Тропированная речь школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 06:32, курсовая работа

Краткое описание

Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.
Но до сих пор уже изученные объекты не могут дать полные сведения о процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных выводов по данной области изучения.
Тема курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».

Оглавление

Введение
Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся
1.1. Понятие творческая работа в методике русского языка
1.1.1. Сочинение как вид творческой работы
1.1.2. Тропы как лексические средства речевой выразительности
Глава II. Лексические параметры речевого развития
учащихся V класса
2.1. История разработки вопроса о речевом развитии ребенка
в лингвистике
2.2. Особенности развития лексического уровня речи младших школьников
Глава III. Характеристика лексической структуры
творческих работ учащихся V класса
3.1.Организация и методика исследования
3.2. Функционирование тропов в творческих работах учащихся V-х классов
3.2.1. Особенности употребления метафор
3.2.2. Особенности употребления сравнений
3.2.3. Особенности употребления эпитетов
Заключение Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (доработанная)новая.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО  КРАЯ

КГБОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050301 «РУССКИЙ ЯЗЫК И  ЛИТЕРАТУРА» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРОПОВ В СОЧИНЕНИЯХ ПЯТИКЛАССНИКОВ

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил: Леонович К. А.,

                студентка 206 группы  

                Руководитель: Короленко А. Ю.,

                преподаватель кафедры

                русского  языка и литературы

                                                                                   

                                                                                    Курсовая работа допущена к защите:

                ______________________________ 
                 

                Оценка:

                ______________________________ 
                 
                 
                 

Канск

2010 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение                                                                                                                

    Глава I. Творческая работа как средство развития речи учащихся

1.1. Понятие  творческая работа в методике русского языка                         

1.1.1. Сочинение  как вид творческой работы                                                    

1.1.2. Тропы  как лексические средства речевой  выразительности                                               

Глава II. Лексические параметры речевого развития

учащихся  V класса

2.1. История  разработки вопроса о речевом  развитии ребенка 

в лингвистике                                                                                                      

2.2. Особенности  развития лексического уровня речи младших школьников                         

Глава   III. Характеристика лексической структуры

творческих работ учащихся V класса

3.1.Организация и методика исследования

3.2. Функционирование  тропов в творческих работах  учащихся V-х классов                                                                              

3.2.1. Особенности  употребления метафор

3.2.2. Особенности  употребления сравнений

3.2.3. Особенности  употребления эпитетов

Заключение                                                                                                         Список литературы                                                                                          

Приложение                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        

    Использование тропов и их функционирование в сочинениях школьников давно вызывают интерес у  исследователей в области языкознания, психологии, а также у литературоведов.

    Но  до сих пор уже изученные объекты  не могут  дать  полные сведения о  процессах овладения строем речи, поскольку тема исследования сложна и многопланова, что затрудняет предоставление максимально достоверных  выводов по данной  области изучения.

    Тема  курсовой работы – «Использование тропов в сочинениях пятиклассников».

    Актуальность данной темы обусловлена необходимостью совершенствования речи учащихся 5 класса, обогащения ее изобразительными средствами, значимостью развития у школьников интереса к урокам русского языка. Необходимо вводить упражнения на уроке русского языка, формирующие образность речи учащихся. Актуальность диктуется еще и тем фактом, что сегодня в процессе итоговой аттестации учащимся на ЕГЭ предлагаются задания по анализу текста и выявлению в нем различных языковых средств изобразительности.

    Кроме того исследование творческих работ  учащихся помогает выявить особенности употребления тропов, а также создать представление о том, в каких работах наиболее  частотны слова в переносном, иносказательном значении. Таким образом, можно проследить динамику развития речи учащихся. Достаточно серьёзной проблемой в обучении учащихся русскому языку является, как правило, низкий показатель овладения культуры письменной речи. Весомой причиной, затрудняющей процесс «окультуривания» становится неизученность языковых особенностей письменной речи школьников. В связи с этим, работа направлена на дальнейший поиск путей коррекции речевого развития детей на уровне лексики.

    Цель: выявить особенности функционирования тропов в сочинениях учащихся V-х классов.

    Основные  задачи исследования заключаются в следующем:

  1. Проанализировать лингвометодическую и психологопедагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Проанализировать сочинения учащихся V-х классов , выявить в них случаи употребления тропов (эпитеты, метафоры, сравнения);
  3. Выявить частеречную принадлежность тропов;
  4. Выявить особенности влияния темы сочинения на выбор учащимися тропов;
  5. Определить уровень  овладения изобразительными средствами учащимися V-х классов на основе полученных данных

    Объект: сочинения учащихся 5-ых классов школ города Канска.

    Предмет: тропы, используемые учащимися в сочинениях.

    Источники исследования: сочинения пятиклассников школ города Канска, лингвистические статьи и монографии, методические пособия по развитию речи, периодические издания – журналы, словари.

    Материалом  для исследования послужили 470 случаев употребления слов в переносном значении в 100 сочинениях учащихся 5-х классов МОУ СОШ №21, а также МОУ «Большеключинской ООШ № 4», МОУ «Новониколаевской СОШ № 9».

                           Методы исследования:

  1. описательный;
  2. сопоставительный, дающий возможность сравнить частотность употребления разных видов тропов, а также использование  их учащимися;
  3. статистический, помогающий выявить  процентное соотношение разных классных коллективов и выбор тропов в сочинениях.

    Теоретическая значимость определяется тем, что содержащиеся в работе выводы могут использоваться в дальнейших исследованиях в области развития речи учащихся, лингвистики и методики преподавания русского языка.

    Практическая  значимость: данные и наблюдения работы можно использовать в работе учителя при подготовке к уроку, ЕГЭ, элективным курсам.

    Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка работы, приложения. Объём работы … стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. Творческая работа как средство развития

    речи  учащихся 

    
    1. Понятие творческая работа в методике русского языка
 

    Творческая  работа – совокупность тех видов работ, в которых проявляется наиболее высокая самостоятельность учащихся. В творческих работах учащихся отражается личность школьника, его чувства, взгляды, жизненная позиция. Творческая работа – это сильное воспитательное средство. К числу творческих работ относятся не только сочинения, но и те виды изложений и пересказов, в которых есть элементы творчества: изложения с изменением лица рассказчика, с изменением сюжета и т.д. Творчество учащихся – это создание образа, оригинальное использование тропов, антитез и пр. [18, с.320]. 

    
      1. Сочинение как вид творческой работы
 

    Сочинение – это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, в нем происходит акт самовыражения [18, с.320].

    Подлинно  творческое направление создал великий  писатель и педагог Л.Н. Толстой. В статье «Кому у кого учиться  писать: ребятам у нас или нам  у ребят» он описал свой поиск методики самостоятельного детского сочинения. В Яснополянской школе дети сообща, с участием учителя – Л.Н. Толстого, сочиняли рассказ по пословице «ложкой кормит, а стеблем глаз колет». Дети были увлечены творчеством; Л.Н. Толстой был поражен их знанием народной жизни, их наблюдательностью. «Я чувствовал, – пишет Л.Н. Толстой, – что для него (Федьки) раскрылся новый мир наслаждений и страданий – мир искусства; мне казалось, что я подсмотрел… зарождение цветка поэзии…, совершенно неожиданно открылся мне тот философский  камень, которого я тщетно искал два года, – искусство учить выражению мыслей» [19, с.135].

    Сочинение придает смысл всем уровням родного  языка: ведь в нем реализуется  языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Оно помогает детям глубже осознать свои чувства  и побуждения, воспитывает чувство  ответственности, сближает систему изучения языка с литературой [18, с.94].

    Сочинение – это один из видов работ по развитию связной речи учащихся, предполагающий самостоятельное, продуманное изложение  своих наблюдений, мнений в том  порядке, которого требует от него тема [13, с.112]. Материал сочинения является важным фактором в общей системе работы по формированию мировоззрения учащихся. Он помогает ребятам глубже понимать окружающую их действительность, человека, самих себя.

    Кроме того, оно учит рациональным приемам  работы с книгой. Воспитывает эстетические вкусы учащихся.

    По  содержанию различают два основных типа сочинений: сочинения на литературную тему и сочинения на нелитературную тему [1, с.287]. 

    Сочинения на литературную тему.

    Это своего рода исследование литературного материала под руководством учителя. Эффективное средство всестороннего формирования личности человека.

    Выделяют  следующие типы сочинений:

  1. Индивидуальная характеристика героев литературного произведения.

    Разновидностями такого типа будут сочинения, в которых;

    а) дается подробная характеристика героя  в единстве с художественными  средствами его создания;

    б) рассматривается один из основных компонентов  композиции образа;

    в)  дается анализ основных этапов развития образа.

  1. Сравнительная характеристика.
  2. Групповая характеристика.
  3. Сочинения на темы обобщающего характера.

    Разновидностями этого типа являются:

    а) сочинения об идейном смысле произведения (проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»);

    б) сочинения о значении отдельного произведения (военное значение романа А.А. Фадеева «Молодая гвардия»);

    в) сочинения, в которых дается анализ некоторых произведений («Романтические рассказы раннего Горького») [13, с.51].

Информация о работе Тропированная речь школьников