Мотивация волонтерской деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.

В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

-раскрыть содержание понятия "мотивация";

- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте

-определить основные характеристики волонтерской деятельности;

-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3


МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5

1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8

1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11


2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16

1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16

1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17

1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19


3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23

1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33


ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ=))).docx

— 123.44 Кб (Скачать)

     В выборе мотива получения удовольствия волонтеры не проявили единомыслия, это связано с тем что удовольствие – слишком субьективное понятие и каждый вкладывает в него свой смысл. Этот пункт включает в себя все описанные выше мотивы.

     По  результатам исследования можно  судить о том, что студенты занимаются волонтерством не от избытка времени или отсутствия других занятий. Выбор этой деятельности является вполне осознанным и имеет определенные мотивы. Наиболее значимые мотивы волонтерской деятельности студентов – оказание помощи нуждающимся людям, стремление бороться с конкретными социальными проблемами ,  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В результате проведения  теоретического анализа литературы по проблеме мотивации студентов, занимающихся волонтерской деятельностью были сделаны следующие выводы: 

     - Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией. Термин "мотивация" определяется специалистами как процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Стимулами (мотивами) называются внешние, а также внутренние средства, в той или иной степени побуждающие человека в процессе труда.

     - Волонтеры - люди, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах других людей, в том числе в интересах благотворительной организации. Волонтеры осуществляют волонтерскую (добровольческую) помощь

     -Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни общества.

     Существует  несколько видов такой помощи: взаимопомощь и самопомощь, благотворительность, участие или самоуправление. Основными  характеристиками волонтерского движения являются безвозмездная, бескорыстная работа; оказание добровольческой помощи по собственной воле.

     В результате проведения эмпирического  исследования было выявлено, что подавляющее  большинство  студентов-волонтеров ориентированы на процесс деятельности, а также на альтруистические ценности.

     Больше  половины волонтеров занимаются волонтерской деятельностью потому, что хотят помогать нуждающимся людям. Такая альтруистическая ориентация носит общегуманный характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях,. Например, человек может оказывать помощь и поддержку незнакомым людям, или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является (помощь детям в социальных приютах, работа в коррекциононо-развиваюцих центрах с детьми с особенностями психофизического развития).

       Второе место занимает мотив стремления бороться с определенной проблемой – значительная часть работы волонтеров – участие в акциях и программах по проблемам борьбы с распространением ВИЧ/СПИД или кампаниях пропаганды здорового образа  жизни.

     Далее следует мотив – ответить добром на добро. Альтруистические здесь имеется в виду потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно этой норме, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. А сама актуализация определяется прошлым опытом человека. И происходит в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).

     На  четвертом месте находится стремление волонтеров познакомиться с новыми людьми. В качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью

     Следующий по значимости мотив – стремление научиться чему-то новому. Многие волонтеры  являются студентами  медицинской, социальной, психологической юридической  специальностей. Занятие волонтерской деятельностью в донном случае - это способ пополнить свое образование, получить практические навыки работы по своей специальности, повысить компетентность, убедиться в правильности выбора профессии.

     В выборе мотива получения удовольствия волонтеры не проявили единомыслия, это связано с тем что удовольствие – слишком субьективное понятие и каждый вкладывает в него свой смысл. Этот пункт включает в себя все описанные выше мотивы.

     По  результатам исследования можно  судить о том, что студенты занимаются волонтерством не от избытка времени или отсутствия других занятий. Выбор этой деятельности является вполне осознанным и имеет определенные мотивы.

     Практическая  значимость работы состоит в том, что в современном обществе большое значение для населения стали иметь организации, учреждения, а также службы, целью которых является оказание социальной помощи. Однако, вследствие очень широкого спектра проблем населения, а также большого числа клиентов, в организациях все больше и больше востребуется волонтерская (добровольческая) деятельность, и в связи с этим актуальна проблема привлечения волонтеров в социальные организации. Знание мотивов деятельности волонтеров позволяет  руководству социальных организаций разрабатывать такую систему деятельности и методы поощрения добровольцев, которые будут способствовать удовлетворению потребностей волонтеров и привлечению их в социальные организации.

     Самые распространенные способы мотивации  добровольцев: выражение благодарности  волонтеру, обучение (семинары, тренинги, лекции, обучающие занятия), периодическое  общение с волонтером, предоставление ему возможности участвовать  в различных мероприятиях, проводимых организацией, предоставление помощи, поддержки.

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

     1 Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] : учеб. Пособие для вузов / Е.П. Ильин. -  СПб. : Питер, 2000. – 512с.

     2 Асеев, В.Г. Проблема мотивации  и личности. Теоретические проблемы  психологии личности [Текст] / В.Г.  Асеев. -  М. : Мысль, 1974. – 342 с.

     3 Леонтьев, А.Н. Проблемы развития  психики  [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1989. -  452 с..

     4 Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Междунар. пед. Акад, 1972. – 438 с.  

     5 Маслоу,  А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.

     6 Ребер, А. Мотивация. [Текст] :   психологический словарь / А. Ребер . - М.: Вече, АСТ, 2000. - 592 с.

     7 Потапова, Н.А. Волонтерство как феномен самореализации личности в современных российских условиях. Интегративный подход в психологии (новые исследования) [Текст]: сб. науч. тр. / СПб. : РГПУ им. Герцена, 2004. - 294 с.

     8 Майерс, Д. Социальная психология [Текст] : учеб. Пособие для вузов / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2002. – 794 с.

     9 Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]: методич. пособие для учителя. / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. – 48 с.

     10 Низовских, Н.А. Психосемантическое  исследование ценностно-мотивационных  ориентаций личности [Текст] / Н.А. Низовских// Психологический журнал. -  2005. - №3. -  С. 25.

     11 Шекова, Е.С. Добровольческие трудовые отношения: основные определения [Текст] /  Е.С. Шекова. //Человек и труд. - 2003. - №4. – С. 13.

     12 Джидарьян, И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. Теоретические проблемы психологии личности [Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Мысль, 1974. – 316 с.

     13 Шорохова, Е.В. Психологические проблемы  социальной регуляции поведения  [Текст] / Е.В.Шорохова, М.И. Бобнева. - М.: Политиздат,  1976. – 176 с.

     14 Асеев, В.Г. Мотивация поведения  и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев. – М. : Мысль,  1976. – 340 с.

     15 Додонов, Б.И. Эмоции как ценность [Текст] / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978.  – 272 с.

     16 Аткинсон, Дж.В. Теория о развитии мотивации [Текст] / Дж.В. Аткинсон. – Н.: Свет, 1996. – 264 с.

     17 Заика, Е.В. Психологические вопросы организации самостоятельной работы студентов в вузе [Текст]/ Е.В. Заика //Практична психологія та соціальна робота. – 2002. - №6. – С.21-32.

     18 .Яценко, Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей [Текст] / Т.С. Яценко. – Киев. : Ваша школа, 1987. – 110 с.

     19 Тоновин, С.Ю. Словарь практического психолога [Текст]  /  С.Ю. Тоновин.  – Мн.: Харвест, 1997. –205 с.

     20 Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. Пособие для вузов  / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997. –  432 с.

     21 Юпитова, А.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов [Текст] / А.В. Юпитова// Социс. – 1997. - №3. – С. 23.

     22 Рубинштейн, С. Л. Основы общей  психологии [Текст]: учеб. Пособие для  вузов /С.Л. Рубинштейн.  – СПб.: Евразия, - 2000.- 325 с.

     23 Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. -  М. : Наука, 1980. -  335 с.

     24 Холостова, Е.И. Волонтеры [Текст]: словарь-справочник по социальной работе / Е.И. Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 424с.

     25 Гриффит, К.М Добровольцы: как их найти и удержать [Текст] / К.М. Гриффит. – СПб.: Радуга,  1995. – 126 с.

     26 Хорошко, В.Т . Основы орг низ ции процесс адаптации студентов к условиям вуза [Текст] / В.Т. Хорошко. - М. : Наука, 1979. – 130 с.

     27 Тетерский, С.В. Волонтерская работа с детьми и молодежью в современной России[Текст] / Научно-практический сборник /  С.В. Тетерский.   – М.: Академия, 2000. – 96 с.

     28 Иванушкина, Т.И. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи через участие в волонтерском движении: Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи [Текст] / Т.И. Иванушкина. – М.: Академия, 2002. – 84 с.

     29 Развитие молодежной активности в волонтерской деятельности[Текст]: учебно-методическое пособие . – Мурманск.: Новое начало, 2007. - 41с.

     30  . Федорова, Н.М. Мотивация участия петербуржцев в волонтерской деятельности [Текст] : научно-практический сборник/ Н.М. Федорова. – М.: Акадкмия, 2000. – 204 с.

     31 Слабжанин, Н.Ю. Добровольческая вовлеченность населения в решение органами местного самоуправления и организациями третьего сектора комплексных социальных проблем местного сообщества [Текст] / Научно-практический сборник / Н.Ю. Слабжанин. – М.: Академия, 2000. – 106 с.

     32 Кудринская, Л.А. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции [Текст] / Л.А. Кудринская. – М. : Академия, 2006. - 202 с.

     33 Руклинская, И.Н. Добровольческие инициативы в реабилитации детей с ограниченными возможностями : Теория и практика добровол. движения в соц. Сфере [Текст] : метод. пособие / И.Н. Руклинская, О.Ф. Петрова, Е.В. Сопова. Кемерово.: Кемер. облИУУ, 2001. - 71 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ А

     Результаты  исследования по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

анкета процесс результат альтруизм эгоизм
1 7 8 7 3
2 7 8 5 0
3 6 5 3 5
4 8 3 7 4
5 6 7 5 6
6 7 5 6 1
7 9 5 7 3
8 7 5 7 3
9 9 5 4 5
10 6 3 8 3
11 7 6 7 5
12 6 6 8 1
13 6 6 5 4
14 8 2 9 1
15 8 6 3 6
16 5 5 7 1
17 9 6 5 4
18 6 5 5 6
19 6 6 8 1
20 9 1 7 2
21 7 6 6 0
22 9 5 8 3
23 7 5 7 3
24 9 7 6 3
25 5 7 7 2
26 10 6 7 6
27 8 5 5 0
28 6 1 0 8
29 3 8 4 4
30 9 5 3 6
31 4 9 4 5
32 6 4 7 2
33 7 5 7 2
34 7 6 5 0
35 7 6 8 6
36 6 3 7 4
37 9 7 5 3
38 8 5 5 2
В % 73,7 26,3 76,3 23,7

Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов