Влияние мотивации на уровень учебной активности студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 13:06, реферат

Краткое описание

Объект изучения: факторы влияния мотивации на уровень учебной активности.
Предмет исследования: мотивация как фактор влияния на уровень учебной активности.
Целью работы является анализ мотивации учебной деятельности, в контексте взаимосвязи понятия мотив понятиями цель и потребность.

Файлы: 1 файл

Учебная мотивация.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

1.  Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием  способностей и талантов в  определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности. Одновременно эти люди ищут признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, подобающем их мастерству.

2.  Менеджмент. В данном случае  первостепенное значение имеют  ориентация личности на интеграцию  усилий других людей, полнота  ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная  забота для личности с этой  ориентацией — освобождение от  организационных правил, предписаний  и ограничений. Ярко выражена  потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда), личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация  обусловлена потребностью в безопасности  и стабильности для того, чтобы  будущие жизненные события были  предсказуемы. Необходимо различать  два типа стабильности - стабильность  места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, пуская корни в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его срыванием с места. Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и подниматься на высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.

5. Служение. Основными ценностями  при данной ориентации являются  работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать  мир лучше и т. д. Человек с  такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.

6. Вызов. Основные ценности в  карьерной ориентации этого типа  — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение  трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы бросать вызов. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции выигрыша-проигрыша. Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.

7. Интеграция стилей жизни. Человек  ориентирован на интеграцию различных  сторон образа жизни. Он не  хочет, чтобы в его жизни доминировала  только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное — создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.

Выбор профессии – важный вопрос в жизни человека, и от того, насколько правильно он будет решен, зависит эффективность деятельности и удовлетворенности человека своим трудом, стремление повышать свою квалификацию и многое другое.16 Мотивы выбора профессии многочисленны и разнообразны. Они включают осознание важности данной профессии. Ряд побуждений связан со специфическими особенностями профессии, с содержанием и характером труда, его условиями и особенностями; с желанием руководить людьми, организовывать их труд, трудиться в составе коллектива, с вознаграждением и др. Профессиональная мотивация динамична, изменчива. Это сказывается на отношении к обучению в ВУЗе и последующей профессиональной деятельности.

Существует также такое понятие «мотивационный синдром». Ю.М. Орлов впервые использовал этот термин для обозначения совокупности мотивов, соотнесенных с той или иной потребностью. При этом автор отмечает факт «перекрещивания» мотивов потребности в познании с мотивами достижения, аффилиации, доминирования, позволяющий путем стимулирования одного мотива воздействовать на мотивы других потребностей.

В понимании А.А. Вербицкого мотивационный синдром - это, с одной стороны, способ осмысления мотивационной сферы как системы, в которой представлены и взаимодействуют все мотивационные компоненты: мотивы, цели, интересы, влечения и т.п.; а с другой стороны способ понимания их соотношения и взаимосвязи в мотивационной сфере конкретного субъекта учения.

Одними из форм появления мотивационного синдрома выступают познавательные и профессиональные мотивы. Они являются относительно независимыми составляющими единого, более широкого общего - мотивационного синдрома учебной деятельности, отражающего динамику взаимных трансформаций этих мотивов. Содержательное отличие профессионального мотивационного синдрома от познавательного заключено в выраженности ведущих мотивов профессиональных и познавательных соответственно.

Необходимо изучать мотивированную сферу современных студентов. Профессиональный мотив напрямую связан с выбором профессии. Мотив достижения успехов нужно всячески развивать, культивировать потребность в достижениях, поскольку это способствует состоянию удовлетворенности учением в ВУЗе, облегчает обучение, повышает эффективность в плане уменьшения затрат времени на достижение учебных целей. Потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов, - либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением. Познавательная потребность оказывает влияние на удовлетворенность учебой в ВУЗе, на повышение успеваемости.

Заключение

 

Хорошая успеваемость - свидетельство надлежащего усвоения содержания образовательной программы по конкретной специальности и залог получения высококлассного специалиста, востребованного обществом.

Поскольку учебная деятельность, как и любая реальная деятельность человека, очень сложна и многогранна, то большинство исследователей в качестве факторов ее успешности закономерно выделяют разные психические предпосылки. Естественно, что в их числе называется уровень развития собственно познавательных процессов, когнитивных функций, — уровень развития мышления, памяти, внимания и т. д. Отмечаются и личностные мотивационно-потребностные предпосылки успеваемости, такие, например, как ответственное отношение к учебе, наличие положительной мотивации.

Установлено, что учение студентов протекает нормально только тогда, когда обучение связано с практикой жизни, когда студент понимает жизненное значение того, что он изучает. Если он не осознает значения получаемых знаний, происходит постепенное угасание и падение интереса к изучаемому предмету и в целом к учебе, хотя он может успешно заниматься учебной деятельностью и по другим мотивам, например, когда хочет избежать неприятностей для себя, не хочет огорчать родителей, быть не хуже своих товарищей, когда самолюбие не позволяет ему учиться плохо. Но эти мотивы не создают устойчивого положительного отношения к учению, в подобных случаях нельзя говорить о вполне сознательном и, осознанном желании учиться. Лишь осознание студентом того, что его учение имеет общественное значение, ведет к познанию окружающего мира и профессиональной деятельности, воспитывает у него положительное отношение к учению. Если этого нет, то возможны срывы, колебания и всевозможные увлечения тем, что мешает учебе. Следовательно, на наш взгляд, причинами неуспеваемости студентов ВПО являются:

Личностные способности обучающихся, сформировавшиеся под влиянием социальных факторов;

Отсутствие интереса к предмету;

Разочарование в выбранной специальности;

Отсутствие интереса к учению из-за личности преподавателя, его методики обучения.

Характер успеваемости и отсева студентов на разных курсах и специальностях имеет свои особенности, которые непосредственно связаны с учебной мотивацией студентов, их заинтересованностью выбранной специальностью. Формирование учебной мотивации и ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания в рамках высшего профессионального образования является неотъемлемой частью развития личности студента. Учебная мотивация определяется рядом факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением. Во-вторых, учебная мотивация определяется организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - индивидуально-личностными особенностями педагога, и прежде всего системы его отношений к ученику, к своей работе; в-пятых, - спецификой учебного предмета.

 

Список литературы

 

1. Петровский А.В. энциклопедический  словарь в шести томах «Общая  психология».– М.: «Психологический  лексикон», 2005 г.

2. Маслоу А. Г. «Мотивация и личность». – Спб.: «Евразия», 2001 г.,  с. 250

3. Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики».- М.: «Наука», 2002 г., с. 150

4. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум  С. И. «Психология и педагогика».- Спб.: «Питер» 2005 г., с. 86

5. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. «Психология и педагогика для  технических вузов».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 г., с. 73

6. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. «Психология и педагогика для  технических вузов».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 г., с. 84

7. Карпова Е.В. Структура и генезис  мотивационной сферы личности  в учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2009.  С. -15.

8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов  А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2000. С. -213.

9. Рюмина Т.В. Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2002. 22 с.

10. Леонтьев А.Н. Категория деятельности  в современной психологии// Вопр. психологии, 2003, № 3; с. 40

11. Указ. Соч. с. 42.

12. Матюхина М. В. Изучение и формирование  мотивации учения младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 2003. 72

13. Гальперин П.Я. Методы обучения  и умственное развитие ребенка. М.: Наука, 2001; с. 129.

14. Гамезо М., Петрова Е., Орлова  Л. «Возрастная и педагогическая  психология». — М.: «Педагогическое  общество России», 2003 г., с. 431

15. Зимняя И.А. «Педагогическая психология». - М.: «Педагогическая литература», 2002 г., с. 136

16. Ковалев В. И. «Мотивы поведения  и деятельности».- М.: «Наука», 2000 г., с. 112

 

 

 

1 Петровский А.В. энциклопедический словарь в шести томах «Общая психология».– М.: «Психологический лексикон», 2005 г.

2 Маслоу А. Г. «Мотивация и личность». – Спб.: «Евразия», 2001 г., с. 250

3 Леонтьев А.Н. «Проблемы развития психики».- М.: «Наука», 2002 г., с. 150

 

4 Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. «Психология и педагогика».- Спб.: «Питер» 2005 г., с. 86

 

5 Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. «Психология и педагогика для технических вузов».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 г., с. 73

 

6 Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. «Психология и педагогика для технических вузов».- Ростов н/Д.: «Феникс», 2004 г., с. 84

 

7 Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2009.  С. -15.

8 Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2000. С. -213.

9 Рюмина Т.В. Эмоционально-чувственные факторы формирования мотивации учебной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2002. 22 с.

 

 

10 Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 2003, № 3; с. 40

11 Указ. Соч. с. 42.

12 Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения младших школьников. Волгоград: ВГПИ, 2003. 72

Информация о работе Влияние мотивации на уровень учебной активности студентов