Мотивация волонтерской деятельности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление мотивации волонтерской деятельности студентов.

В соответствие с поставленной целью, задачи данной работы могут быть сформулированы следующим образом:

-раскрыть содержание понятия "мотивация";

- рассмотреть особенности развития личности в студенческом возрасте

-определить основные характеристики волонтерской деятельности;

-выявить особенности мотивации студентов-волонтеров в социальных организациях;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3


МОТИВАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ…...5
1.1 Проблема понимания термина «мотивация» в психологии……...….5

1.2 Особенности развития личности в студенческом возрасте………….8

1.3 Мотивация социальной активности студентов………………….….11


2 ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………...16

1.1 Понятие волонтерства……………………………………………..….16

1.2 Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности……………………………………………………………………..17

1.3 Мотивация волонтеров в социальных организациях……………….19


3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ…………………….…..23

1.1 Методики исследовния мотивации…………………………...……..23

2.2 Анализ результатов исследования…………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….......31


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……….33


ПРИЛОЖЕНИЕ ……….………………………………………….............

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ=))).docx

— 123.44 Кб (Скачать)

      +3 – полностью согласен

      +2 – согласен

      +1 – скорее согласен, чем не согласен

      0 – нейтрален

      - 1 – скорее не согласен, чем согласен

      - 2 – не согласен

      - 3 – полностью не согласен

      Результаты  методики обрабатываются с помощью  специальных ключей. На основании  результатов методики можно сделать  выводы о преобладании в мотивации  достижения испытуемого стремления к успеху, либо о доминировании  стремления избегать неудачи. Если сумма  баллов в интервале от 165 до 210, то делают вывод о том, что в мотивации достижения успеха у данного испытуемого доминирует стремление к успеху. Если сумма баллов оказалась в пределах от 76 до 164, то это свидетельствует о доминировании стремления избегать неудачи. Если сумма баллов оказалась в пределах от 30 до 75, то никакого определенного вывода о доминировании друг над другом мотивации достижения успехов или избегания неудач сделать нельзя.

      2) Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной

      Данная  методика позволяет выявить степень  выраженности социально-психологических  установок личности. Тестовый материал методики включает два варианта. Первый вариант позволяет выявить степень  выраженности социально-психологических  установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат». С помощью второго варианта выявляется степень выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги». Каждый вариант тестового материала состоит из 40 вопросов. На каждый вопрос предполагается ответ либо «Да», если вопрос верно описывает поведение респондента, либо «Нет», если поведение респондента не соответствует тому, о чем говорится в вопросе.

Методика  включает следующие шкалы:

  • ориентация на процесс
  • ориентация на результат
  • ориентация на альтруизм
  • ориентация на эгоизм
  • ориентация на труд
  • ориентация на деньги
  • ориентация на свободу
  • ориентация на власть

      Для достижения цели нашего исследования достаточно будет взять четыре  шкалы из этой методики (ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на альтруизм, ориентация на эгоизм).

      При подсчете результатов подсчитывается сумма балов по каждой из шкал. Чем больше сумма баллов, тем более выражена данная социально-психологическая установка. Максимально возможным баллом по каждой шкале является 10 баллов.  
 

     2.2 Анализ результатов  исследования 
 

     В исследовании принимали участие 38 студентов, занимающихся волонтерской деятельностью. 20 из них являются волонтерами организации  «Белорусское общество Красного Креста»,  членами волонтерской группы «Funny nose» и 18 человек – волонтеры в коррекционно-развивающих центрах города Гомеля. Волонтеры являются студентами ГГУ им Ф. Скорины; ГГТУ им. П,О, Сухого, БТЭУПК, Минского Института Управления.

      С помощью опросника Л. Мехрабиана, направленного на измерение мотивации достижения (в модификации М. Ш. Магамед-Эминова), нами были получены данные об уровне мотивации достижения студентов - волонтеров. Результаты представлены в таблице 1.

      Таблица 1Результаты измерения мотивации достижения по методике Л.

      Мехрабиана

      
Шкалы Кол-во человек Кол-во в %
Стремление  к успеху 3 7,5
Стремление  избегать неудач 35 87.5
Нельзя  сделать вывод о доминировании  типа мотивации 2 5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      На  основании полученных данных можно  сделать выводы о том, что:

у большей части  волонтеров (87,5%) доминирует стремление к избеганию неудач, у 7,5 %  выявлено стремление к успеху, у 5% не было выявлено преобладающей тенденции. (диаграмма 1 ).

Диаграмма 1 уровень мотивации достижения

      Исходя  из данных результатов, можно сделать вывод о преобладании в мотивации достижения испытуемых стремления к избеганию неудачи Это свидетельствует о том, что большая часть студентов занимающихся волонтерской деятельностью склонны проявлять неуверенность в себе, не склонны к тому, чтобы заранее верить в успех деятельности, боятся подвергнуться критики. Они нередко игнорируют объективную информацию о своих способностях, имеют завышенную или заниженную самооценку, нереалистичный уровень притязаний. Они выбирают задачи, наиболее легкие и наиболее трудные. Привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении падает. Таким образом, можно предположить, что данные испытуемые стремятся избегать задач, которые они не могут решить с первого раза.

     Мотивация избегания неудачи рассматривается  как выработанный в психике механизм избегания ошибок, неудач, нередко любыми путями и средствами. Для личности, с преобладанием мотивации избегания неудач, главное не допустить ошибки, избежать неудачи, даже ценой сильной трансформации первоначальной, главной цели, её полного или частичного недостижения.

      7,5% студентов показали результаты  преобладания в мотивации достижения стремления к успеху. Это свидетельствует о том, что  обычно они ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть равнозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление во что бы то ни стало добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такую деятельность, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели.

      Результаты  исследования по методике диагностики социально-психологических  установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

Каждому испытуемому  был предьявлен список  вопросов на  выявление установок «Альтруизм-эгоизм», «процесс – результат». Необходимо было ответить на предложенные вопросы «да» или «нет».

 В результате проведения методики были получены результаты представленные в таблице 2  

Таблица 2 Результаты исследования  социально-психологических установок личности

установка результаты
«Альтруизм-эгоизм», 29 человек
«процесс  – результат». 28 человек
 

      В процентном соотношении данные представлены в диаграммах 1 и 2  

Диаграмма1 «процесс-результат»              Диаграмма 2 «альтруизм-эгоизм»

                     

В результате проведения данной методики можно сделать вывод:

     73, 7 студентов-волонтеров ориентированы  на процесс деятельности, менее  задумываются над достижением результата. У испытуемых возможны проблемы, связанные с трудностями завершить работу в заранее намеченный срок. Это обьясняется  тем, что направленность испытуемых студентов на процесс самой деятельности  может отодвинуть на второй план значимость цели, ради которой и совершается деятельность. Достижение цели обычно сопровождается рутинной работой, негативное отношение к которой люди, ориентированные на процесс  не могут преодолеть. Такие результаты обусловлены тем, что волонтеры, принявшие участие в исследовании в основном работают с детьми, проводят с ними время и главное в этой деятельности – именно процесс общения, взаимодействия, уделение внимания.

     26,3% студентов ориентированы на результат  деятельности, они не забывают  о первоначальной цели, способны  не отвлекаться на помехи и не бросают деятельность в влучае неудач.

     76,3% волонтеров ориентированы на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм -наи-более ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье. альтруистическое (просоциальное) поведение направленно на благо других и не рассчитано на внешнюю награду. Такое поведение волонтеров обусловлено наличием  ряда личностных диспозиций: сострадательности, заботливости, чувства долга, ответственности и отсутствием качеств, не способствующих проявлению альтруизма, подозрительности, жадности, скептицизма. Альтруистическое поведение характеризуется переживанием свой деятельности как продиктованнй внутренней необходимостью и не противоречащей своим интересам. Альтруизм как бескорыстное служение людям, включающий в себя альтруистические потребности, установки и мотивацию, как показатель, определяющий в целом направленность личности, играет важную роль в волонтерской деятельности студентов, занятых в сфере "человек - человек", также в добровольческая деятельность в этой сфере  способствует развитию и формированию данного качества.

     23,7%  проявили выраженную ориентацию на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма » не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие,

     3) Результаты  анкетирования студентов-волонтеров.

     Испытуемым  был представлен список мотивов  деятельности который предлагалось проранжировать в порядке значимости для себя по убыванию результаты представлены в таблице 3.

     Таблица 3 Результаты анкетирования

мотив волонтерской деятельности средний ранг
хочу  помогать нуждающимся людям 1
хочу  бороться с определенной проблемой 2
хочу  ответить людям добром за добро 3
хочу  познакомиться с новыми людьми 4
надеюсь научиться чему-то новому 5
для собственного удовольствия 3, 4, 6, 8
хочу  иметь какое-то занятие   7
у меня есть свободное время   8

     Анализ  полученных данных:

     55,3% всех студентов  занимаются  волонтерской деятельностью потому, что хотят помогать нуждающимся  людям. Такая альтруистическая ориентация носит общегуманный характер и способна проявляться в самых разнообразных жизненных ситуациях, не будучи жестко связанной с принадлежностью субъекта к той или иной общности. Например, человек может оказывать помощь и поддержку незнакомым людям, или действовать в интересах группы людей, реальным членом которой он не является (помощь детям в социальных приютах, работа в коррекциононо-развиваюцих центрах с детьми с особенностями психофизического развития). Принцип альтруизма играет существенную роль в формировании нравственного облика личности. Часто такое поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие.

     Второе  место занимает мотив стремления бороться с определенной проблемой  – значительная часть работы волонтеров – участие в акциях и программах по проблемам борьбы с распространением ВИЧ/СПИД или кампаниях пропаганды здорового образа  жизни.

     Далее следует мотив – ответить добром на добро. Альтруистические здесь имеется в виду потребность отдавать, норма социальной ответственности. Согласно этой норме, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. А сама актуализация определяется прошлым опытом человека. И происходит в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала; если же она имела негативный характер, то актуализируется «норма реципрокности» (добро за добро).

     На  четвертом месте находится стремление волонтеров познакомиться с новыми людьми. В качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью

     Следующий по значимости мотив – стремление научиться чему-то новому. Многие волонтеры  являются студентами  медицинской, социальной, психологической юридической  специальностей. Занятие волонтерской деятельностью в донном случае - это способ пополнить свое образование, получить практические навыки работы по своей специальности, повысить компетентность, убедиться в правильности выбора профессии.

Информация о работе Мотивация волонтерской деятельности студентов