Мотивация волонтерской деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.

В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

-раскрыть содержание понятия "мотивация";

- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте

-определить основные характеристики волонтерской деятельности;

-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3


МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5

1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8

1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11


2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16

1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16

1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17

1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19


3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23

1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33


ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ=))).docx

— 123.44 Кб (Скачать)

     Министерство  образования Республики Беларусь 

     Учреждение  образования 

     «Гомельский государственный университет 

     имени Франциска Скорины» 

     Факультет психологии и педагогики

     Кафедра психологии

                    
 
 
 
 

                                                          

     мотивация волонтерской деятельности студентов 
 

     Курсовая  работа 
 

     Исполнитель:

     студент группы    ПС-31                          ___________ Болдузева Т.В. 
 
 

     Научный руководитель:

     кандидат психологичских наук, доцент   __________Сильченко И.В.                                         
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Гомель 2010

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3 

    1. МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5

     1.1 Проблема понимания термина «мотивация»  в психологии……...….5

     1.2 Особенности развития личности  в студенческом возрасте………….8

     1.3 Мотивация социальной активности  студентов………………….….11 

     2  ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16

     1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16

     1.2 Основные характеристики, присущие  волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17

     1.3 Мотивация волонтеров в социальных  организациях……………….19 

     3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ  ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23

     1.1 Методики исследовния  мотивации…………………………...……..23

     2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33 

     ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

      Последнее десятилетие в современном обществе произошло большое количество социальных, культурных, а также экономических  изменений. Вследствие этого возникла тенденция все большего увеличения количества социальных проблем и  возрастания социального неблагополучия. Поэтому, большое значение для населения  стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых  является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а  также большого числа клиентов, в  организациях все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы В различных социальных службах возрастает количество привлеченных на добровольческую работу студентов. При этом очень большое значение имеет мотивация, стремление волонтеров добровольно работать в той или иной социальной службе. Волонтерская деятельность – это не только бескорыстная, добровольная помощ людям,  основанная на альтруистических мотивах. Сегодня  волонтерство – это еще и альтернативная форма практического обучения студентов, осваивоющих социально значимые профессии: врача, педагога, психолога, социального работника.

Студенчество  как социальная группа, характеризуется  особыми условиями жизни, труда  и быта, общественным поведением и  психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Таким образом, являясь  специфическими социальными группами, старшеклассники и студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при  выявлении структуры мотивов  волонтерской деятельности .

В то же время для специалистов социальных служб и организаций становится значимой проблема привлечения волонтеров на добровольческую деятельность, для чего необходимо знание особенностей мотивации волонтерской деятельности. Проблема мотивации в разное время освещалась отечественными психологами, социологами и экономистами. Эта проблема рассматривалась в работах российских психологов Е.П.Ильина,  В.Г. Асеева, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович [1], [2], [3], [4].

Проблема  мотивации затрагивается в работах  зарубежных психологов А. Маслоу, А. Ребера [5], [6]. Тема субкультуры волонтеров рассматривается преимущественно в публицистической литературе в области психологии, социологии, культурологии и социальной работы. В разное время ее рассматривали такие авторы как Н.А. Потапова, Д. Майерс [7], [8]. Проблема мотивации волонтеров недостаточно хорошо освещена в научной литературе. В своих научных публикациях данную тему рассматривали такие отечественные и зарубежные психологи, такие как А.К. Маркова, Н.А. Низовских [9], [10], а также российским экономистом Е. Шековой [11]. 

     Целью данной работы является выявление мотивации  волонтерской деятельности студентов.

     В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

     -раскрыть содержание понятия "мотивация";

     - рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте

     -определить основные характеристики волонтерской деятельности;

     -выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;

     Объектом  исследования является социокультурный  феномен волонтерства.

     Предмет исследования – мотивация  волонтерской деятельности студентов.

 

    1. МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
 
 

     1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии 
 

     Впервые слово «мотивация» употребил  А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем  этот термин прочно вошел в психологический  обиход для объяснения причин поведения  человека и животных [1]. Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой» [9, с.12].

     В отечественной психологии мотивация  рассматривается как сложный  многоуровневый регулятор жизнедеятельности  человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции является сознательно-волевой. Исследователи  отмечают, что «…мотивационная система  человека имеет гораздо более  сложное строение, чем простой  ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя и автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждений, без которой текущие заботы повседневности теряют свое значение» [2, с.122]. Всё это, с одной стороны, позволяет определять мотивацию как сложную, неоднородную многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, нормы, ценности и т.д., а с другой, - говорить о полимотивированности деятельности, поведения человека и о доминирующем мотиве в их структуре.

     Понимаемая  как источник активности и одновременно как система побудителей любой  деятельности мотивация изучается  в самых разных аспектах, в силу чего понятие трактуется авторами по-разному. Исследователи определяют мотивацию  как один конкретный мотив, как единую систему мотивов и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном  переплетении и взаимодействии.

     Трактовка «мотива» соотносит это понятие  либо с потребностью, либо с переживанием этой потребности и ее удовлетворением, либо с предметом потребности. Так, в контексте теории деятельности А.Н.Леонтьева термин «мотив» употребляется  не для «обозначения переживания  потребности, но как означающий то объективное, в чем эта потребность конкретизируется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее» [3, с.225]. Понимание мотива как «опредмеченной потребности» определяет его в качестве внутреннего мотива, входящего в структуру самой деятельности.

     Наиболее  полным является определение мотива, предложенное одним из ведущих исследователей этой проблемы – Л.И.Божович. Согласно Л.И.Божович, в качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность [4, с.41]. Такое определение мотива снимает многие противоречия в его толковании, где объединяются энергетическая, динамическая и содержательная стороны. При этом подчеркнем, что понятие «мотив» уже понятия «мотивация», которое выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности [12.].

     Наиболее  широким является понятие «мотивационной сферы», включающее и аффективную, и  волевую сферу личности (Л.С.Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение, «сплав» движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминирует человеческую деятельность [13]. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.» [14, с.43]. Таким образом, можно утверждать, что, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.

     Продуктивным  в изучении мотивации  является представление  о мотивации как о сложной  системе, в которую включены определенные иерархизированные структуры. При этом структура понимается как относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта; как инвариант системы. Анализ структуры мотивации позволил В.Г.Асееву выделить в ней единство процессуальных и дискретных характеристик а также двухмодальное, т.е. положительное и отрицательное основание ее составляющих.

     Важно также положение исследователей о том, что структура мотивационной  сферы является не застывшей, статической, а развивающимся, изменяющимся в  процессе жизнедеятельности образованием.

     Существенным  для исследования структуры мотивации  оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [15]. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – целевыми ее составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являются, по Дж.Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (Х.Мюррей, Дж.Аткинсон, А.Маслоу и др.) [16].

Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов