Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11
2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16
1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16
1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17
1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............
В выборе мотива получения удовольствия волонтеры не проявили единомыслия, это связано с тем что удовольствие – слишком субьективное понятие и каждый вкладывает в него свой смысл. Этот пункт включает в себя все описанные выше мотивы.
По
результатам исследования можно
судить о том, что студенты занимаются
волонтерством не от избытка времени или
отсутствия других занятий. Выбор этой
деятельности является вполне осознанным
и имеет определенные мотивы. Наиболее
значимые мотивы волонтерской деятельности
студентов – оказание помощи нуждающимся
людям, стремление бороться с конкретными
социальными проблемами ,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме мотивации студентов, занимающихся волонтерской деятельностью были сделаны следующие выводы:
- Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией. Термин "мотивация" определяется специалистами как процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Стимулами (мотивами) называются внешние, а также внутренние средства, в той или иной степени побуждающие человека в процессе труда.
- Волонтеры - люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах других людей, в том числе в интересах благотворительной организации. Волонтеры осуществляют волонтерскую (добровольческую) помощь
-Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни общества.
Существует несколько видов такой помощи: взаимопомощь и самопомощь, благотворительность, участие или самоуправление. Основными характеристиками волонтерского движения являются безвозмездная, бескорыстная работа; оказание добровольческой помощи по собственной воле.
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, что подавляющее большинство студентов-волонтеров ориентированы на процесс деятельности, а также на альтруистические ценности.
Больше половины волонтеров занимаются волонтерской деятельностью потому, что хотят помогать нуждающимся людям. Такая альтруистическая ориентация носит общегуманный характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях,. Например, человек может оказывать помощь и поддержку незнакомым людям, или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является (помощь детям в социальных приютах, работа в коррекциононо-развиваюцих центрах с детьми с особенностями психофизического развития).
Второе место занимает мотив стремления бороться с определенной проблемой – значительная часть работы волонтеров – участие в акциях и программах по проблемам борьбы с распространением ВИЧ/СПИД или кампаниях пропаганды здорового образа жизни.
Далее следует мотив – ответить добром на добро. Альтруистические здесь имеется в виду потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно этой норме, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. А сама актуализация определяется прошлым опытом человека. И происходит в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).
На
четвертом месте находится
Следующий по значимости мотив – стремление научиться чему-то новому. Многие волонтеры являются студентами медицинской, социальной, психологической юридической специальностей. Занятие волонтерской деятельностью в донном случае - это способ пополнить свое образование, получить практические навыки работы по своей специальности, повысить компетентность, убедиться в правильности выбора профессии.
В выборе мотива получения удовольствия волонтеры не проявили единомыслия, это связано с тем что удовольствие – слишком субьективное понятие и каждый вкладывает в него свой смысл. Этот пункт включает в себя все описанные выше мотивы.
По результатам исследования можно судить о том, что студенты занимаются волонтерством не от избытка времени или отсутствия других занятий. Выбор этой деятельности является вполне осознанным и имеет определенные мотивы.
Практическая значимость работы состоит в том, что в современном обществе большое значение для населения стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а также большого числа клиентов, в организациях все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность, и в связи с этим актуальна проблема привлечения волонтеров в социальные организации. Знание мотивов деятельности волонтеров позволяет руководству социальных организаций разрабатывать такую систему деятельности и методы поощрения добровольцев, которые будут способствовать удовлетворению потребностей волонтеров и привлечению их в социальные организации.
Самые распространенные способы мотивации добровольцев: выражение благодарности волонтеру, обучение (семинары, тренинги, лекции, обучающие занятия), периодическое общение с волонтером, предоставление ему возможности участвовать в различных мероприятиях, проводимых организацией, предоставление помощи, поддержки.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб. Пособие для вузов / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2000. – 512с.
2
Асеев, В.Г. Проблема
3 Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1989. - 452 с..
4 Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Междунар. пед. Акад, 1972. – 438 с.
5 Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
6 Ребер, А. Мотивация. [Текст] : психологический словарь / А. Ребер . - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.
7 Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности в современных российских условиях. Интегративный подход в психологии (новые исследования) [Текст]: сб. науч. тр. / СПб. : РГПУ им. Герцена, 2004. - 294 с.
8 Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : учеб. Пособие для вузов / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2002. – 794 с.
9 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: методич. пособие для учителя. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. – 48 с.
10
Низовских, Н.А.
11 Шекова, Е.С. Добровольческие трудовые отношения: основные определения [Текст] / Е.С. Шекова. //Человек и труд. - 2003. - №4. – С. 13.
12 Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Мысль, 1974. – 316 с.
13
Шорохова, Е.В. Психологические проблемы
социальной регуляции
14
Асеев, В.Г. Мотивация
15
Додонов, Б.И. Эмоции как
16 Аткинсон, Дж.В. Теория о развитии мотивации [Текст] / Дж.В. Аткинсон. – Н.: Свет, 1996. – 264 с.
17 Заика, Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе [Текст]/ Е.В. Заика //Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №6. – С.21-32.
18 .Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей [Текст] / Т.С. Яценко. – Киев. : Ваша школа, 1987. – 110 с.
19 Тоновин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Тоновин. – Мн.: Харвест, 1997. –205 с.
20 Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. Пособие для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997. – 432 с.
21 Юпитова, А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Юпитова// Социс. – 1997. - №3. – С. 23.
22 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. Пособие для вузов /С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Евразия, - 2000.- 325 с.
23 Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
24 Холостова, Е.И. Волонтеры [Текст]: словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 424с.
25 Гриффит, К.М Добровольцы: как их найти и удержать [Текст] / К.М. Гриффит. – СПб.: Радуга, 1995. – 126 с.
26 Хорошко, В.Т . Основы орг низ ции процесс адаптации студентов к условиям вуза [Текст] / В.Т. Хорошко. - М. : Наука, 1979. – 130 с.
27 Тетерский, С.В. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России[Текст] / Научно-практический сборник / С.В. Тетерский. – М.: Академия, 2000. – 96 с.
28 Иванушкина, Т.И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи [Текст] / Т.И. Иванушкина. – М.: Академия, 2002. – 84 с.
29 Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности[Текст]: учебно-методическое пособие . – Мурманск.: Новое начало, 2007. - 41с.
30 . Федорова, Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности [Текст] : научно-практический сборник/ Н.М. Федорова. – М.: Акадкмия, 2000. – 204 с.
31 Слабжанин, Н.Ю. Добровольческая вовлеченность населения в решение органами местного самоуправления и организациями третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества [Текст] / Научно-практический сборник / Н.Ю. Слабжанин. – М.: Академия, 2000. – 106 с.
32 Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции [Текст] / Л.А. Кудринская. – М. : Академия, 2006. - 202 с.
33
Руклинская, И.Н. Добровольческие инициативы
в реабилитации детей с ограниченными
возможностями : Теория и практика добровол.
движения в соц. Сфере [Текст] : метод. пособие
/ И.Н. Руклинская, О.Ф. Петрова, Е.В. Сопова.
Кемерово.: Кемер. облИУУ, 2001. - 71 с.
Результаты исследования по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
анкета | процесс | результат | альтруизм | эгоизм |
1 | 7 | 8 | 7 | 3 |
2 | 7 | 8 | 5 | 0 |
3 | 6 | 5 | 3 | 5 |
4 | 8 | 3 | 7 | 4 |
5 | 6 | 7 | 5 | 6 |
6 | 7 | 5 | 6 | 1 |
7 | 9 | 5 | 7 | 3 |
8 | 7 | 5 | 7 | 3 |
9 | 9 | 5 | 4 | 5 |
10 | 6 | 3 | 8 | 3 |
11 | 7 | 6 | 7 | 5 |
12 | 6 | 6 | 8 | 1 |
13 | 6 | 6 | 5 | 4 |
14 | 8 | 2 | 9 | 1 |
15 | 8 | 6 | 3 | 6 |
16 | 5 | 5 | 7 | 1 |
17 | 9 | 6 | 5 | 4 |
18 | 6 | 5 | 5 | 6 |
19 | 6 | 6 | 8 | 1 |
20 | 9 | 1 | 7 | 2 |
21 | 7 | 6 | 6 | 0 |
22 | 9 | 5 | 8 | 3 |
23 | 7 | 5 | 7 | 3 |
24 | 9 | 7 | 6 | 3 |
25 | 5 | 7 | 7 | 2 |
26 | 10 | 6 | 7 | 6 |
27 | 8 | 5 | 5 | 0 |
28 | 6 | 1 | 0 | 8 |
29 | 3 | 8 | 4 | 4 |
30 | 9 | 5 | 3 | 6 |
31 | 4 | 9 | 4 | 5 |
32 | 6 | 4 | 7 | 2 |
33 | 7 | 5 | 7 | 2 |
34 | 7 | 6 | 5 | 0 |
35 | 7 | 6 | 8 | 6 |
36 | 6 | 3 | 7 | 4 |
37 | 9 | 7 | 5 | 3 |
38 | 8 | 5 | 5 | 2 |
В % | 73,7 | 26,3 | 76,3 | 23,7 |
Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов