Учебно-познавательная активность студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:16, реферат

Краткое описание

Проблема активности студентов продолжает оставаться острой и актуальной, привлекая пристальное внимание ученых разных специальностей, в первую очередь психологов и педагогов. Изучение психолого-педагогических аспектов активности студентов представляет одно из малоразработанных, но особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов. Данный реферат представляет собой попытку обобщения теоретического знания по обозначенной проблеме, а также результатов практических исследований последнего времени.

Оглавление

Введение
1. Учебно-познавательная активность – основной вид активности студентов
2. Структура учебно-познавательной активности и факторы, ее определяющие
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Учебно-познавательная активность студентов . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск, 2007 

   Содержание.

      Введение………………………………………………………………3

      1. Учебно-познавательная активность – основной вид активности студентов…………………………………………………………………….4

      2.  Структура учебно-познавательной активности и факторы, ее определяющие……………………………………………………………….9

      Заключение…………………………………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Учебный процесс в высшей школе, как и в любой другой педагогической системе, протекает в условиях совместной деятельности студентов и преподавателей. В учебном процессе студент выступает не как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний, но прежде всего как субъект познавательной деятельности, который своей активностью определяет результаты учебной деятельности. Поэтому проблема активности студентов продолжает оставаться острой и актуальной, привлекая пристальное внимание ученых разных специальностей, в первую очередь психологов и педагогов. Изучение психолого-педагогических аспектов активности студентов представляет одно из малоразработанных, но особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов.

     Крайне  важно исследовать и определить наиболее оптимальные условия для  успешной активной учебной деятельности студентов, иметь ясное представление о том, что из себя представляет сегодняшний учащийся высшего учебного заведения: его ценностные ориентации, степень осознанности выбора своей будущей профессии, уровень подготовленности для учебы в вузе и многое другое. В связи с этим, особую актуальность приобретает исследование факторов, повышающих эффективность подготовки будущих специалистов, их социальную активность.

     Данный  реферат представляет собой попытку  обобщения теоретического знания по обозначенной проблеме, а также результатов практических исследований последнего времени.

      1. Учебно-познавательная активность – основной вид активности студентов.

     Проблема  социальной активности молодежи и, в  частности, студенчества довольно широко и всесторонне описана в литературе. Социальная активность трактуется не только как мера деятельности, но и как мера проявления социальной сущности человека. Таким образом, тот или иной вид социальной активности зависит от потребностей личности, установок, ценостных ориентаций, убеждений человека, т. е., от характера мотивационной структуры личности.

     В зависимости от сферы проявления, активность человека обретает свою качественную определенность, что дает возможность  говорить о конкретных видах социальной активности: трудовой, общественной, познавательной, творческой и т. д., каждый из которых представляет собой определенную сторону способностей человека к взаимодействию со средой, находит свое место в структуре деятельности и поведения личности. В каждой из этих областей активность обретает свои специфические черты, свои особенности и не существует как активность вообще, вне предметного содержания деятельности, в которой она проявляется, вне определенных отношений, определяющих характер этой деятельности [6, с. 13 – 14].

     Для студенчества ведущим видом деятельности является познавательная. Именно в ее процессе происходит формирование качеств будущего специалиста. Безусловно, в процессе формирования личности студента большое значение имеет и целый ряд других важных видов деятельности, которые сочетаются с основными. В каждом случае, на различных этапах развития личности можно фиксировать различную степень активности. Для студенческой поры трудовая активность - это прежде всего учеба.

      Содержанием учебно-познавательной деятельности студента является процесс овладения знаниями, навыками будущей профессии, а также методами пополнения, расширения и обновления этих знаний. Таким образом, субъектом познавательной деятельности здесь является студент, объектом деятельности - знания, умения и навыки, необходимые ему в будущей профессиональной деятельности. В ходе познания происходит постепенное изменение состояния субъекта деятельности. Исходя из этого, основными показателями учебно-познавательной деятельности студентов являются: объективные - реальная успеваемость, затраты времени на учебные занятия; субъективные - уровень интереса к различным видам учебной и научно-практической работы [6, с. 15].

     Учебно-познавательный интерес - это проявление личностью  студента активного отношения к  глубокому изучению учебных дисциплин, входящих в круг будущей профессиональной деятельности и направленных на формирование его как специалиста высшей квалификации. Если учебная деятельность студента основывается на его интересе, то ее результаты, как правило, значительно выше, к тому же и сам студент от этой деятельности испытывает чувство морального удовлетворения. Отсюда вытекает настоятельная потребность формирования у студентов учебно-познавательного интереса.

     При изучении и анализе формирования у студентов познавательного  интереса следует учитывать то обстоятельство, что на первом курсе у некоторых студентов этот интерес нередко выступает в превратной форме и по своему содержанию, направленности не соответствует тому учебно-познавательному интересу, который должен иметь место в условиях вуза. Поэтому, чтобы истинный интерес к учебе нашел свое правильное и наиболее полное отражение в сознании студента, необходимо с первых дней учебных занятий приступить к целенаправленной работе по его формированию. [5, с. 80 – 81].

     Забота  о познавательной активности студентов в вузе должна быть связана с создантем вокруг них так называемых творческих ситуаций. При этом существенное значение приобретает мотивационная сфера студента как внутренняя психическая деятельность, направленная на реализацию различного рода психических потенций.[1, с. 45].

      Многочисленные  исследоваения показывают, что постановка перед студентами неадекватных задач  парализует их познавательную активность, генерализуя отрицательные установки. В случаях непомерной сложности  задачи могут возникнуть состояния психологической агрессивности, находящей выход в различного рода фантастических замещениях, или, напротив, психостеническая неуверенность в своих возможностях. Отрицательно сказывается на активности студента и занижение сложности даваемого ему задания. В таких случаях возникает ложная самоуверенность, легкомысленное отношение к своим студенческим обязанностям и другие негативные явления.[1, с. 48]

      Необходимость оптимизации учебного процесса в  вузе не теряет своей актуальности на протяжении последних десятилетий. И, тем не менее, как отмечает В.Я. Ляудис, картина неблагополучного состояния когнитивного развития студентов остается стабильной, мало изменяясь [1, с. 87]. Важнейшей задачей высших учебных заведений является подготовка специалистов не только владеющих профессиональными знаниями, но и способных продолжать свое образование вне стен учебного заведения, непосредственно в ходе профессиональной деятельности.

      Кроме того, учебная деятельность, являясь  ведущей в юношеском возрасте, способствует самоизменению и саморазвитию личности студента. Однако здесь стоит отметить, что процесс саморазвития происходит лишь при условии, что студент в большей степени становится субъектом, а не только   объектом обучающих воздействий.

      Как отмечечает А.В.Брушлинский, согласно принципу детерминизма «внешнее только через внутреннее» (С.Л. Рубинштейн), предмет учебной деятельности (учебная информация, система профессиональных знаний и все обучающие воздействия) преломляется через внутренние условия субъекта. Субъект, опосредующий своей активностью любые педагогические влияния, воспринимает их сугубо избирательно. Любые обучающие воздействия могут стать подлинными средствами дальнейшего саморазвития человека лишь будучи изначально опосредованными его внутренними условиями [2, с. 27].

      В этом и заключается актуальность исследования учебной активности, которая  по сути является теми внутренними  условиями учебной деятельности студентов, через которые преломляются все внешние обучающие воздействия. От сформированности учебной активности зависит качество получаемого образования и формирование личности будущего специалиста.

   С целью наиболее полного раскрытия  категории «активность», сущность которой  заключается в непрерывном самодвижении, саморазвитии, самоопределении и  самоорганизации (т.е. в процессе, а не в статическом результате), целесообразно использовать системный подход.

   А. Г. Асмолов выделяет следующие основные характеристики системы: целостность (не сводимость к сумме частей и не выводимость из части целостных свойств), структурность (наличие упорядоченных связей и отношений между элементами системы в целом) и иерархичность (каждый элемент системы образует подсистему, а каждая подсистема может включать в себя менее общие подсистемы), а так же взаимосвязь системы со средой и множественность описания системы. Основными методами системного подхода являются структурно-функциональный и структурно-уровневый [4, с. 2].

      Необходимость структурно-уровневого метода анализа  активности вызвана тем, что механизмы  зарождения, развития и проявлений активности отличаются в зависимости от уровня проявления активности субъекта. Исследования Б. М. Теплова, В. Д. Небылицина, Н. С. Лейтеса, В. М. Русалова, М. В. Бодунова и др. показали, что субъектная психическая активность,  как внутреннее условие взаимодействия субъекта со средой, является одним из опосредующих звеньев, благодаря которому природно детерминированные свойства нервной системы находят свое выражение на психическом уровне, что влияет на проявление активности на социальном уровне.

      Воплощением структурно-уровневого метода системного подхода является теория Интегральной индивидуальности (ИИ), разработанная  В. С. Мерлиным и развитая его последователями в Пермской психологической школе: Б. А. Вяткиным, М. Р. Щукиным, Л. Я. Дорфманом и мн. др. Теория ИИ, учитывающая проблемы саморазвития и самоорганизации индивидуальности, наилучшим образом подходит для изучения и анализа активности субъекта деятельности.

      Б. А. Вяткин выдвигает следующую гипотезу: проявления активности разнообразны (моторные, сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые, социальные и т.д.). Не все они в один и тот же возрастной период, в одной и той же деятельности (учебная, трудовая, игровая, спортивная) являются равнозначными для развития индивидуальности. Вероятно, что на определенном возрастном этапе один или несколько видов активности в силу большей значимости для развития индивидуальности выступают как ведущая активность, обладая при этом системообразующей функцией в структуре ИИ.

      Таким образом, активность, можно определть как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности, характеризуемый самодвижением, самоорганизацией, саморегуляцией и саморазвитием, присущий, но в разной мере, каждому человеку с момента его появления и определяющий его жизненный путь.

      Учебная деятельность является ведущей для  студентов дневной формы обучения, что позволяет характеризовать  ее деятельностью по самоизменению  и саморазвитию, продуктом которой  являются изменения, происходящие в  самом субъекте. На основании этого можно предположить, что учебная активность является ведущей активностью для студентов  дневной формы обучения. 
 

      2. Структура учебно-познавательной активности и факторы, ее определяющие.

      Экспериментальное исследование компонентов, структуры учебной активности и ее особенностей у студентов, обучающихся на факультетах разных профилей, было проведено Н. Л. Денисовой и Г. Н. Казанцевой на выборке 269 человек. В качестве испытуемых были выбраны студенты гуманитарных (Институт иностранных языков и литературы, Факультет психологии и педагогики) и естественно-научных факультетов (Биолого-химический факультет, Математический факультет) второго и третьего курсов. Следует отметить,  что второй и третий года обучения выбраны не случайно, поскольку являются периодом самой интенсивной учебной деятельности, когда уже завершен период адаптации и появление множества спецкурсов ведет (в идеале) к активному формированию профессиональной направленности.

Информация о работе Учебно-познавательная активность студентов