Тропированная речь школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».

Оглавление

Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (доработанная)новая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

    Мы  рассмотрели классификацию, теперь обратим внимание на некоторые приемы, которыми мы пользуются при создании сочинения.

    На  всех этапах работы над сочинением мы используем такие приемы, как  анализ и синтез, сравнение и сопоставление, абстракция и обобщение. Причем в  каждом типе сочинений на первый план выдвигается тот или иной прием: в сравнительной характеристике – прием сравнения, в групповой характеристике – анализа и синтеза. В работе над сочинениями на темы обобщающего характера все эти приемы используются в их тесном взаимодействии.

    Сочинения на нелитературную (свободную) тему.

    Среди работ этого типа выделяют следующие:

  1. По источнику наличия материала.
  2. По жанру.
  3. По объему, месту и способу выполнения.
  4. Осложненные или не осложненные дополнительным заданием [13, с.47].

          По источнику наличия материала  различают:

  1. Сочинения на материале различных переживаний.
  2. Сочинения на материале наблюдений над явлениями природы, общественной жизни, производственной деятельности людей.
  3. Сочинения по картине.
  4. Сочинения по аналогии с тем или иным случаем, с которым учащийся познакомился при чтении художественного произведения.

         По жанру выделяются сочинения  – повествования, описания, рассуждения.

    В практической работе, по мнению А.Д. Алферова, такие сочинения в «чистом» виде не существуют: «… в зависимости  от характера испытанных впечатлений человек или преимущественно описывает, или преимущественно повествует, или преимущественно рассуждает, но в чистом виде описания, рассуждения, повествования не существует» [20, с.48].

    Сочинения-повествования  связаны с умением рассказывать о каком-либо эпизоде, случае из жизни в его временной протяженности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета [5, с.149].

    В сочинении-описании в центре внимания – словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков [5, с.153].

    Ценность  сочинения-описания заключается в  том, что оно помогает развивать  наблюдательность, формирует умение выделять главные и второстепенные признаки в описываемом явлении, умение сопоставлять. Сочинения-описания могут строиться на материале личного, пережитого, специально организованных наблюдений, картины художника, иногда творческого воображения.

    Подобные  сочинения требуют продуманной  подготовки, поэтому на начальном  этапе работы с учащимися особую значимость имеют сочинения-описания на материале специально отобранных наблюдений. М.А. Рыбникова рекомендовала учить детей «записывать звуки, движения, краски…», «иначе слепота станет всему преградой» [14, с.117].

    Сочинение-рассуждение  – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли [1, с.164].

    Данный  вид работы предполагает наличие  у пишущего умений рассуждать, мыслить  самостоятельно, отстаивать свою точку  зрения.

    Сочинения этого типа имеют свою специфику: автор должен умело сформулировать ведущий тезис, обоснованно отобрать аргументы, продумать построение работы, нарушение логической последовательности в рассуждении, недостатки языкового характера снижают уровень работы, лишают доводы автора убедительности.

      По месту, способу и объему выполнения сочинения могут быть классными и домашними, коллективными и индивидуальными, развернутыми и сочинениями «малых» форм (сочинения-миниатюры). А также сочинения могут быть осложненные или не осложненные дополнительным языковым заданием. По данному параметру выделяются: сочинения с лексическим, грамматическим (морфологическим, синтаксическим), стилистическим и другими заданиями; сочинения по опорным словам и словосочетаниям. Эти сочинения используются, как правило, на уроках русского языка для закрепления знаний, умений и навыков, полученных учениками при изучении материала основной программы [1, с.288].

    Итак, проанализировав вышесказанное, можно  сделать вывод, что сочинение  один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика, требующая от него  большой работы мысли, умения доказать, обосновать выдвигаемые суждения, разбираться в научном анализе литературного процесса. Одной из важнейших лексических составляющих сочинения являются тропы, о которых далее пойдёт речь. 

    1.1.2. Тропы как лексические  средства языка

    Троп {греч. tropos) означает 'поворот, оборот речи'. Это изменение основного значения слова, перенос названия с традиционно обозначаемого предмета или явления на другой, связанный какими-то смысловыми отношениями с первым [25, с.62].

    Когда мы имеем дело с тропом, мы различаем обычное, прямое значение и переносное значение, которое определяется данным текстом. Прямое значение здесь как бы разрушается, и мы воспринимаем его вторичные признаки. Само же значение становится подвижным и разноаспектным. Одно воспринимается здесь через другое, более известное. Возникает словесный образ [25, с.63].

    Тропы часто рассматриваются как украшения  речи, без которых можно бы, и обойтись и которые, более того, порой делают речь излишне образной, темной и напыщенной. Отчасти это суждение верно — троп может быть средством художественного изображения и украшения речи, как, например, у Ф. Соллогуба: "В метафорический наряд речь стихотворная одета".

    Но  троп не только средство художественного изображения, но и в гораздо большей степени — средство раскрытия смысла, например: "Личность, призванная к соединению с Богом... связана с природой урезанной, искаженной грехом..." (В. Н. Лосский); здесь выражение "урезанная природа" нужно, чтобы точно, емко и кратко передать мысль автора: "урезанный" означает "насильственно и неправильно ограниченный". В прозаической речи троп является важнейшим инструментом определения и выражения смысла [28, c.146].

    Троп  родственен определению, но, в отличие от определения, способен выражать оттенок мысли и создавать смысловую емкость речи.

