Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа
Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».
Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
КГБОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
050301 «РУССКИЙ ЯЗЫК И
ЛИТЕРАТУРА»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ В СОЧИНЕНИЯХ ПЯТИКЛАССНИКОВ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Выполнил: Леонович К. А.,
студентка
206 группы
Руководитель: Короленко А. Ю.,
преподаватель кафедры
русского языка и литературы
______________________________
Оценка:
______________________________
Канск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение
как вид творческой работы
1.1.2. Тропы
как лексические средства
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности
развития лексического уровня речи младших
школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование
тропов в творческих работах
учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение
Приложение
Введение
Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся 5 класса, обогащения ее изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка. Необходимо вводить упражнения на уроке русского языка, формирующие образность речи учащихся. Актуальность диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.
Кроме того исследование творческих работ учащихся помогает выявить особенности употребления тропов, а также создать представление о том, в каких работах наиболее частотны слова в переносном, иносказательном значении. Таким образом, можно проследить динамику развития речи учащихся. Достаточно серьёзной проблемой в обучении учащихся русскому языку является, как правило, низкий показатель овладения культуры письменной речи. Весомой причиной, затрудняющей процесс «окультуривания» становится неизученность языковых особенностей письменной речи школьников. В связи с этим, работа направлена на дальнейший поиск путей коррекции речевого развития детей на уровне лексики.
Цель: выявить особенности функционирования тропов в сочинениях учащихся V-х классов.
Основные задачи исследования заключаются в следующем:
Объект: сочинения учащихся 5-ых классов школ города Канска.
Предмет: тропы, используемые учащимися в сочинениях.
Источники исследования: сочинения пятиклассников школ города Канска, лингвистические статьи и монографии, методические пособия по развитию речи, периодические издания – журналы, словари.
Материалом для исследования послужили 470 случаев употребления слов в переносном значении в 100 сочинениях учащихся 5-х классов МОУ СОШ №21, а также МОУ «Большеключинской ООШ № 4», МОУ «Новониколаевской СОШ № 9».
Методы исследования:
Теоретическая значимость определяется тем, что содержащиеся в работе выводы могут использоваться в дальнейших исследованиях в области развития речи учащихся, лингвистики и методики преподавания русского языка.
Практическая значимость: данные и наблюдения работы можно использовать в работе учителя при подготовке к уроку, ЕГЭ, элективным курсам.
Структура
работы: работа состоит из введения,
трёх глав, заключения, списка работы,
приложения. Объём работы … стр.
Глава I. Творческая работа как средство развития
речи
учащихся
Творческая
работа – совокупность тех видов работ,
в которых проявляется наиболее высокая
самостоятельность учащихся. В творческих
работах учащихся отражается личность
школьника, его чувства, взгляды, жизненная
позиция. Творческая работа – это сильное
воспитательное средство. К числу творческих
работ относятся не только сочинения,
но и те виды изложений и пересказов, в
которых есть элементы творчества: изложения
с изменением лица рассказчика, с изменением
сюжета и т.д. Творчество учащихся – это
создание образа, оригинальное использование
тропов, антитез и пр. [18, с.320].
Сочинение – это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, в нем происходит акт самовыражения [18, с.320].
Подлинно творческое направление создал великий писатель и педагог Л.Н. Толстой. В статье «Кому у кого учиться писать: ребятам у нас или нам у ребят» он описал свой поиск методики самостоятельного детского сочинения. В Яснополянской школе дети сообща, с участием учителя – Л.Н. Толстого, сочиняли рассказ по пословице «ложкой кормит, а стеблем глаз колет». Дети были увлечены творчеством; Л.Н. Толстой был поражен их знанием народной жизни, их наблюдательностью. «Я чувствовал, – пишет Л.Н. Толстой, – что для него (Федьки) раскрылся новый мир наслаждений и страданий – мир искусства; мне казалось, что я подсмотрел… зарождение цветка поэзии…, совершенно неожиданно открылся мне тот философский камень, которого я тщетно искал два года, – искусство учить выражению мыслей» [19, с.135].
Сочинение придает смысл всем уровням родного языка: ведь в нем реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Оно помогает детям глубже осознать свои чувства и побуждения, воспитывает чувство ответственности, сближает систему изучения языка с литературой [18, с.94].
Сочинение – это один из видов работ по развитию связной речи учащихся, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение своих наблюдений, мнений в том порядке, которого требует от него тема [13, с.112]. Материал сочинения является важным фактором в общей системе работы по формированию мировоззрения учащихся. Он помогает ребятам глубже понимать окружающую их действительность, человека, самих себя.
Кроме того, оно учит рациональным приемам работы с книгой. Воспитывает эстетические вкусы учащихся.
По
содержанию различают два основных
типа сочинений: сочинения на литературную
тему и сочинения на нелитературную
тему [1, с.287].
Сочинения на литературную тему.
Это своего рода исследование литературного материала под руководством учителя. Эффективное средство всестороннего формирования личности человека.
Выделяют следующие типы сочинений:
Разновидностями такого типа будут сочинения, в которых;
а) дается подробная характеристика героя в единстве с художественными средствами его создания;
б) рассматривается один из основных компонентов композиции образа;
в) дается анализ основных этапов развития образа.
Разновидностями этого типа являются:
а) сочинения об идейном смысле произведения (проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»);
б) сочинения о значении отдельного произведения (военное значение романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»);
в) сочинения, в которых дается анализ некоторых произведений («Романтические рассказы раннего Горького») [13, с.51].