Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11
2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16
1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16
1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17
1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............
Министерство
образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет
имени
Франциска Скорины»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра психологии
мотивация
волонтерской деятельности
студентов
Курсовая
работа
Исполнитель:
студент
группы ПС-31
___________ Болдузева Т.В.
Научный руководитель:
кандидат
психологичских наук, доцент __________Сильченко
И.В.
Гомель 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………
1.1
Проблема понимания термина «
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3
Мотивация социальной
2
ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ
1.1
Понятие волонтерства…………………………
1.2
Основные характеристики, присущие
волонтерской деятельности……………
1.3
Мотивация волонтеров в
3
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2
Анализ результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ
……….…………………………………………..........
ВВЕДЕНИЕ
Последнее
десятилетие в современном
Студенчество как социальная группа, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Таким образом, являясь специфическими социальными группами, старшеклассники и студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов волонтерской деятельности .
В то же время для специалистов социальных служб и организаций становится значимой проблема привлечения волонтеров на добровольческую деятельность, для чего необходимо знание особенностей мотивации волонтерской деятельности. Проблема мотивации в разное время освещалась отечественными психологами, социологами и экономистами. Эта проблема рассматривалась в работах российских психологов Е.П.Ильина, В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович [1], [2], [3], [4].
Проблема
мотивации затрагивается в
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
Объектом исследования является социокультурный феномен волонтерства.
Предмет исследования – мотивация волонтерской деятельности студентов.
1.1
Проблема понимания
термина «мотивация»
в психологии
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [1]. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [9, с.12].
В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи отмечают, что «…мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [2, с.122]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.
Понимаемая как источник активности и одновременно как система побудителей любой деятельности мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии.
Трактовка «мотива» соотносит это понятие либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется не для «обозначения переживания потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [3, с.225]. Понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.
Наиболее полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [4, с.41]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности [12.].
Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и волевую сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [13]. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [14, с.43]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
Продуктивным в изучении мотивации является представление о мотивации как о сложной системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней единство процессуальных и дискретных характеристик а также двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основание ее составляющих.
Важно
также положение исследователей
о том, что структура мотивационной
сферы является не застывшей, статической,
а развивающимся, изменяющимся в
процессе жизнедеятельности
Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [15]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, А.Маслоу и др.) [16].
Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов