Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа
Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».
Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение
В ходе исследования мы подсчитали количество слов, которое приходится на одного ученика, их число составило 97 словоупотреблений. Что же касается гендерного аспекта, то девочки используют в работах до 130 слов, а мальчики только 103 слова, такой фактор указывает на то, что к 10-11 годам словарный запас девочек, горазды выше, чем у мальчиков.
После мы перешли к рассмотрению слов, употреблённых в переносном значении – тропам. Оказалось, что тропированная речь занимает 3,76 % от общего числа слов. Сюда вошли эпитеты, метафоры и сравнения, так как их в данных работах оказалось значительно больше, нежели других изобразительных средств, которые составили от 1 до 3 словоупотреблений.
Затем нами были выполнены подсчёты, которые помогли выявлению следующих данных.
Оказалось, что в творческих работах преобладают эпитеты - 60,64% от общего объема, метафоры составляют – 35, 5%, последнее место по употребительности занимают сравнения – 4,04% . Данный факт связан с тем, что эпитеты для пятиклассников являются наиболее усвоенной категорией, потому как они гораздо чаще встречаются в текстах художественной литературы и в используемом материале на уроках русского языка. Что же касается метафоры, то это средство учащиеся используют в творческих работах гораздо реже и в большинстве случаев пользуются метафорами-шаблонами, которые в виде ярких образов запечатлелись в их памяти. В отличие от эпитетов и метафор, сравнения оказались менее частотными, так как для школьников их роль в полной мере выражает метафора.
Теперь
перейдём к подробному анализу использования
тропов, в творческих работах учащихся.
3.2.1. Особенности употребления эпитетов
В
двух предыдущих главах мы выявили, какие
лексические особенности
В общей выборке по методике А. Шалыгина автора популярной «Теории словесности» нами были выделены эпитеты, метафоры и сравнения, которые учащиеся использовали в своих творческих работах.
По его мнению, эпитет является «одним из весьма действительных средств, усиливающих картинность и эмоциональность речи. Так называется слово или несколько слов, приданных к обычному названию предмета для того, чтобы усилить его выразительность, подчеркнуть в предмете один из его признаков – тот, который в данном случае важно выдвинуть на первый план, как бы рекомендовать особому вниманию читателя. [, с. 108] Так, например, в словосочетании ленивый ручеёк, употреблённом в сочинении пятиклассника эпитет ленивый выбран учащимся неслучайно, так он пытался сделать акцент на медлительном течении ручья, используя данное прилагательное. Проанализировав 285 эпитетов, мы выявили частотность употребления пятиклассниками этой части речи, оказалось наиболее частотным – 72,7%, заметно меньше в роли эпитетов учащиеся используют существительные – 27,3%, других частей речи не наблюдается.
Кроме того количество употребляемых эпитетов зависит от тематики сочинений. Так превалирующее их число в работах, которые связаны с описанием явлений природы –38,8%, 21, 3% использовано школьниками в сочинениях о домашних питомцах, чуть меньше о семье –19,2%, отдых – 11,03%, и всего 6,7% эпитетов было использовано для описания деятельности человека, а именно различного рода профессий.
Таким образом, на основе полученных данных, мы выявили ряд закономерностей. Первое: большинство учащиеся пятых классов в творческих работах используют в качестве эпитетов прилагательные, количество существительных гораздо ниже. Такой факт свидетельствуют о том, что в возрасте 10-11 лет ребёнок основывается, прежде всего, на образном мышлении и даёт воображаемому объекту характеристику с помощью подбора имён прилагательных, которые по его мнение отражают его особенности.
Другим
важным фактором является тематика творческих
произведений. В ходеанализа, мы обнаружили,
что пятиклассники употребляют больше
эпитетов при описании природы, а количество
эпитетов в темах, касающихся деятельности
человека составляет единицы.
3.2.2. Особенности употребления метафор
Метафора – один из основных приемов познания объектов действительности, их наименования, создания художественных образов и порождения новых значений. Для обнаружения её в тексте мы также пользовались методикой А. Шалыгина.
Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает. Своеобразие метафоры как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось). [, с.142] Например, в словосочетании дедушка и бабушка – герои, взятого из работ пятиклассника, метафора герой в понимании учащегося мыслится как человек, который прошёл через тяготы жизни и является образцом для внуков.
В отличие от эпитетов количество метафор
в творческих работах учащихся значительно
меньше – 35,32%, в роли которых преобладают
существительные – 89,4%, а также глаголы
– 10,6%. Такое частеречное своеобразие
коренным образом зависит от тематики
творческих работ. Школьники в большинстве
случаев используют метафоры в работах
о семье – 43,4%, 35,54% - о деятельности человека,
16,87% - о домашних питомцах, 4, 22% - употреблено
в сочинениях об отдыхе. Из этого следует,
что метафора служит для описания абстрактных
понятий – семейных ценностей и профессий,
при чём пятиклассники используют при
этом только существительные, тогда как
для изображения своих домашних питомцев
и отдыха, они используют исключительно
глаголы. Такой факт свидетельствует о
том, что глаголы-метафоры необходимы
как средства изображения действий и качеств,
а существительные-метафоры для описания
абстрактного объекта.
3.2.3. Особенности употребления сравнений
Как художественный приём, сравнение - это сопоставления двух явлений, предметов, людей и их черт и т.д. - по признаку, наиболее выражающему замысел, позицию, мироощущение автора.
В результате сопоставления лиц, характеров, событий с другими объектами сравнения изображаемое как бы конкретизируется, становится более очевидным и выразительным. [, с. 69 ]
Пользуясь данной методикой, мы вычленили сравнения из общей выборки, их число составило 4,04%. Абсолютно все из них оказались именами существительными. Рассмотрим предложение, снежинки сияют как бриллианты. В данном случае существительное бриллианты является сравнением и указывает на то, что блеск снежинок подобен блеску драгоценных камней.
Проанализировав
все сравнения, мы обнаружили важную
особенность их употребления. Данный
троп школьники используют с полным осознанием
его функции. Но больше 90% учащихся используют
метафору как прототип сравнения, то есть,
по мнению пятиклассника, она более точно
может «охарактеризовать» тот или иной
предмет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги данной работы, следует отметить, что речь – основа умственной деятельности, поскольку умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать формируется в процессе овладения знаниями через речь.
Все авторы едины во мнении, что научить писать можно, лишь пробудив мотивацию школьников. По мнению виднейшего психолога и журналиста ХIХ в. В.Д. Сиповского, мотивом творчества можно считать «какую-то сильно заинтересовавшую» ученика мысль, «которая одарит сознанием все те понятия и мысли, которые уже составляют достояние его души…» [19, с.153].
В результате данного исследования, были сделаны следующие выводы:
1.
Сочинения как творческие
2.
Сочинения как творческие
Данный
факт связан с тем, что эпитеты
для пятиклассников являются наиболее
усвоенной категорией, потому как
они гораздо чаще встречаются
в текстах художественной литературы
и в используемом материале на
уроках русского языка. Что же касается
метафоры, то это средство учащиеся используют
в творческих работах гораздо реже и в
большинстве случаев пользуются метафорами-шаблонами,
которые в виде ярких образов запечатлелись
в их памяти. В отличие от эпитетов и метафор,
сравнения оказались менее частотными,
так как для школьников их роль в полной
мере выражает метафора.
Таким образом, учащиеся V-х классов пользуются образными средствами языка для придания речи выразительности, яркости достаточно редко, либо используют литературные шаблоны. Причиной этому является отсутствие специальной работы на уроках русского языка по обогащению речи учащихся изобразительными средствами, поэтому в школах необходимо проводить занятия, чтобы познакомить учащихся с особенностями тропов, их функциями и целями использования.
Перспектива данного
исследования заключается
в создании новой методики изучения образных
средств на уроках русского языка и литературы.
Список литературы