    Многие  слова языка, которые мы привыкли использовать, не особенно задумываясь  об их значении, образовались как тропы. Мы говорим "электрический ток", "поезд пришел", "сырая осень", но также "Слово Божие", "милосердие Божие", но во всех этих выражениях слова использованы в переносном смысле, хотя мы часто не представляем себе, как можно было бы заменить их словами в собственном значении, ибо таких слов может и не быть в языке [28, c.147].

    Тропы подразделяются на стершиеся общеязыковые (как "электрический ток", "железная дорога") и речевые (как "сырая осень", "черствая душа"), с одной стороны, и авторские (как "мир не у пристани", "линия понимания вещей") — с другой. Но между этими двумя разрядами тропов лежит третий: это такие выражения, как "Бог Слово", "Десница Божия", "Дух Святый".

    Если  нет никакой необходимости размышлять о происхождении выражения "железная дорога", то, осмысливая богословские понятия, следует понимать их внутреннюю форму и помнить, что прямое значение, которое они передают, абстрактно и доступно нам лишь отчасти и что мы здесь имеем дело со сравнением от доступного восприятию к недоступному для мысли [28 , c.149].

    Если  мы обратим внимание не только на связь значений замещаемого и замещающего слов, но и на то, каким способом эта связь получается, то увидим различие приведенных выше выражений. Действительно, если замкнутый и недружелюбный человек подобен черствому хлебу, линия понимания вещей подобна направлению мысли, то столица включает в себя жителей, которые являются ее составной частью, голос есть условие речи, а речь — свойство человека, быть гражданином есть родовое свойство граждан, обнаженный меч есть символ войны, а извлечение меча из ножен предшествует бою.

    Тропы различаются в зависимости от тех смысловых отношений (общих  мест), которые лежат в их основании [28, c.68].

    Тропы и фигуры, чтобы их полно и глубоко  понять, должны рассматриваться не изолированно, а в связном тексте. Они всегда — только конструктивный компонент текста, но такой, который образно оттеняет обычно наиболее существенное и важное в нем [25, c.65 ].

    Метафора

    Метафора (греч. metaphora – перенос) – это употребление слова, обозначающего какой-нибудь предмет (явление,  действие, признак), для образного названия объекта, сходного с первым в чем то. Это как бы "смещенное" переносное название предмета [25, c.65].

      Метафора самый значимый и употребительный троп, поскольку отношение подобия раскрывает широкий круг сопоставлений и образов предметов, не связанных обязательными отношениями, поэтому область метафоризации практически безгранична, и метафоры можно видеть практически в любых видах текстов, от поэзии до документа.

    Большой мастер поэтической метафоры – И.С.Тургенев. Вот несколько примеров из его произведения  "Бежин луг": "Я... увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье... Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке... Не успел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня... сперва алые,  потом красные, золотые потоки молодого, горячего света..." 

    Картину летней ночи, когда река кажется  стальной и холодной, сменяет бурный рассвет, целые потоки света нарастающей яркости, тепла. Они текут, подобно водяным потокам, предвещая жаркий летний день.

    Метафора  бывает не только одинокой: она может  развиваться в тексте, образуя  целые цепочки образных выражений, а во многих случаях охватывать, как бы пронизывать весь текст. Это развернутая, сложная метафора, цельный художественный образ. Обычное употребление слова благодаря его образному осмыслению становится основной разветвленной, многоплановой метафорой [25, c.67].

    Метафора  легко развертывается в эпитет, сравнение, характеристику, притчу и даже в целый текст аллегорического характера, в котором персонажи, их отношения, действия и слова, сама композиция образуют целую сеть метафор[7, c.32].

    Эпитет

    Эпитет - слово или целое выражение, которое благодаря своей структуре и особой функции в тексте приобретает некоторое новое значение или смысловой оттенок, выделяя в объекте изображения индивидуальные, неповторимые признаки и тем самым заставляя оценивать этот объект с необычной точки зрения. Выполняя эту функцию, эпитет выступает как изобразительный прием, который, взаимодействуя с основными типами семантических переносов — метафорой, метонимией, метаморфозой, оксюмороном, гиперболой и др., — придает тексту в целом определенную экспрессивную тональность [4, c.142].

    Существуют  различные виды эпитетов, так например, в народном поэтическом творчестве широко употребляются постоянные эпитеты: добрый молодец, красная девица, синее небо, синее море, чистое поле, красное солнце и т. п. Это привычные, традиционные определения, образность которых в значительной степени ослаблена.

    Эпитет, которым может быть самое обычное  слово, подчеркивает характерную особенность обозначаемого, как бы выделяя его из других подобных:

    Шляпу он нес в руке, и потому был  хорошо виден его большой покатый лоб (К. Г. Паустовский).

    Выпуклый  лоб доктора значительно преобладал над другими частями лица (Д. В. Григорович).

    Но  наиболее выразительны образные (метафорические, метонимические) эпитеты, что дает основание сближать эпитет с тропами.

    Хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе... Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время и свой первый бал (Л. Н. Толстой).

    Первый  из выделенных эпитетов участвует в  образовании образно-метафорического смысла 'прекрасная пора юности', второй имеет обычное значение, но тонко подчеркивающее неповторимость этой поры.

    У нее такие бархатные глаза...: нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят (М. Ю. Лермонтов).

    Образное  сравнение глаз с бархатом дано здесь  трижды (ресницы глаз, как бархат; глаза без блеска, «матовые», как бархат; глаза мягки, гладят, как бархат) [25, c.79].

    Сравнение

    Сравнением  называется образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства [25, c.81].

Информация о работе Тропированная речь школьников