Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11
2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16
1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16
1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17
1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............
Одним из ранних исследователей личностной мотивации (в терминах потребностей личности), как известно, была работа Х.Мюррея (1938). Из множества рассматриваемых автором побудителей поведения им были выделены четыре основных: потребность в достижении, потребность в доминировании, потребность в самостоятельности, потребность в аффиляции. Эти потребности были рассмотрены в более широком контексте М.Аргайлом (1967). Он включил в общую структуру мотивации потребностей:
а) не социальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах);
б) потребность в зависимости, как принятие помощи, защиты, принятия руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть;
в) потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками;
г) потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения;
д) сексуальная потребность – физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого;
е) потребность в агрессии, т.е. в нанесении вреда, физически или вербально;
ж) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификация, т.е. в принятии самого себя как значимого.
В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «пирамида потребностей» А.Маслоу, в которой, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой стороны, - его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу):
а) физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);
б) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
в) потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
г) потребность в уважении (самоуважение, признание);
д) потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Пирамида потребностей А.Маслоу, обращает на себя внимание при ее рассмотрении, во-первых, место и значение, которое отводится собственно потребностям человека, и, во-вторых, что потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности – только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию [5].
Мотивационная сфера занимает видное
место в структуре личности, выполняя
ряд важнейших функций. Поведение и деятельность
личности побуждаются, направляются и
регулируются мотивацией - иерархизированной
совокупностью мотивов, составляющих
мотивационную сферу личности. Термин
"мотивация" определяется специалистами
как процесс стимулирования кого-либо
(отдельного человека или группы людей)
к деятельности, направленной на достижение
целей. Это стимулирование необходимо
для продуктивного выполнения принятых
решений и намеченных работ. Стимулами
(мотивами) называются внешние, а также
внутренние средства, в той или иной степени
побуждающие человека в процессе труда.
Мотивация тесно связана с потребностями
человека. Потребности образуют иерархию,
которая определяет поведение человека.
1.2
Особенности развития
личности в студенческом
возрасте
Студенческий возраст, по мнению Б.Г. Ананьева, максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. «Если человеку еще в юношестве или в студенческие годы помочь в формировании собственной личности, ее направленности, в поиске своего стиля жизни, учитывающего все плюсы и минусы его индивидуальности, то он сможет в будущем влиять на собственную судьбу, развивать свои способности» [17, с.21].
Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями [17]. Личность студента можно охарактеризовать с трех сторон:
- с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний;
-
с социальной, в которой воплощаются
общественные отношения,
-
с биологической, которая
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности.
Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Стоит так же отметить, что время студенчества - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становление и стабилизации характера и овладевание полным комплексом социальных ролей взрослого человека.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах - целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.) [19].
Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет - развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Литовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений [19].
Чаще
всего студенческие годы попадают в
верхние границы периода
По Э. Эриксону, юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Факт поступления в институт укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь.
Необходимым
условием успешной деятельности студента
является освоение новых для него
особенностей учебы в вузе, устраняющее
ощущение внутреннего дискомфорта
и блокирующее возможность
Исходя из вышеизложенного, социальная адаптация студентов в институте делится на:
а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;
б) социально-психологическую адаптацию - приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения [21].
Волонтёрство
является одним из способов формирования
профессионального становления, самосознания,
а также самоорганизации, саморазвития
личности студента в его профессиональном
становлении. Студенты приобретают здесь
личный опыт профессионально-
Вовлечение
студентов в волонтерскую деятельность
дает им реальную возможность еще не закончив
учебное заведение, ощутить значимость
и необходимость в их предстоящем труде,
в реальной возможности приносить пользу
людям. Как показывают наблюдения, деятельность
волонтеров влечет за собой, прежде всего,
изменение мотивационной сферы молодого
человека, при этом способствует воспитанию
и уважению к общественной деятельности,
сознательной дисциплины труда, выработке
умения планировать свое время, формированию
творческого подхода в решении жизненных
ситуаций, а также мотивации к процессу
обучения.
1.3
Мотивация социальной
активности студентов
Студенчество как социальная группа, характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, общественным поведением и психологией. Для студентов приобретение знаний и подготовка себя как специалистов и профессионалов является основным занятием. Внеучебная, общественная работа, выполняемая в вузе, создает оптимальные условия для формирования лидерских качеств молодого человека. В этом случае лидерство означает социальную активность, или активную жизненную позицию молодого специалиста Таким образом, являясь специфическими социальными группами, старшеклассники и студенты обладают социально-психологическими особенностями, которые необходимо учитывать при выявлении структуры мотивов социальной активности молодежи.
Существует большое количество определений понятия социальной активности, но все авторы подчеркивают в ней осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, то есть то, что социальная активность специфическим образом мотивирована. Следует отметить, что мотивационная структура социальной активности является органической составной частью ее сущности. А мотивы социальной активности– это осознанные причины, по которым люди вступают во взаимодействие друг с другом, оказывают влияние друг на друга и осуществляют различные виды социально-значимой деятельности.
В структуре мотивов социальной активности выделяются три подструктуры: подструктура потребностей, подструктура внутреннего контроля, подструктура целей. Эти подструктуры состоят из различных мотивационных компонентов, обусловливающих социальную активность личности. В процессе формирования мотивов социальной активности происходит актуализация тех или иных мотивационных компонентов. Мотивационные компоненты, составляющие структуру мотивов социальной активности, представлены психологическими образованиями, формирующими различные мотивы, а также психологическими и
Подструктура потребностей является одной из составляющих структуры социальными факторами, оказывающими влияние на процесс мотивации. мотивов социальной активности. Это связано, прежде всего, с тем, что потребность объясняет, почему человек хочет проявить активность. В потребности, по мнению С. Л. Рубинштейна, содержится активное отношение, направляющее человека на преобразование условий с целью удовлетворения нужды [22]. Следовательно, потребность объясняет, откуда берется энергия для проявления человеческой активности.
Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов