Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:16, реферат
Проблема активности студентов продолжает оставаться острой и актуальной, привлекая пристальное внимание ученых разных специальностей, в первую очередь психологов и педагогов. Изучение психолого-педагогических аспектов активности студентов представляет одно из малоразработанных, но особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов. Данный реферат представляет собой попытку обобщения теоретического знания по обозначенной проблеме, а также результатов практических исследований последнего времени.
Введение
1. Учебно-познавательная активность – основной вид активности студентов
2. Структура учебно-познавательной активности и факторы, ее определяющие
Заключение
Более высокие показатели интеллекта оказались в группе студентов с низкой степенью учебной активности (группа Б). Вместе с тем для обеих групп характерны почти одинаковые показатели профессиональной направленности и учебной успеваемости. Следовательно, при относительно одинаковой профессиональной направленности равные учебные успехи достигаются в результате учебной активности, определяемой наличным интеллектуальным потенциалом.
Если это положение верно, то в корреляционном анализе, которым охватывается вся обследуемая выборка, должна проявиться отрицательная связь показателей интеллекта с показателями уровня учебной активности. Но результаты корреляционного анализа говорят о более сложном соотношении между интеллектом и учебной активностью, чем ожидалось на основании простого сравнения двух групп студентов, различающихся степенью учебной активности.
Оказалось, что показатели учебной активности находятся в отрицательной связи только с показателями интеллекта, измеряемого с помощью методики Р. Кеттелла, и показателями невербального интеллекта, определяемого по методике Д. Векслера. Между показателями общего и вербального интеллекта и показателями учебной активности статистически значимых связей не обнаружено. Следует также обратить внимание на то, что показатели вербального интеллекта связаны с учебной успешностью, но не связаны с учебной активностью, тогда как невербальный интеллект связан с учебной успешностью лишь опосредованно, через общую структуру интеллекта, но имеет непосредственную отрицательную связь с учебной активностью.
Изложенные
результаты могут стать понятными,
если принять во внимание следующее
обстоятельство: природа вербального
и природа невербального
Допустимо
и другое объяснение, вытекающее из
специфики выборки испытуемых – студентов
исторического факультета. Это на первый
взгляд позволяет предположить, что вербальные
составляющие интеллекта имеют большое
значение в гуманитарном образовании.
Однако полученные факты выступают против
такого довода. В частности, интеллектуальные
задания в методике Р.Кеттелла построены
на вербальном материале, поэтому вполне
оправдано было бы ожидать связь показателей
интеллекта, определяемого по данной методике,
с показателями вербального интеллекта,
измеряемого с помощью методики Д.Векслера.
Но таких связей не обнаружено. Наоборот,
показатели интеллекта по методике Р.
Кеттелла, во-первых, высоко коррелируют
с показателями невербального интеллекта,
а во-вторых, подобно последнему, имеют
отрицательную связь с учебной активностью.
Высокий уровень связи между показателями
невербального интеллекта и показателями
интеллекта, полученными при помощи методики
Р.Кеттелла, одинаковое соотношение этих
показателей с учебной успешностью и учебной
активностью - все это говорит о том, что
в данном случае обе методики диагностируют
одну и ту же способность - способность
устанавливать связи и отношения, т. е.
собственно мыслительные способности.
Именно эти способности, а не «кристаллизованные»
компоненты вербального и общего интеллекта
определяют необходимую меру учебной
активности для достижения конечных учебных
результатов. При прочих равных условиях
учебная активность должна быть тем выше,
чем ниже мыслительные возможности студентов.
Заключение.
Мы
увидили, что структура учебно-
Таким
образом, ни интеллект, ни направленность
или мотивация, взятые в отдельности,
не обусловливают однозначно конечных
результатов учебной
Было бы ошибочно ограничивать детерминацию учебной активности и ее уровня влиянием только мотивации и интеллекта, хотя роль последних довольно велика. Наряду с ними на уровне учебной активности не могут не сказаться нейродинамические характеристики индивида, свойства темперамента, характерологические особенности и социально-психологические характеристики личности студента.
Библиография.
Информация о работе Учебно-познавательная активность студентов