Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8

1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14

Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27

2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43

2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!! 22223.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

1. Язык лежит плоско, с небольшим углублением, кончик  языка легко касается нижних передних зубов, а корень его опущен как в момент зевка.

Рот при этом широко раскрыт  в вертикальном направлении так, чтобы можно было хорошо рассмотреть  горло. Цель данного упражнения –  регулирование движений языка, кроме  того, этим достигается правильное и наиболее целесообразное положение языка при нормальном направлении звука.

   2. Движение кончика  языка к передним верхним зубам.  Это движение повторяется несколько  раз, причем нижняя челюсть  во время этого упражнения  должна быть совершенно неподвижной.  Упражнение развивает уздечку и таким образом помогает в дальнейшем более чистому произношению звука Р.

        3.  Движение языка вправо и  влево по направлению к внутренней  стороне щек. Для достижения  наибольшей крепости и гибкости  мышц языка следует, так же, как и в предыдущем упражнении, сохранять неподвижной нижнюю челюсть.

В первую очередь нужно  добиваться правильного произношения гласных. Гласные звуки в речи дают методику, они образуются только голосом, в них нет «шума», так  как при их произношении воздух свободно проходит через полость рта. В этом звукообразовании участвуют губы, зубы, язык, челюсть твердое и мягкое небо.

Известно, что множество  психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основным принципом является «смеяться не над ребенком, а вмести с ребенком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие пьесы и сказки, где бы вы вмести могли посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе, трусость. (26, 30).

Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложиться спать, и вдруг…в темном углу появляется что – то страшное, (желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж, не забудьте только то, что «чудовище» должно изображаться как можно смешнее!). Кукла – ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы – мамы зажигает свет. И  тут оказывается, что страшное чудовище – это всего – навсего колышущуюся от ветка занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне (26, 30).

Этюд 2. Гроза. Дело происходит на даче. Хозяин – кукла ложиться спать и только начнет засыпать, как вдруг – гроза. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстате, хотим отметить, что так называемый словесный ряд- проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий – в психотерапевтических этюдах (как и вообще в любом, особенно в кукольном, детском спектакле.- Прим. Авт.) чрезвычайно важен у невротических детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словесно – образная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для демистификации образов страха).

    Хозяин трясется  от ужаса, стучит зубами ….  А затем слышит, как кто –  то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь ни как не поддается. Хозяину и жаль пса, и, с другой стороны, страшно открывать дверь на улицу. Какое – то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  № 2

Семинар - практикум.

Тема: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Характеристика старшего дошкольного возраста.                                             Дошкольный возраст - период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Дошкольный возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения. В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянных вещей. В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно- действенное и наглядно – образное мышление, воображение и память. В возрасте от трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько,  что  это дает основание говорить о детской личности.                   Старший дошкольный возраст, как и дошкольный в целом, - этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного этапа является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Есть основания выделить этот возрастной этап как особый, переломный, согласно материалам Московского института  к 6-7 летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявление сложнейших интеллектуальных действий. Значительная морфологическая перестройка мозговых структур шестилетнего ребенка сопровождается еще более существенными изменениями в активности головного мозга отражается на его психических функции.  Содержание задач нравственного воспитания. К 6-7 годам практически каждый ребенок знает, что такое хорошо и что такое плохо. Если просто, не приводя примеров,  перечислите ребенку положительные и отрицательные черты характера и попросите его выбрать только хорошее, он обязательно назовет доброту, жалость. Однако в жизни некоторые дети не стремятся быть добрыми и отзывчивыми. Такое формальное знание нравственности возникает, если ограничиваются беседами с ребенком о нравственных нормах, не заботясь о внесении этих норм в его реальную жизнь.                                                                                                                                    Театр оказывает на ребенка сильное эмоциональное влияние, заставляет его чувствовать, переживать. Не должно остаться незамеченным малейшее побуждение ребенка кого - то или что – то пожалеть. Сопереживая героям сказки, дети сочувственно вдыхают, смеются и даже плачут. Эти слезы сочувствия. С.Образцов назвал « добрыми слезами», которые «очищают сердце», «делают его отзывчивым ко всему живому».                                                                                                         Персонажи, наделенные определенными характерами, постоянно ставят перед маленькими зрителями вопрос выбора нравственной позиции: «За кого ты?». Интересно, что этот вопрос задают себе и юные артисты. Понимая, что театр – это всего лишь игра, ребенок отказывается играть «плохих» героев, ему неприятно испытывать на себе отрицательное отношение к герою других персонажей сказки и зрителя. Ребенку кажется, что все будут думать, что он на самом деле такой. Зато роли «добрых» идут нарасхват. Вживаясь в образ бодрого персонажа, ребенок испытывает приятные ощущения, и некоторое время после репетиции и спектакля он продолжает играть свою роль и в повседневной жизни.                                      Таким образом, добрые чувства постепенно все дольше задерживаются, а потом и остаются навсегда в душе ребенка. Конечно, для руководителя легче на роль доброго героя поставить отзывчивого, чуткого к другим людям ребенка. Никаких хлопот и лишних объяснений, ведь ребенок просто будет играть самого себя. Это не плохо и для самого маленького артиста – он еще раз убеждается в правильности своей жизненной позиции, а это убеждение в свою очередь поможет стать более уверенным в себе. Нетрудно будет освоиться в роли положительного героя и ребенку, который формально знает морали, но постоянно их нарушает, не считаясь с окружающим. Ребенок хорошо знает нравственные нормы, а теперь еще к этим знаниям прибавиться положительное эмоциональное отношение к своим нравственным обязанностям. Он ощущает разницу в отношении других персонажей сказки – зрителей к нему как к герою, образу в спектакле. Ребенок приходит к убеждению: «Быть добрым приятно и хорошо, и, значит, я буду стремиться к тому, чтобы стать таким!»                                                                                                      Гораздо сложнее изобразить на сцене доброту. Сочувствие тому ребенку, который в обычной жизни не считает эти чувства необходимыми. В этом случаю воспитателю предстоит преодолеть большую совместную предварительную работу с этим ребенком: это беседы о нравственности, этюды и игры, развивающие добрые чувства и , конечно, активное включение ребенка в круг обязанностей отношений детей друг перед другом. Такого ребенка лучше привлекать к спектаклям с участием детей разного возраста. Забота о младших ребенку приятна: он замечает привязанность не к нему и к тому же получает одобрения взрослых.             Воспитателю важно завоевать доверие и уважение со стороны ребенка, тогда к порицанию и одобрению взрослого он будет особенно чувствителен. Малыш должен чувствовать что руководителя театра заботит  не только хорошо сыгранная им роль, кукла, получившаяся лучше, чем у других, или оригинальная деталь к костюму, сделанная его руками. Постоянное внимание взрослого к личным качествам ребенка, к его взаимоотношениям со сверстниками в театре укрепит сознание дошкольника важность нравственного отношения к другим людям.              К исполнению детьми отрицательных ролей нужно подходить с осторожностью.     Наверно, не стоит и так агрессивному ребенку поручать роли хитрых и коварных Кота и Кошки из спектакля «Сказка о глупом мышонке». Смех зрителей, вызванный некоторой комичностью сюжета, может быть воспринята им как одобрение действий героя, а не проявлением радости и облегчения в связи со спасением Мышонка, перехитрившего Кошку и Кота.                                                                                                          В некоторых случаях исполнение отрицательной роли, неприятие ребенком этой роли вызывает и неприятие тех чувств и поступков, которые ему приходиться изображать, и тех поступков, которые ему необходимо совершать по ходу действия спектакля. Чуткость, педагогическое чутье, тонкое знание характера ребенка помогут правильно сделать выбор роли для каждого артиста, так, чтобы это принесло ребенку радость и помогло зародить в его душе добрые чувства. Это будут добрые чувства между           ребенком и персонажем сказки, между ребенком и другими артистами, между ребенком и вами, дорогие наставники и целители детских душ. Искусство – неотъемлемая часть человеческой деятельности  одна из форм общественного сознания не только отражающая действительность, но и формирующая ее. Она активно и разнообразно воздействует и как на отдельную личность так и на общество в целом. Научно – технический прогресс, развитие средств массовой информации формирует мировоззрение человека, и поэтому педагогам дошкольникам очень важно дать правильные ориентиры детям, воспитывая их каждого личность. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им ощущение радости жизни, он осознает себя творцом своей личности. Наметившееся в последнее время процесс сентезации отдельных видов жанров искусства приводит к  созданию новых форм, выразительных средств, совершенствование исполнительского мастера. Потому в детском саду был создан кружок «Музыка и театр». Музыкальный спектакль – синтетический жанр, объединяющий драму и музыку, живопись, декоративно-прикладное искусство, элементы хореографии, позволяют решить одну из актуальных проблем – выявить и развить индивидуальные способности ребенка, удовлетворить обостренную потребность в самовыражении и жизненном самоутверждении.

1. Обучающие и развивающие  задачи.

