Тропированная речь школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».

Оглавление

Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (доработанная)новая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

    С физиологической  точки зрения «слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители». Усвоение слова представляет собой образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления.

    С психологической  точки зрения значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». Обобщение и значение слова суть синонимы. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением» [23, с.89]. 

    Усваиваемые детьми слова распадаются на два разряда. Первый из них, который называют активным запасом слов, входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь».

    В.И.Селиверстов  дает следующую формулировку активному  словарю: «словарь активный – активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.»

    Второй  разряд, т.е. пассивный запас слов, В.И.Селиверстов описывает так «словарь пассивный – пассивный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.» [, с.79]

    С экспрессивно-стилистической точки зрения лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

    К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Например: дом, ветер, белый, ходить, читать и др. Этот лексический пласт представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности, которые являются основными в повседневной языковой практике [30, с.169].

    Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний (доброта, печаль, злость, выигрывать, радоваться, смелый, добрый, умный, хитрый, капризный и др.) [31, с.143]. Это особый пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между детьми, наиболее ярко выражает симпатии и антипатии детей.

    Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:           слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны; слова, в которых эмоциональное отношение к называемому предмету выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и префиксами.

    Итак, слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения.  С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи:

  1. Задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;
  2. Задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении [26, с.176].

    Рассмотрим  формирование речевой деятельности ребенка, начиная с раннего возраста.

    Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

    Накопление  словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками  и грамматическим строем речи. А  поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5-6 годам.

    Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении. Количественный рост словаря выражается в постепенном усвоении новых слов. В первую очередь ребенок усваивает те слова, которые непосредственно связаны с его жизнью, - названия окружающих предметов, игрушек и основных повседневных действий. При этом количество имеющихся у ребенка слов зависит от тех условий, в которых он живет и воспитывается.

    Так, двухлетние дети в разных семьях могут  иметь в своем запасе от 45 до 1000 и даже более слов. Качественный рост словаря выражается во все более глубоком понимании ребенком значений слов, включая многозначность и переносные значения. Например, под словом ножка ребенок понимает сначала только свою собственную маленькую ножку. Позднее он узнает, что этим же словом обозначается и ножка стола или стула, и ножка гриба, и пр. Или: глагол спать ребенок сначала понимает только как такое «действие», которое относится непосредственно к нему самому или к другим людям; но постепенно к нему приходит и понимание переносного значения этого глагола спать в зимнее время могут деревья и даже вся природа в целом..

    Примерно  с 3-3,5 лет в речи ребенка начинают появляться обобщающие слова (если, конечно, он слышит их в речи взрослых), которые  обозначают не какой-то один конкретный предмет, а целые группы однородных предметов посуда, одежда, овощи, фрукты и т.п.

    Это очень важный этап, являющийся самым  первым шагом к систематизации, упорядочению имеющегося у ребенка запаса слов. Остановимся на нем подробнее [22, с.96].

    Все названия предметов (имена существительные, т.е. слова, отвечающие на вопросы кто? что?) подразделяются на смысловые группы, например одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, деревья, цветы, звери, птицы, ребенком грамматических норм языка. Детское словотворчество нужно всячески поощрять, включаясь в занимательную игру с ребенком, но, не забывая в ходе игры давать правильные образцы словообразования. Например, если ребенок образует уменьшительные формы от слов лес и ковер как лесик и коверик (по аналогии дом— домик), то, порадовавшись вместе с ним, нужно в заключение сказать правильные варианты слов лесок, коврик. Слабое владение очень многими учащимися наших школ правилами словообразования (вплоть до почти полного не владения ими) есть следствие педагогических упущений в дошкольном возрасте.

    По  результатам обследований, 7-летний ребенок, поступающий в школу, употребляет  в своей речи хотя бы один раз  с пониманием значения  слова (это активный словарь) или понимает, но не употребил ни разу, т.к. не было потребности (пассивный словарь), от 2,5 – 3 тысяч слов до 7 – 8 тысяч. Соответственно 11-летний школьник имеет в своем словаре от 7 – 8 до 10 – 15 тысяч слов (в отдельных случаях больше). [, с.131]

    Таким образом, к началу школьного обучения первоклассник с сохранным интеллектом  имеет достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас,  представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений, другими словами у младшего школьника  к началу обучения уже  сформировано определенное семантическое поле к разным группам слов.

    Глава III. Характеристика лексической структуры

    творческих  работ учащихся V класса 

    3.1. Организация и  методика исследования 

    В настоящее время необходимо изучать лексический строй детской речи, т.к. исследование работ учащихся помогает проследить динамику в употреблении изобразительных средств, т.е. посмотреть на развитие речи учащихся, в каких направлениях она развивается, что ей свойственно.

    Одной из причин, мешающих разработке эффективной  методики развития речи детей, является неизученность лексических особенностей письменной речи школьников.

    Таким образом, наша работа была направлена на дальнейшие пути корректирования  учебного процесса.

    Какие существуют основные тенденции в  употреблении художественных средств в письменных творческих работах современного школьника? Каким тропам отдают предпочтение школьники и почему? Наше исследование является попыткой ответить на эти вопросы.

    Объектом  нашего внимания стали письменные творческие работы учащихся – сочинения.

    Мы  акцентировали наше внимание на данном виде письменных творческих работ именно потому, что сочинения способствуют развитию речи учащихся. Сочинения обогащают речь школьника, делают ее образной и выразительной, учат выделять главное и второстепенное, делить смысловые отрезки и устанавливать между ними связь, составлять план и т.д. Это важные общеучебные умения, связанные с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, овладение которыми необходимо как для учебной работы, так и для будущей практической деятельности.  

    Для исследования выбраны работы ребят  V-х классов, т.к. у детей этого возраста обнаруживаются новые особенности овладения письменным строем речи, в возрасте 10-11 лет формируется словарный запас ребёнка, куда входят как слова разговорной обыденной речи так и художественной [16, с.104].

    В этот период речь становится инструментом познавательной деятельности, все ее виды участвуют в получении знаний, формировании умений; язык становится предметом системного изучения [19, с.200].

    Развитие  речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный  запас и усваивается лексическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие лексического строя речи непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь велики, особенно  в речевом развитии [24, с.287].

    Исследование  проводилось на основе творческих работ учащихся V-х классов. Им было охвачено 49 учащихся МОУ СОШ г. Канска № 21, а также МОУ «Большеключинская ООШ № 4» Рыбинского района, МОУ «Новониколаевская СОШ № 9».

    Базой для анализа послужили творческие работы учащихся - сочинения. Общее количество анализируемой выборки составило 100 работ,  написанных в 2008 – 2009 учебном году.

    Тематика  творческих работ отражена в Приложении № 1.

    Объем обследованного материала – 12487 слов.

    Творческие  работы были предоставлены учителями  школ для проведения данного исследования.

    Исследование  проводилось в четыре этапа:

  1. Классификация словоупотреблений по тропам – эпитеты, метафоры, сравнения в письменных творческих работах учащихся.
  2. Выявление количественного соотношения тропированных единиц.
  3. Классификация словоупотреблений по частеречной принадлежности.
  4. Классификация словоупотреблений по тематике творческих работ.

    По  окончании проведения всех этапов, словоупотребления были посчитаны  и представлены в процентном соотношении  в приложении.

    Полученные данные о частеречной, лексико-изобразительной, а также тематической принадлежности, были проанализированы и сделаны определенные выводы, которые будут представлены в следующих параграфах. 

    Итак, перейдем к рассмотрению вопроса  о том, как же функционируют изобразительные средства в творческих письменных работах учащихся V-х классов. 

    3.2. Функционирование  тропов в творческих  работах учащихся  V-х классов

    Одним из важных показателей развития речи школьников является уровень овладения  тропированной речью.

    Стремление  выявить особенности употребления изобразительных средств  в аспекте развития речи учащихся 5 классов на уроках русского языка побудило обследовать лексическую структуру письменных работ учащихся V-х классов школ МОУ СОШ № 21г. Канска, а также МОУ «Большеключинской ООШ № 4», МОУ «Новониколаевской СОШ № 9».

    В нашей работе мы использовали 100 сочинений  учащихся. Объем обследуемого материала – 12487 слов, из которых тропированная речь составила 940 единиц.

Информация о работе Тропированная речь школьников