Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
1. Язык лежит плоско,
с небольшим углублением,
Рот при этом широко раскрыт в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть горло. Цель данного упражнения – регулирование движений языка, кроме того, этим достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука.
2. Движение кончика
языка к передним верхним
3. Движение языка вправо и
влево по направлению к
В первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают методику, они образуются только голосом, в них нет «шума», так как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта. В этом звукообразовании участвуют губы, зубы, язык, челюсть твердое и мягкое небо.
Известно, что множество психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основным принципом является «смеяться не над ребенком, а вмести с ребенком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие пьесы и сказки, где бы вы вмести могли посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе, трусость. (26, 30).
Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложиться спать, и вдруг…в темном углу появляется что – то страшное, (желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж, не забудьте только то, что «чудовище» должно изображаться как можно смешнее!). Кукла – ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы – мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего – навсего колышущуюся от ветка занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне (26, 30).
Этюд 2. Гроза. Дело происходит на даче. Хозяин – кукла ложиться спать и только начнет засыпать, как вдруг – гроза. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстате, хотим отметить, что так называемый словесный ряд- проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий – в психотерапевтических этюдах (как и вообще в любом, особенно в кукольном, детском спектакле.- Прим. Авт.) чрезвычайно важен у невротических детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словесно – образная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для демистификации образов страха).
Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами …. А затем слышит, как кто – то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь ни как не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открывать дверь на улицу. Какое – то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.
Приложение № 2
Семинар - практикум.
Тема: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Характеристика старшего
дошкольного возраста.
1. Обучающие и развивающие задачи.
Формирование системы
теоретических знаний, приобретение
практических навыков, развитие творческих
и индивидуальных способностей.
Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом их них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, один раз в месяц показываем кукольный театр, к календарным праздникам (весна, Новым год, осень, 8 Марта). Драматизации народных и авторских сказок, а также два раза в год ставим для детей два музыкальных спектакля.
Проигрывая различные ситуации жизненные или вымышленные, ребенок учится мысленно ставить себя в самые неожиданные условия и естественно реагировать на них своим поведением в зависимости от собственного характера и мировосприятия. На языке театра это называется действием в предлагаемых обстоятельствах.
Главное в нашей
игре не в том, что она
чему – то учит, а том, что
она воспитывает чувства,
Казалось бы, это просто принять условия действия в воображаемых обстоятельствах. Но в результате, на первых порах, все не слышно, не внятно, на сцене – полная сумятица. В противоречие вступают требования сценической выразительности и естественнее чувство жизненной правды. В данных обстоятельствах лучше события не торопить, не натаскивать ребят. Сейчас для них важно развивать их творческой силы, общее формирование личности. Не торопить результаты, но и не пускать их на самотек. Не насиловать природу, а потихоньку помогать ей.
Упражнения должно быть простыми, посильными и увлекательными. Лучше всего, когда они носят массовый характер, тогда дети чувствует себя увереннее и смелее, если у каждого остается спасательная возможность в любой момент стушеваться. Важно не допустить момент, за которым по - началу интересные занятия начинают надоедать необходимо, менять ритм занятий. Смена ритмов, верны распределению энергии, нарастающая лини я увлекательности – все составляющие интересного содержания занятия. Важно, чтобы дети уходили с занятия увлеченными. На каждом занятии в любом упражнении тренинг идет в 3-х направлениях: воспитание творческой деятельности, тренинг внутренней психотехники, тренинг внешней техники.
Приложение № 3
Семинар – практикум
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
Способности можно определить как устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которого зависит их успехи в различных видах деятельности. Способный к чему – либо человек – тот, который хорошо умеет делать соответствующие дело, при чем так, что это получает высокую оценку со стороны окружающих большинства людей. Неспособный – человек, который не в состоянии что – либо делать или делать это плохо, на низком уровне.
Отсюда мы можем сделать вывод
о том, что понятие о
Одаренность – врожденная склонность успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.
Задатки – это, то на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.
Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим что очень часто термины «способный », «одаренный», «талантливый», употребляются как синонимы и отражают степень выразительности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются прочные данные человека. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему – либо или склонный, ловкий, пригодный удобный». Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности. Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками, умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам, умениями. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребуется много времени, чтобы овладеть этими знаниями, умениями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, что человек овладел этими знаниями, навыками, умениями; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.