, хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. То есть проблема повешения интереса к математике в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно было заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами. Наблюдая за классом можно было также заметить, что больший интерес к урокам учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны. Анкета была проведена среди учащихся. В анкетировании принимали участие 19 учащихся класса. Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку и чтению.Анкета состояла из 10 вопросов (см. приложение1). Анкета проводилась два раза в начале практики и по ее окончании, для того чтобы сравнить результаты с интервалов в один месяц.
Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:
Высокий уровень мотивации | 10% |
Средний уровень мотивации | 40% |
Низкий уровень мотивации | 50% |
Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что ребята учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к математике у учащихся слаб. Эксперимент шел в течении месяца с сентября по октябрь, за этот период мы регулярно проводили внеклассные мероприятия по математике. На формирующем этапе была проведена беседа с учителем. Цель беседы: выяснить, как учитель относится к использованию игровых приемов и внеклассных мероприятий для повышения интереса у урокам математики.
- Как вас зовут?
Зюзякина Надежда Васильевна.
- Каков ваш педагогический стаж?
Мой педагогический стаж составляет 20 лет.
- Сколько классов вы уже
- 4 класса.
- Как вы относитесь к
Второй этап анкеты дал следующие результаты:
Высокий уровень мотивации | 35% |
Средний уровень мотивации | 55% |
Низкий уровень мотивации | 10% |
Таким
образом, анализируя результаты анкеты
можно сделать следующие
Выводы по 2 главе
Во 2 главе мы описали методику организации различных форм внеклассной работы, а так же провели эксперимент на доказательство нашей гипотезы. Анализируя результаты исследований и внеклассных занятий, можно сделать вывод о том, что дидактические игры, нестандартные формы работы положительно влияют на повышение интереса к урокам математике. Такие задачи создают условия для развития творческого мышления, смекалки, находчивости, сообразительности.
Таким
образом, включение внеклассных мероприятий
в процесс обучения младших школьников
и регулярное их использование способствует
повышению познавательной активности
и интереса к урокам математики, способствует
более качественному усвоению знаний.
Заключение
В нашей курсовой работе хотелось бы еще раз подчеркнуть следующие факты: Проблема развития математических способностей школьников наиболее остро встает именно в период начального обучения, а так же важно что это просиходит изза отсутствия мотивации к урокам математики. Поэтому развитие математических способностей учащихся должно осуществляться не только в процессе школьного обучения, но и вне его, т.е. на внеклассных занятиях. Основным средством развития математических способностей школьников должна стать внеклассная работа по математике, из многообразия форм которой каждый учитель сможет выбрать те, что наиболее подходят для его класса. Как показал проводимый нами эксперимент, классный руководитель в большинстве не проводят внеклассную работу по математике со своими учениками, за исключением внесения элементов занимательности в сам урок. Ученики же начальных классов любят этот предмет, но теряют интерес к нему если уроки становятся скучными, традиционными, т.е. стандартными.
Информация о работе Внеклассная работа по математике в начальных классах