Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11
2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16
1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16
1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17
1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............
Анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме социальной активности молодежи позволил предположить, какие потребности могут составлять структуру мотивов социальной активности молодежи. Так, в их число, например, входят потребности в общении, в осознании себя и личностном росте, в общественно-значимой деятельности, в самоутверждении, в самореализации, в достижении, в аффилиации, в признании и уважении, в оказании помощи, в получении знаний, в привлечении к себе внимания, в благополучии и престиже. Совокупность потребностей может меняться в зависимости от ряда факторов, к числу которых относятся социально-демографические характеристики и гендерная принадлежность индивида.
Система потребностей складывается в процессе развития личности. Ее наличие является важным элементом сущности социальной активности. По мнению С. Л. Рубинштейна значимой целью для человека является то, что связано с его потребностями и интересами. Поэтому люди действуют с сознательными намерениями и целями, без которых деятельность невозможна[22]. Побуждение к достижению значимой цели и сама цель как материальный или идеальный предмет, осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлено действие человека, также являются компонентами структуры мотивов социальной активности. Они составляют подструктуру целей.
Данная подструктура включает в себя цели активности, значимость которых для человека обусловлена его актуальными потребностями. Цели – осознанные образы будущего результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью социальной активности может быть как сам процесс деятельности и общения, так и их содержание. Например, через ту или иную сферу деятельности с пользой для самого себя, коллектива и общества осуществляется сознательный, целенаправленный процесс раскрытия сущностных сил личности, то есть удовлетворяется потребность в самореализации. При альтруистически мотивированном поведении акты заботы о других людях, оказание им помощи осуществляются по собственному убеждению человека, при этом реализуются определенные жизненные ценности и социальные потребности, которые являются основой, например, волонтерской деятельности.
Кроме
того, целью социальной активности
молодежи может быть результат деятельности
и общения, когда они являются
средством для достижения других
социально-значимых целей. Например, участвуя
в различных видах социально-
Однако
целью социальной активности молодежи
может быть результат деятельности
и общения, когда они являются
средством для достижения узко-личностных
целей. Включение молодежи в социально-значимую
деятельность может быть мотивировано
и прагматическими мотивами: карьерный
рост, перспективы, получаемые благодаря
особым возможностям участия в престижной
молодежной организации, в образовательных
программах, получение рекомендации
при трудоустройстве.
По мнению К. А. Абульханова-Славской , в мотивах и в процессе их формирования актуализируется система способов взаимодействия личности с обстоятельствами ее жизнедеятельности, избранный субъектом способ осуществления жизни. Мотивация складывается из выработанного субъектом ценностного и психологического способа реализации своих потребностей при данных требованиях и обстоятельствах, которые типичны для его жизни [23]. То, каким будет у молодого человека этот «способ осуществления жизни» определяет подструктура внутреннего контроля в структуре мотивов социальной активности.
Мотивационные образования, составляющие данную подструктуру мотивов социальной активности, обеспечивают сознательный выбор человеком предмета и способа удовлетворения своих потребностей. В подструктуру внутреннего контроля входят интересы и склонности личности, убеждения, идеалы, система ценностей, социальные установки и психологические отношения личности, которые осуществляют нравственный контроль при выборе цели, релевантной актуальной потребности, а также средств и способов достижения этой цели.
Подструктуру
внутреннего контроля составляют также
способности, знания, умения и навыки
в определенном виде деятельности и
их оценка человеком. Кроме этого
в данную подструктуру мотивов социальной
активности входит уровень притязаний
личности как степень мобилизации
человека для достижения определенной
значимой для него цели. На уровень
притязаний отказывают влияние такие
психологические и социальные факторы
как оценка человеком своих возможностей,
условий и вероятности
В
процессе мотивации мотивы социальной
активности формируются из сочетания
вышеперечисленных
Среди потребностей, побуждающих к достижению одних и тех же целей социальной активности, актуальная потребность (потребность с наивысшей степенью выраженности) может занимать ведущее положение, в то время как другие – соподчиненное, лишь подкрепляя ведущую. Набор компонентов в каждом конкретном мотиве может быть разным. В структуре мотивов социальной активности двух человек может наблюдаться сходство подструктур потребностей и целей, однако, это не означает их полного равенства по смысловому содержанию, поскольку специфику структуры мотивов социальной активности будет определять подструктура внутреннего контроля, т. к. каждый человек имеет свои склонности, интересы, ценности, установки, отношения и самооценку
Структура
мотивов социальной активности имеет
не только горизонтальное строение, но
и вертикальное, представленное иерархией
мотивов. Когда говорят об иерархии
мотивов, речь чаще всего идет о том,
что в определенный момент времени
или в некоторой социальной ситуации
одни мотивы являются более сильными,
чем другие, в большей степени
влияют на поведение человека. Иерархия
мотивов имеет системно-
Таким
образом, структура мотивов социальной
активности — это динамическая система
мотивационных компонентов и
факторов, формирующих различные
мотивы, побуждающих человека к совершению
определенных действий и поступков,
определяющая степень его активности
и направленность поведения для
достижения конкретных социально-значимых
целей.
2
ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1
Понятие волонтерства
Понятие «добровольчество», а в современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества. Российский социолог Е.И. Холостова дает определение понятию "волонтер": "Волонтеры - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций... Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности" [24, с.123].
Необходимо также определить понятие, которое очень тесно переплетается с волонтерством - альтруизм. "Альтруизм (от франц. "другой") - бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать своими личными интересами (противоположность эгоизму)" [25, с.32]. Также, альтруизм определяется как понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чьих-либо интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Альтруизм может быть определен как любое поведение, направленное на оказание помощи другому человеку.
Итак, когда мы говорим о волонтерстве, то вкладываем в это понятие две вещи: проявление альтруистического поведения и служение людям, как ценностная ориентация. Альтруистическое поведение можно объяснить с точки зрения "теории социального обмена", согласно которой люди обмениваются не только материальным, но и социальным «товаром» - любовью, уважением, поддержкой, статусом и т.д. [11].
Добровольная
помощь, оказываемая человеком или
группой людей обществу в целом
или отдельным людям, основана на
идеях бескорыстного служения гуманным
идеалам человечества и не преследует
целей извлечения прибыли, получения
оплаты или карьерного роста. Она
может принимать различные
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно [26].
Волонтеры
рассматривают свою деятельность как
инструмент социального, культурного,
экономического и экологического развития.
особо подчеркивается, что волонтерство
является добровольным выбором, отражающим
личные взгляды и позиции, активное участие
гражданина в жизни человеческих сообществ.
Оно должно способствовать улучшению
качества жизни, личному процветанию и
углублению солидарности людей. Совместная
деятельность волонтеров осуществляется,
как правило, в рамках разного рода ассоциаций,
способствует реализации основных человеческих
потребностей на пути строительства более
справедливого и мирного общества, более
сбалансированному экономическому и социальному
развитию, созданию новых рабочих мест
и новых профессий [27]. "Добровольчество
- это деятельность, столь же выгодная
для людей, ищущих помощь, сколь и для самих
добровольцев, потому что, добровольчество
- это способ строить социальные отношения,
применять свои моральные и религиозные
принципы, получить новые навыки, найти
поддержку и друзей, почувствовать себя
способным что-то совершить, а также почувствовать
себя нужным и полезным" [27, с.36 ].
1.2
Основные характеристики
волонтерской деятельности
Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. Особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Волонтерская деятельность имеет следующие характеристики:
а) Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
б) Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
в) Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов