Тропированная речь школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».

Оглавление

Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (доработанная)новая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)
stify">    Итак, мы можем сделать вывод, что лингвистика  детской речи одна из молодых научных  дисциплин. Исследованиями в этой области  знания занимаются не только лингвисты, но и представители психологии, педагогики и др.

    Следующий пункт, который мы рассмотрим, это речевое развитие младших подростков. 

    2.2. Особенности речевого  развития младших  подростков 

    Вопросы развития связной речи изучались  в разных аспектах многими педагогами (А.М. Бородич, А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флёрина и др.), психологами (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) и логопедами (В.К. Воробьева, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.).

    Связная речь, подчеркивал Ф.А. Сохин, обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития [34, с.115].

    По  мнению А.В. Текучева, под связной  речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

    Учащиеся  V-х классов относят к так называемым младшим подросткам.  У детей этого возраста по-новому складываются отношения с учителями, друг с другом, обнаруживаются новые особенности активности, в иных направлениях заявляет о себе интеллект [16, с.104].

    Ведущая деятельность – учебная: речь становится инструментом познавательной деятельности, все ее виды участвуют в получении  знаний, формировании умений; быстро накапливается словарь, к речи школьника предъявляются требования литературной нормы. Язык становится предметом изучения. Появляется письменная речь в вариантах чтения и письма [21, с.200]. Школьники средних классов прилагают старания в учебе. Заметна расположенность к импровизациям (например, инсценировать литературный текст), изредка можно наблюдать зачатки собственного исследовательского отношения к тому, с чем их знакомят: интерес к источникам, сопоставление фактов. Кругозор младших подростков быстро расширяется. Многие из них готовы спорить друг с другом о различных новостях науки, техники, спорте. В круг их чтения начинают входить «Детская энциклопедия», книги из серии «Хочу все знать» и др.

    Часто обращает на себя внимание нетерпеливость учащихся в мыслительной работе. Они  нуждаются в быстром темпе  урока [16, с. 110]. Этот возраст характеризуется активной потребностью в общении, безусловным доверием к учителю, ревнивым вниманием к успехам одноклассников. Учащиеся V-х классов нуждаются в понимании и постоянной доброжелательности [22, с.128].

    Необходимо  помнить о том, что наилучшие  результаты приносит обучение, не подавляющее  стихийной энергии ребенка, а  развивающее, воспитывающее. Это условие  имеет особое значение в такой области, как овладение родной речью.

    Развитие  речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный  запас и усваивается морфологическая  система языка, на котором говорят  окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов. При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь велики, особенно  в речевом развитии [24, с.287].

      В этом возрасте совершенствуются все функции речи, особенно обобщающая. Речевая деятельность – говорение, восприятие речи, письмо, чтение – становятся средством учения познавательной деятельности, в средних классах – средством приобщения к общественной деятельности, в старших классах – средством профессионального самоопределения.

    Новое, что появляется в речевом развитии и усвоении языка:

    а) речь всё более переходит в  сферу волевых действий, ситуативная  речь дошкольника уступает место  организованной речи школьника: составление предложений, рассказов, ответы на вопросы учителя и пр. Растет её обобщенный и отвлеченный характер;

    б) вводится понятие языковой нормы, понятия  «можно» и «нельзя», «хорошо» и  «плохо», т.е. происходит элементарная дифференциация стилей: ребенок начинает пользоваться теми или иными параллельными языковыми средствами в зависимости от условий высказывания;

    в) вводятся в действие два новых  вида речевой деятельности – чтение и письмо, что не только обогащает  и разнообразит её, но и постепенно приобщает школьников к богатствам письменно-книжной речи; последняя оказывает сильное влияние на детскую речь, преимущественно устную, которая к старшим классам сближается с речью письменной;

    г) наконец, речь самих школьников и  других людей, образцы художественной речи становятся объектом наблюдения, анализа, синтеза. Школьники усваивают систему языковых понятий и закономерностей языка. Теоретическое изучение языка, перенос языковых закономерностей на собственную речевую деятельность школьника способствует развитию, обогащению речи, повышению её общей культуры, орфографической и пунктуационной грамотности [12, с.51].

    В развитии речи детям весьма помогают спонтанные рассуждения вслух. Необходимость  таких рассуждений и обоснования  своих решений ведет к развитию рефлексивности, как важного качества ума, позволяющего человеку анализировать и осознавать свои суждения и поступки.

    В этом возрасте речь все более переходит  в сферу волевых действий, становится организованной: составление предложений, рассказов, ответы на вопросы учителя, пересказы прочитанного и пр.[12, с.64].

    Кратко  опишем исходные процессы формирования и восприятия речи.

    Среди этапов формирования речи специалисты  называют:

    1) ориентировку;

    2) программу речевого высказывания;

    3) реализацию программы;

    4) контроль речевой деятельности.

    К ориентировке (ориентировочной основе речевого действия) относится совокупность факторов, которые определенным образом  влияют на выбор речевого действия: основной мотив: «нервная модель обстановки», в которой действие совершается; вероятностный опыт, позволяющий прогнозировать наиболее возможный для данной обстановки исход, модель последующего действия, или его цель. Перечисленные факторы не являются, по мнению некоторых ученых, непосредственной ступенью речепроизводства, они лишь характеризуют условия выбора речевого действия, представляя собой, если пользоваться словами И.А. Зимней, своеобразный «запускной механизм» [23, с.112].

    Поэтому первым этапом порождения речи можно  считать программу речевого высказывания. Этот этап А.А. Леонтьев называет «долингвистическим», «доречевым» и для его обозначения использует несколько терминов: «внутренняя программа», «программа», а при подчеркивании ее динамического характера – «внутреннее программирование» [26, с.87].

    Внутренняя  программа стремится иметь линейную структуру. На основе экспериментальных данных специалисты предполагают, что во внутренней линейной программе компоненты высказывания располагаются в универсальном порядке: субъект – определение – объект – определение – предикат.

    Второй  этап в схеме порождения речевого высказывания (реализации программы) представляет собой сложный переход от внутренней программы к синтаксической структуре предложения. Слова связываются друг с другом в предикативные пары. Затем происходит определение порядка слов в ней. Наконец, исходной опорной точке предложения приписывается конкретная лексико-грамматическая характеристика, что влечет за собой появление синтаксической схемы или ее части, а также следующего слова в соответствующей грамматической форме [26, с.124].

    Каждый  раз по семантическому, звуковому  и частотному параметрам слова сопоставляются с уже сформированной частью предложения, с замыслом высказывания, а также  с прогнозируемой его частотностью. При соответствии всех сторон формирование высказывания продолжается. В случае несоответствия может быть несколько вариантов: поиск более удачных слов, замены прогнозируемой или сформированной части и даже поиск новой программы высказывания.

      Таким образом, синтаксическая  структура предложения строится  постепенно в процессе речепроизводства.

    Третьим этапом является контроль речевой деятельности. Он действует в течение всего  процесса формирования предложения, что  представляется методически значимым для правильной организации проверки учащимися собственных письменных работ.

    Таким образом, процесс формирования высказывания является сложным психологическим  процессом, состоящим из многих звеньев, которые еще недостаточно изучены.

    Итак, младший подростковый возраст –  сложный этап в формировании личности ребенка. В этом возрасте по-новому складываются отношения во всех сферах деятельности. По-новому заявляет о себе и речь. Она становится инструментом познавательной деятельности. Язык – предметом изучения.

    Теперь  обратим наше внимание на то, что  же является характерным для лексического строя речи пятиклассников. 

    2.2. Особенности развития  лексического уровня  речи младших школьников

    Речь  является основным средством человеческого  общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет  определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом [11, с. 146].

    Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место  в общей системе работы по развитию речи, рассмотрим слово, его характеристику и роль в языке и речи с различных  точек зрения: лингвистической, физиологической  и психологической.

    Лингвисты считают, что главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – это сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления [2, с.68].

    Слово – основная единица языка. Оно  является «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т.е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы невозможно [10, с.35].

    Значение  слова имеет сложное строение: во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию; во-вторых, это система абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, система связей и отношений, которая в нем выражается, т.е. его понятийная отнесенность.

    Соотношение наглядных образных компонентов  слова с абстрактными или обобщающими  в разных словах разное. Человек  пользуется словами, выбирая одно из возможных значений.

    Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу:

    1.      Нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина);

    2.      Первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Называние мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимание лексического значения слова мяч;

    3.     Вторая степень обобщения: слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стул, и стол, и шкаф); игрушки (это и мяч, и кукла, и кубик) и т.д.;

    4.      Третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель и т.д.;

    5.      Четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение [17, с.123].

Информация о работе Тропированная речь школьников