Формирование системы  теоретических знаний, приобретение практических навыков, развитие творческих и индивидуальных способностей.                                 Создание благоприятных условий для индивидуального творчества развития личности, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.    Организация творческой деятельности кружка через исполнение репертуара на высоком художественном уровне.                                                                                      2.Воспитательные задачи                                                                                             Формирование – музыкально – эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, духовного развития личности, вырабатывая определенную систему ценностей.        Воспитание самостоятельности, трудолюбия, дисциплины, чувства ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых.   Театр объединяет все вид искусства, а спектакль – это высшая форма творческого – созидательного процесса, это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от  участия в нем. Коллективно творческая работа участников спектакля способствует же не только их эстетическому развитию, но и формированию их нравственных качеств. Сознание того,  что участник спектакля – это частица творческого коллектива, благотворно влияет на воспитание личности.                                        Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки – умения, выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие.                                                                Занятие стимулируют развитие в основном психологических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре.                                                                                        Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, адаптированного для детей, - в ней увеличены игровые моменты.                                                                                                                                        Техника речи, сценические движения, этюды, без слов и со словами, применения на занятиях аудио и видеозаписи, знакомства с театральной азбукой – во

     Для того  чтобы интерес к занятиям не  ослабевал, чтобы в каждом их  них дети видели смысл и  могли реализовать полученные знания, один раз в месяц показываем кукольный театр, к календарным праздникам (весна, Новым год, осень, 8 Марта). Драматизации народных и авторских сказок, а также два раза в год ставим для детей два музыкальных спектакля.

    Проигрывая различные ситуации жизненные или вымышленные, ребенок учится мысленно ставить себя в самые неожиданные условия и естественно реагировать на них своим поведением в зависимости от собственного характера и мировосприятия. На языке театра это называется действием в предлагаемых обстоятельствах.

   Главное в нашей  игре не в том, что она  чему – то учит, а том, что  она воспитывает чувства, делает  их богаче, тоньше, развивает способность  живо откликаться на окружающую  жизнь и взывает потребность  в творческом проявлении этих чувств. В этой игре нужно вести себя в соответствии с поведением и отношением к себе партнеров – на языке театра это называется взаимодействие или общением. В игре детям приходиться, становить себя на место другого человека, входить в его положение -0 и на языке театра это называется перевоплощением.

Казалось бы,  это  просто принять условия действия в воображаемых обстоятельствах. Но в результате, на первых порах, все  не слышно, не внятно, на сцене –  полная сумятица. В противоречие вступают требования сценической выразительности и естественнее чувство жизненной правды. В данных обстоятельствах лучше события не торопить, не натаскивать ребят. Сейчас для них важно развивать их творческой силы, общее формирование личности. Не торопить результаты, но и не пускать их на самотек. Не насиловать природу, а потихоньку помогать ей.

Упражнения должно быть простыми, посильными и увлекательными. Лучше всего, когда они носят  массовый характер, тогда дети чувствует  себя увереннее  и смелее, если у  каждого остается спасательная возможность в любой момент стушеваться. Важно не допустить момент, за которым по - началу интересные занятия начинают надоедать необходимо, менять ритм занятий. Смена ритмов, верны распределению энергии, нарастающая лини я увлекательности – все составляющие интересного содержания занятия. Важно, чтобы дети уходили с занятия увлеченными. На каждом занятии в любом упражнении тренинг идет в 3-х направлениях: воспитание творческой деятельности, тренинг внутренней психотехники, тренинг внешней техники.

  

 

Приложение  № 3

Семинар –  практикум

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Способности можно определить как устойчивые психологические  свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которого зависит их успехи в различных видах деятельности.  Способный к чему – либо человек – тот, который хорошо умеет делать соответствующие дело, при чем так, что это получает высокую оценку со стороны окружающих большинства людей. Неспособный – человек, который не в состоянии что – либо делать или делать это плохо, на низком уровне.

         Отсюда мы можем сделать вывод  о том, что понятие о способностях  является относительным и социально  обусловленным. Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от  обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке. Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли понятия, как задатки, одаренность, талант, гениальность. Значительные трудности в поредении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов.

      Одаренность – врожденная склонность успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это означает, что  человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

       Задатки – это, то на основе чего у человека формируются те или иные    способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.

       Если мы обратимся  к толковым словарям, то увидим что очень часто термины «способный », «одаренный», «талантливый», употребляются как синонимы и отражают степень выразительности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются прочные данные человека. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему – либо или склонный, ловкий, пригодный удобный». Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.         Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависит скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками, умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам, умениями. Если человек много знает и умеет, это еще не значит, что он имеет лучшие способности. Возможно, ему потребуется много времени, чтобы овладеть этими знаниями, умениями. Способности следует расценивать лишь как возможность приобретения навыков умений и знаний. А будут или не будут они приобретены, зависит от  множества условий. В их число входит, например, заинтересованность окружающих в том, что человек овладел этими знаниями, навыками, умениями; как его будут обучать; как будет организована трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и закрепятся.

Информация о работе Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении