Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа
Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.
В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:
-раскрыть содержание понятия "мотивация";
- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте
-определить основные характеристики волонтерской деятельности;
-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5
1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8
1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11
2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16
1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16
1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17
1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19
3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23
1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23
2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33
ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............
г) Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, в общественных или частных организациях [28].
Формы осуществления волонтерской деятельности также могут быть различны :
1) Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
2) Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
д) Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности [28].
Волонтерская деятельность может быть нескольких видов:
- Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
- Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
- Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
- Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Волонтерство стремится к созданию стабильного и сплоченного общества а также дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу.
В соответствии с целями и задачами волонтерства, волонтер - это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов [28].
В данном случае очень важна мотивация человека. Являясь волонтером, он должен понимать, что будет участвовать в волонтерском движении: без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;по мере сил, но не ниже моих способностей;по собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами [28].
Часто
в качестве мотива для волонтерской
работы выступает потребность в
контактах с другими людьми и
преодоление чувства
1.3
Мотивация волонтеров
в социальных организациях
Холостова в "Словаре-справочнике по социальной работе" пишет: "Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном признании; желание приобрести новую работу или профессию, добиться улучшения деятельности социального учреждения" [24, с.124]. Большинство людей добровольно жертвуют своим свободным временем потому, что они заботятся о других и хотят повысить качество жизни в своем сообществе. Но часто добровольцы хотят также, чтобы работа удовлетворяла и другие личные потребности [29].
Американские психологи М. Дарли, К. Д. Бэтсон в одной из своих работ так определяют причины альтруизма, мотивации к безвозмездному труду: "В коллективе единомышленников люди более склонны оказывать безвозмездную помощь, чем поодиночке... Очень часто большинство волонтеров тех или иных социальных организаций составляет начинающие практические психологи, не имеющие опыта работы, им гораздо проще начинать свою практическую деятельность в организации, где они могут пройти дополнительное обучение, поддержку более опытных коллег, обсудить свой первый опыт консультирования " [30, с.204]. Также авторы выделяют наличие свободного времени, стремление восстановить "Я" - образ. [30, с. 205-206].
Некоторые
специалисты, рассматривающие проблему
мотивации волонтеров, выделяют несколько
видов (категорий) волонтеров, которые
имеют различные мотивы для работы
в общественных организациях. Н.А. Потапова
выделяет несколько категорий
Н.А.
Потапова в своей работе, касаясь
мотивации добровольчества, обращает
внимание на то, что специалисты
организаций, в которых работают
волонтеры, обязательно должны знать
ценностные ориентации, интересы, качества,
а также мотивы добровольцев. Мотивация
волонтеров будет выше только в том
случае, если их деятельность будет
подкреплена какими-либо стимулами
извне. Причем, наибольший эффект мотивации
будет тогда, пишет Потапова, когда
специалисты будут
Ценность добровольческого участия и труда будет потеряна, если организация сразу же будет искать способы материального или денежного поощрения добровольцев. Формы поддержки добровольцев несколько отличаются от форм поддержки оплачиваемых сотрудников [31].
Виды поддержки (поощрения) добровольцев:
а) Обучение в различных формах (тренинги, семинары, специальные курсы и др.).
Некоторые
добровольцы могут совсем не хотеть
получить такую поддержку, иногда такая
поддержка может их отпугивать, а
других такая форма будет только
привлекать, например, безработных, которым
необходимо получить новые знания.
Последний случай удовлетворяет
мотив трудоустройства
б) Перспективы устройства на оплачиваемую должность в организации.
Не следует забывать, что, возможно, успешная организация привлекает потенциального добровольца не просто как место, где можно набраться опыта, но также место, где можно получить оплачиваемую должность. При этом необходимо выяснить данный факт заранее, чтобы, в случае невозможности приема новых сотрудников в организацию, потенциальный доброволец на определенном этапе своей деятельности не разочаровался ни в организации, ни в добровольчестве в целом [32].
в) Возмещение необходимых расходов (проезд, питание, и др.).
Если не предоставить такую поддержку добровольцам, то, таким образом, будут нарушаться права тех людей, которые не смогут выполнять добровольную помощь без этих расходов (например, подростки). Иными словами, нужно удовлетворить минимальные потребности для успешного выполнения добровольческой деятельности.
Ведь у человека может возникнуть желание что-либо сделать, используя свои умения, а заплатить, например, за обед или проезд он не сможет. Естественно, что такие расходы будут всегда минимальны в сравнении с расходами на оплату труда дополнительных сотрудников. Безопасность (труда, жизни, страхование от несчастных случаев и др.) [32].
Такая форма встречается очень редко в некоммерческих организациях России, в отличие от зарубежных НКО.
В Европейском Сообществе также есть опыт страхования здоровья человека от несчастных случаев в качестве поощрения за работу в качестве добровольца.
г) Формирование имиджа в местном сообществе.
Во
многих странах, кроме России, идет
дискуссия о признании
Можно
вести трудовые книжки по форме, установленной
самой организацией, естественно, данная
форма необязательно будет
д) Досуг.
Можно устраивать совместные вечеринки, пикники, посещение театров, концертов и другие мероприятий добровольцев и сотрудников организации. Рекомендуется делать это с некоей степенью регулярности, так как такие события могут очень сильно объединять людей. Потому, что люди находятся в неформальной обстановке, могут расслабиться и поговорить на различные темы [33].
Волонтеры
- люди, осуществляющие благотворительную
деятельность в форме безвозмездного
труда в интересах
3
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1.1
Методики исследовния
мотивации
С целью изучения мотивации волонтерской деятельности студентов было проведено эмпирическое исследование .
Методы, используемые в изучении мотивации:
1)
теоретический анализ научных
источников по проблеме
2) эмпирические методы:
- Тест-опросник Л. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения; (модификация М. Ш. Магамед-Эминова
- Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной
- Анкетирование
3) Качественной анализ эмпирических данных
1) Тест-опросник Л. Мехрабиана, направленный на измерение мотивации достижения (модификация М. Ш. Магамед-Эминова)
Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе пунктов теста учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху МS и избегания неудачи МAF в поведении, детерминированном мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональной реакции на успех и неудачу, различия в ориентации на будущее, фактор зависимости — независимости в межличностных отношениях и др.
При конструировании теста был
использован метод факторного анализа.
Методика А. Мехрабиана измеряет результирующую
тенденцию мотивации достижения. Тест-опросник
мотивации достижения (ТМД) предназначен
для диагностики двух обобщенных устойчивых
мотивов личности: мотива стремления к
успеху и мотива избегания неудачи. Оценивается,
какой из этих двух мотивов у испытуемого
доминирует. Методика применяется для
исследовательских целей при диагностике
мотивации достижения у старших школьников
и студентов. Тест представляет собой
опросник, имеющий две формы – мужскую
(форма А) и женскую (форма Б).При прохождении
данной методики испытуемым необходимо
дать оценку утверждениям, которые касаются
отдельных сторон характера, а также мнений
и чувств по поводу некоторых жизненных
ситуаций. При этом используется следующая
шкала:
Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов