Мотивация волонтерской деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.

В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

-раскрыть содержание понятия "мотивация";

- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте

-определить основные характеристики волонтерской деятельности;

-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3


МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5

1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8

1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11


2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16

1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16

1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17

1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19


3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23

1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33


ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ=))).docx

— 123.44 Кб (Скачать)

     Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х.Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М.Аргайлом (1967). Он включил в общую структуру мотивации потребностей:

     а) не социальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);

     б) потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;

     в) потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;

     г) потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;

     д) сексуальная потребность – физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;

     е) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;

     ж) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.

     В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «пирамида потребностей» А.Маслоу,  в которой, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):

     а) физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);

     б) потребность в безопасности (стабильность, порядок);

     в) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);

     г) потребность в уважении (самоуважение, признание);

     д) потребность в самоактуализации (развитие способностей).

     Пирамида  потребностей А.Маслоу, обращает на себя внимание при ее рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию [5].     

       Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией - иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Термин "мотивация" определяется специалистами как процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Это стимулирование необходимо для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. Стимулами (мотивами) называются внешние, а также внутренние средства, в той или иной степени побуждающие человека в процессе труда. Мотивация тесно связана с потребностями человека. Потребности образуют иерархию, которая определяет поведение человека.  
 

1.2 Особенности развития  личности в студенческом  возрасте 
 

     Студенческий  возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально  благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в  юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной  личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будущем влиять на собственную судьбу, развивать свои способности» [17, с.21].

     Термин  «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [17]. Личность студента можно охарактеризовать с трех сторон:

     - с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний;

     - с социальной, в которой воплощаются  общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента  к определенной социальной группе, национальности и т.д.;

     - с биологической, которая включает  тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные  рефлексы, инстинкты, физическую  силу, телосложение, черты лица, цвет  кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменятся под влиянием условий жизни [18].

     Изучение  этих сторон раскрывает качества и  возможности студента, его возрастные и личностные особенности.

     Таким образом, студенческий возраст характеризуется  достижением наивысших, «пиковых»  результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Стоит так  же отметить, что время студенчества - это период наиболее активного  развития нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизации характера и овладевание полным комплексом социальных ролей взрослого человека.

     Характерной чертой нравственного развития в  этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются  те качества, которых не хватало  в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес  к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [19].

     Вместе  с тем специалисты в области  возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет - развита не в  полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия  своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Литовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [19].

    Чаще  всего студенческие годы попадают в  верхние границы периода юности. Юность  – период жизни после  отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от15-16 до 21-25 лет).Это пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «я» с реальным. Но идеальное «я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. В юности молодой человек расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, неизменного злого [20].

     По  Э. Эриксону, юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Факт поступления в институт укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь.

     Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее  ощущение внутреннего дискомфорта  и блокирующее возможность конфликта  со средой. На протяжении начальных  курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной  профессии, вырабатывается оптимальный  режим труда, досуга и быта, устанавливается  система работы по самообразованию  и самовоспитанию профессионально  значимых качеств личности.

     Исходя  из вышеизложенного, социальная адаптация студентов в институте делится на:

     а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

     б) социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [21].

     Волонтёрство является одним из способов формирования профессионального становления, самосознания, а также самоорганизации, саморазвития личности студента в его профессиональном становлении. Студенты приобретают здесь личный опыт профессионально-ориентированной деятельности, а также получают возможность проследить свой личностный и профессиональный рост, поскольку организуется не только совместная деятельность, где каждый выполняет определенную роль, но и проводится коллективный анализ и оценка работы. В то же время студентам предоставляется возможность самореализации.

     Вовлечение  студентов в волонтерскую деятельность дает им реальную возможность еще не закончив учебное заведение, ощутить значимость и необходимость в их предстоящем труде, в реальной возможности приносить пользу людям. Как показывают наблюдения, деятельность волонтеров влечет за собой, прежде всего, изменение мотивационной сферы молодого человека, при этом способствует воспитанию и уважению к общественной деятельности, сознательной дисциплины труда, выработке умения планировать свое время, формированию творческого подхода в решении жизненных ситуаций, а также мотивации к процессу обучения. 
 

     1.3 Мотивация социальной активности студентов 
 

     Студенчество  как социальная группа, характеризуется  особыми условиями жизни, труда  и быта, общественным поведением и  психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию молодого специалиста Таким образом, являясь специфическими социальными группами, старшеклассники и студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности молодежи.

     Существует  большое количество определений  понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней  осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что  социальная активность специфическим  образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура  социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности– это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.

     В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего  контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных  компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных  компонентов. Мотивационные компоненты, составляющие структуру мотивов  социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и 

     Подструктура  потребностей является одной из составляющих структуры социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации. мотивов социальной активности. Это связано, прежде всего, с тем, что потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность. В потребности, по мнению С. Л. Рубинштейна, содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды [22]. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.

Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов