Влияние мотивации на уровень учебной активности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:06, реферат

Краткое описание

Объект изучения: факторы влияния мотивации на уровень учебной активности.
Предмет исследования: мотивация как фактор влияния на уровень учебной активности.
Целью работы является анализ мотивации учебной деятельности, в контексте взаимосвязи понятия мотив понятиями цель и потребность.

Файлы: 1 файл

Учебная мотивация.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ММИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ВЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра педагогики, психологии и психолингвистики

 

 

Реферат на тему:

 

«Влияние мотивации на уровень учебной активности студентов»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

студента 116 группы

Лечебного факультета

Тимофеева Д.С

Научный руководитель:

Моисеева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

САМАРА

2014

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Формирование учебной мотивации является одной из основных задач современного образования. Процесс формирования структуры учебной мотивации начинается с первых дней обучения в вузе, а эффективность обучения в каждом конкретном случае в большей степени зависит от структуры и силы мотивации. Изучение факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов, имеет большое значение для повышения эффективности высшего образования. При анализе учебной мотивации студентов важно не только выявить доминирующий мотив, но и учесть структуру мотивационной сферы. Мотивация не только детерминирует деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. Мотивация достижения, рассматриваемая как мотивация к успеху или избеганию неудач, широко изучались в зарубежной психологии Дж. Аткинсоном, Д. Мак Клелландом и др. Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Изучение вопросов, касающихся мотивации личности, является приоритетной областью психологии.

Объект изучения: факторы влияния мотивации на уровень учебной активности.

Предмет исследования: мотивация как фактор влияния на уровень учебной активности. 

Целью работы является анализ мотивации учебной деятельности, в контексте взаимосвязи  понятия мотив понятиями цель и потребность.

 

 

 

 

 

1. Понятие мотивации

Для психологии в существенно большей степени, чем для других наук - философии, физиологии, кибернетики, присуща необходимость интерпретировать понятия естественного языка. Может быть, наиболее отчетливо это проявляется на понятии мотива, мотивации. В словаре «Общая психология» мотивация обозначается как побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.1 Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. В большей степени представителей социального типа профессий.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека.

В современной психологии при сходности общего подхода к пониманию мотива, существуют значительные расхождения в некоторых деталях и конкретике определения этого понятия. В принципе, само определение понятия «мотив» представляет определенную научную проблему. Если проанализировать наиболее характерные определения мотива, то можно увидеть, что он рассматривается в обобщенном виде как побудительный стимул, связанный с другими компонентами деятельности, чаще всего с потребностью. Некоторые типологии и определения мотива:

Д.Н. Узнадзе : «В случае, когда удовлетворение потребности затрудняется, когда потребность непосредственно не реализуется, она проявляется в сознании субъекта в виде специфического содержания. Со стороны субъекта оно переживается в виде чувства неудовлетворенности, содержащем в себе моменты возбуждения и напряжения, а с объективной стороны - в виде определенных предметных содержаний, побуждающих к действию».

А. Маслоу : «Мотив выражается в состоянии физиологического разбалансирования потребности... Реакция мотивированного поведения состоит в действиях, направленных на устранениe разбалансирования».2

Д. МакКлелланд : «Мотивом становится сильная аффективная ассоциация, характеризующаяся предвосхищением целевой реакции и основанная на прошлой ассоциации определенных признаков с удовольствием или болью».

А. Врум : «Мотив - это процесс, управляющий выбором, который совершает индивид среди альтернативных форм произвольной активности».

К. Обуховский : «Мотив - вербализация цели и программы, дающая возможность данному лицу начать определенную деятельность».

А.Н. Леонтьев : «Мотив - объект (воспринимаемый или только мыслимый, представляемый), в котором конкретизируется потребность и который образует ее предметное содержание».3

Общее представление, создающееся на основе этих определений (а в общей сложности их значительно больше) достаточно неконкретно, разнородно: с одной стороны в нем мотив отождествляется с потребностью (А. Маслоу), с другой - сводится к мотивировке, осознанию цели (К. Обуховский). В этом контексте определение А.Н. Леонтьева в значительной степени конкретизирует понимание мотива, вводя его в непосредственно деятельностный контекст, связывая его с основным предметом деятельности, хотя, по-видимому, полное отождествление мотива с предметом сужает его интерпретацию. Формированию определенной мотивированности способствует широко используемое стимулирование. В практике, - пишет Б.Ф. Ломов, - часто не различают понятия «мотив» и «стимул». Между тем эти понятия не тождественны. Та или иная форма стимуляции труда, тот или иной стимул только тогда становится побудительной силой, когда превращается в мотив. Общее положение о связи мотивов с категорией «потребность» в большинстве случаев является не дискуссионным, хотя иногда и здесь имеются разночтения. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы, личности, убеждения, социальные установки, ценности, но при этом, за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологических до высших социальных).

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Им в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: а) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, то есть система факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и т.д.); б) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?» и «ради чего?», «какой смысл…?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.4

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда говорят о диспозиционной и ситуационной мотивации как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Диспозиционная и ситуационная мотивации не являются независимыми. Диспозиции могут актуализироваться по влиянием определенной ситуации и, напротив, активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению ситуации, точнее ее восприятия субъектом.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение.

Мотивация выступает как процесс непрерывного выбора и принятия решения на основе взвешивания поведенческих альтернатив.5

Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Потребность – состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает до нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).

Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные. Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетание этих потребностей.

Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способы удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.

Диспозиции (мотивы), потребности и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека.6

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения так же являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера будет более гибкой.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Одни диспозиции сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, наиболее сознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.

2. Мотивация учебной деятельности

 

Мотивация учебной деятельности считается частным видом мотивации в ее общепсихологическом значении, но имеет и свою собственную специфику. Нередко термин «мотивация учебной деятельности» используется как синоним понятия «познавательная мотивация»7. Учебная мотивация имеет достаточно сложную структуру и обладает спецификой на каждом возрастном этапе8. Представляется очень важным, что практически невозможно выделять в качестве детерминант учебной деятельности какие-либо особые мотивационные образования. Это - все те общие, «образующие» мотивационной сферы, которые «прилагаются» конкретным образом к сфере учебной деятельности. Под мотивами учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявления учебной активности: потребности, цели, установки, интересы и др9.

Информация о работе Влияние мотивации на уровень учебной активности студентов