Выводы по главе II
На втором этапе работы
был проведен педагогический эксперимент,
цель которого являлось выявление и
экспериментальным путем проверка созданных условий для успешного
развития театрализованной деятельности
дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования
подтвердилась. Хотя, безусловно, для
полного подтверждения данной гипотезы
просто необходимо определенный промежуток
времени (ЗБР). Процесс развития театрализованной деятельности
дошкольников будет более успешным при
выполнении следующих условий:
1. Повышение педагогического мастерства
педагогов в области развития театрализованной
деятельности дошкольников,
2. Организация творческой среды, способствующей
успешному развитию театрализованной
деятельности дошкольников в ДОУ.
В результате обследования
детей было установлено, что большинство
детей дошкольного возраста из КГ
и ЭГ имеет в основном средний
уровень развития артистических
способностей.
В результате проведенного
эксперимента было выявлено:
- Разработанные педагогические условия
явились действительно эффективным средством
развития артистических способностей,
так как по показателям диагностики, дети
экспериментальной группы имеют более
высокие показатели, чем в контрольной
группе. Тем более что в итоге диагностика
отражает качественное изменение в развитии
театрализованной деятельности дошкольников
в ДОУ.
Педагогические условия,
апробированные для педагогов, охватывают и мероприятия по самообразованию,
и экскурсии и круглые столы и т.д. оказались
действенными. Они, в некоторой степени,
помогли процессу повышения профессионального
уровня, так как по диагностике педагоги
экспериментальной группы имеют более
высоких показателей, нежели педагоги
контрольной группы.
Контрольная группа: с
высоким уровнем музыкально театрализованной
деятельности на начало эксперимента
было 3% , после внедрения педагогических
условий стало 4%, динамика роста
составила 1%. Экспериментальная группа:
с высоким уровнем музыкально 0 театрализованной деятельности
на начало эксперимента было 4 %, после
внедрения педагогических условий стало
15%, динамика роста составила 11%.
Заключение
В современной литературе
имеется богатый теоретический
и практический опыт по организации театрализованной деятельности
дошкольников в ДОУ. Вопросы, связанные
с организацией и методикой театрализованной
деятельности в детском саду, широко представлены
в работах Е.А.Антипиной, Т.Н.Дороновой,
Е.Г.Дороновой, И.П.Кошманской, Г.Д.Калининой,
Л.Г.Миланович, Н.Ф.Сорокиной и др.
Ими и другими авторами
созданы программы, позволяющие
даже начинающему педагогу развивать
творческие способности дошкольников в процессе театрализованной
деятельности в ДОУ. Творчество каждого
отдельного художника участвующего в
создании спектакля, есть не что иное,
как выраженное идейно – творческих устремлений
всего коллектива в целом.
Рассмотрим такие понятия
как театрализация, театрализованная
деятельность, а также история
создания театра.
Нашли подтвержденные аспекты:
- Театрализованная деятельность
– неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний и эмоциональных
открытий, способ приобщения к
духовному богатству.
- Через игру ребенок
учится разрешать жизненные ситуации,
связанные с общением, учится
искать решения проблемы вмести с друзьями и взрослыми,
действовать в меняющихся условиях, находить
общий язык, договариваться, осознавать
причинно- следственные связи в жизни.
- В результате театрализованной
деятельности происходит постижение
культурных мировых традиций.
- Благодаря развитию
театрализованной деятельности
дошкольников в ДОУ происходит
развитие детского творчества, так
как дети участвуют в создании
постановке, предлагая свои изменения.
- Театрализованная деятельность
является основой для развития
нравственности детей дошкольного возраста.
Были выделены педагогические
условия для успешного развития
театрализованной деятельности дошкольников.
Среди них:
- повышение педагогической компетентности
педагогов в организации театрализованной
деятельности дошкольников в ДОУ;
- организация развивающей среды, способствующей успешной организации
театрализованной деятельности дошкольников
в ДОУ.
На втором этапе работы
был проведен педагогический эксперимент,
цель которого являлось выявление и
экспериментальным путем проверка созданных условий для успешного
развития театрализованной деятельности
дошкольников в ДОУ.
Гипотеза исследования
подтвердилась. Хотя, безусловно, для
полного подтверждения данной гипотезы просто необходим определенный
промежуток времени (ЗБР). Процесс развития
театрализованной деятельности дошкольников
будет более успешным при выполнении следующих
условий:
1. Повышение педагогического мастерства
педагогов в области развития театрализованной
деятельности дошкольников,
2. Организация творческой среды, способствующей
успешному развитию театрализованной
деятельности дошкольников в ДОУ,
В результате обследования
детей было установлено, что большинство
детей дошкольного возраста из КГ
и ЭГ имеет в основном средний
уровень развития артистических
способностей.
В результате проведенного
эксперимента было выявлено:
- Разработанная методика
явилась действительно эффективным
средством развития артистических
способностей, так как по показателям
диагностики, дети экспериментальной
группы имеют более высокие
показатели, чем контрольной группы. Тем более
что в итоге диагностика отражает качественное
изменение в развитии театрализованной
деятельности детей дошкольного возраста
в ДОУ.
- Методика, апробированная
для педагогов, которая охватывает
и мероприятия по самообразованию, и экскурсии и круглые столы и
т.д. оказалось действенной. Она, в некоторой
степени, помогла процессу повышения профессионального
уровня, так как по диагностике педагоги
экспериментальной группы имеют более
высоких показателей, нежели педагоги
контрольной группы.
Список литературы
- Абузярова, Л.А. Предметно – развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду / Л.А. Абузярова. - 2004.-№6.-С.30-32.
- Алянский, Ю.Л. Азбука театра [Текст] / Ю.Л. Алянская. - М.: Современник.-1998.-238с.
- Алянский, Ю.Л. От потешек в Пушкинскому балу / Ю.Л. Алянский - М.: ВЦХТ, 2002.-176с.
- Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. / Е.А. Антипина. -М.:ТЦ Сфера, 2006.-128с.
- Аромштам, М.В. Диво дивное, дела чудные [Текст] / М.В. Ароманштам. // Дошкольное образование.-2006.-№17.-С.6-8.
- Артемова, Л.В. Театральные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова - М.: Просвещение, 1991.-14, 127с.
- Белоусова, Л.А. Развиваем умение интонировать / Л.А. Белоусова // Дошкольное воспитание.-2007.-№6.-С.-27-29,55.
- Большая Советская Энциклопедия. [Текст] / Гл. ред. А.М. Прохоров Изд. 3-е М.: «Советская Энциклопедия», 1976 Т24. 359, 608с.
- Большая Советская Энциклопедия [Текст] (В 30 томах. Гл. ред. А.М. Прохоров. ИЗД. 3-Е. М.:, «Советская Энциклопедия»)1975 т. 21 Проба – Ременсы. 1975. 640с.
- Большой толковый словарь / 1998. Санкт – Петербург «Норинт» 1399с.
- Беренина, А.И. Дорогие коллеги [Текст] / А.И. Беренина // Музыкальная палитра.- 2007.- №5.-С.2-4.
- Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология [Текст] /Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998.-415с.
- Ветлугина, Н.А. О теории и практики художественного творчества детей [Текст] / Н.А. Ветлугина // Дошкольное воспитание.- 1965.-№5.-С.14.
- Виглиев, В.А. Веселые Уроки в детской библиотеке / В.А. Виглиев // Обруч. – 2007.-№4.-С.17-18.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. – 936с.
- Герасимова, Л.В. От этюда к спектаклю [Текст] / Л.В. Герасимова. // Музыкальный руководитель.-2006.-№3.-С.13.
- Горяева, Н.А. Радость приобщения к творчеству / Н.А. Горяева. // Музыкальный руководитель.-2007.-№5.-С.2-3.
- Девятилова, И.А. Театралия – театр для всей детворы / И.А. Девятилова. // Книжки, нотки и игрушки для Катюши и Андрюши.-2007.-№10.-С.56-59.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей 5-6 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова. – М, 1998.-64с.
- Доронова, Т.Н. Развитие детей 6-7 лет в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. - М.-1998.-66с.
- Дошкольная педагогика: Учебн. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. №2010 «Воспитание в дошкольных учереждениях» и №2002 «Дошкольное воспитание» Гл. ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.-М.: Просвещение, 1978.-416с.
- Евдокимова, Е.В. Семейный театр в детском саду [Текст] / Е.В. Евдокимова. // Дошкольное воспитание.-2007.- №4.-С.104.
- Ершова, А.П. Вреден ли театр дошкольнику? / А.П. Ершова // Обруч.- 1999.- №4.- С.3-4.
- Захарюта, Н.В. Развиваем творческий потенциал дошкольника / Н.В. Захарюта. // Дошкольное воспитание.- 2006.-№9.- с. 9-13.
- Калинина, Г.Д. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитание / Г.Д. Калинина. - М.: Яуза-пресс, Эксмо, лепта Книга, 2007.-512с.
- Караманенко, Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам / Н.Т. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. - М.: Просвещение, 1973.-224с.
- Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1996.- С. 90-91.
- Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176с.
- Когородский, З.Я. Этюд и школа / З.Я. Когородский. – М.: «Сов. Россия», 1975.- 112с.
- Коротаева, Е.В. Творческая педагогика для дошкольника / Е.В. Коротаева. // Дошкольное воспитание. – 2006.- №6.- С.33-35.
- Костина, Э.И. Музыкальная среда как средство креативности ребенка [Текст] / Э.И. Костина. // Дошкольное воспитание. – 2006.- №7. – С. 37-42.
- Кошманская, И.П. Театр в детском саду [Текст] / И.П. Кошманская. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.-3, 320с.
- Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1986.-336с.
- Кузин, В.С. Психология / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1982.- 256с.
- Кузнецова, Г.В. Для красоты жизни / Г.В. Кузнецова // Ребенок в детском саду.- 2005.-№4.-С.17-20.
- Кузнецова, С.В. Проектирование развития ДОУ [Текст] / С.В. Кузнецова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.- 112с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004.-202-352с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. // 4-е изд. М., Изд – во Моск. ун-та, 1981.-514-584с.
- Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. - Томск: Пеленг, 1993.- 56с.
- Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л. Лэндрет. - М.: Мысль, 1998.- 220с.
- Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1971.- 415с.
- Медведев, И.А., Шилова, Т.В. Лекарство – кукольный театр / И.А. Медведев, Т.В. Шилова. // Разноцветные белые вороны. – М.: Просвещение, 1996.с146.
- Михайлова, А.А. Ребенок в мире театра [Текст] / А.А. Михайлова. // Методическое пособие, 2001.- №10.-С. 7, 106-112.
- Михайлова, А.А. Ребенок в мире театра / А.А. Михайлова. // Методическое пособие. -2001.-№10.-С.106-108.
- Мухина, В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 5- е изд., стериотип [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 456с.
- Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. Для студ. Образоват. Учреждения сред. проф. Образования / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2001.- 400 с.
- Никитина, Б.М., Никитина, Л.М. Мы, наши дети и внуки / Б.М. Никитина, Л.М. Никитина. - М.: Молодая гвардия, 1986.- 299 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 60000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под общ. Ред. Проф. Л.И. Скворцова.- 25-е изд., испр. И доп.-доп [Текст] / С.И. Ожегов. -М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2007.-976с.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская Академия наук Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4 –е изд. Доп / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999.-944с.
- Педагогическая энциклопедия Т.1. [Текст] - А. Ефимов, 1964, 832с.
- Педагогическая энциклопедия. Гл. ред. – И.А. Каиров Ф.Н., Петров. Т.2. М., «Советская Эенциклопедия», 1965.- 912с.
- Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубачук [Текст] - М.: Издательство Дом «Восток», 2003. – 274с.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад, Редкол.: М.М. Бузруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебов и др. [Текст] - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002.- 528с.
- Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студ. Высш. Пед. учеб заведений.- 2-е изд. Стериотип [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. -_ М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 512-377с.
- Проблемы развития психики.- М., Изд –во Моск. ун-та, 1981.- 584 с.
- Психология: Учебник для гуманитарных ВУЗов / Под общей ред. В.Н. Дружинина [Текст] - СП. б.: Питер 2003.-655с.
- Рубан, Т.Г. Золотой фонд детской музыки / Т.Г. Рубан. // Музыкальный руководитель.- 2007.-№8.- С.46-50.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштеин. - С.П. б.: Питер, 2002.- Питер, 2002.-720с.: ил.- серия «Мастера психологии», Сац Н.А. Новеллы моей жизни В2 кн.- Книга вторая. - М., 1984. – С.289.
- Сорокина, Н.Ф. Кукольный театр – детям / Н.Ф. Сорокина. // Музыкальный руководитель. – 2006. – №2.- С. 80-82.
- Сорокина, Н.Ф. Театральные занятия с куклами / Н.Ф. Сорокина. // Музыкальный руководитель. – 2007. - №6. – С. 11-27.
- Сорокина Н.Ф. Театр – творчество - дети // Дошкольное воспитание. – 2002.- №7.- С.-101-103.
- Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981.- 144с.
- Стадник, Л.А. Волшебная конструкция для театральных постановок / Л.А. Стадник. // Музыкальный руководитель. – 2006.- №6.- С.16.
- Творческий подход в реализации программы нового поколения (из опыта работы) / под редакцией Т.А. Фоминой / Управления образования администрацией Курчатовского района г. Челябинска 2006. – 96с.
- Теплов, Б.М. Избранные труды в 2-х т / Б.М. Теплов. - М.: Просвещение, 1971.-384с.
- Тухбатуллина, Л.М., Сафина, Л.А. Маскарадные костюмы для детей и взрослых / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина. - Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 219с.
- Тютюнникова, Т.Э. Снова о наболевшем / Т.Э. Тютюнникова. // Музыкальный руководитель.-2008.- №1.- С.61-63.
- Фадеева, С.А. Фоновая музыка в жизни детского сада / С.А. Фадеева. // Дошкольное воспитание.- 2007: №6.- С.53-54.
- Филосовский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова [Текст]. – 5-е изд.- М.6 Политиздат, 1986.- 590с.
- Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программно – метод. Пособие. / Под. Ред. С.И. Мерзляковой [Текст]. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.- 216с.: ил.- (Воспитание и доп. Образование детей)
- Царенко, Л.Н., Соловьева, Е.В. Образование и театр: литературно – музыкальные композиции [Текст] / Л.Н. Царенко, Е.В. Соловьева. - М.: ВХЦТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003.-160с.
- Чеховский, М.И. Психология: Учеб. Пособие / М.И. Чеховский. - М.: Новое знание, 2003.-380с.
Приложение №1
Творческие упражнения
на снятие мышечного напряжения
(По
Антипиной Е.А.):
1. Дети стоят
в кругу, закрыв глаза. Задание:
поздоровайтесь поочередно за
обе руки, с одной и с другой
стороны.
2.Дети с
закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу. Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки,
с одной и с другой стороны.
3. Дети двигаются
свободно под веселую музыку.
Задание: на окончание музыки
постройтесь поочередно в цепочку
по диагонали.
4. Дети стоят
парами спиной друг к другу.
Задание: на звучание аккорд
необходимо успеть встать в круг.
5. Дети стоят
вокруг обруча. Задание: не перепутайте
движение.
6. На слово
«земля» - рука вниз. На слово
«вода» - руки перед собой. На
слово «воздух» - руки вверх. На
слово «огонь» - вращение руками
в лучезапястных и локтевых суставах.
7. Русская
народная игра «Пень – колода».
Дети стоят в кругу, при помощи
считалки выбирается ребенок,
которому завязывают глаза. Остальные
идут под музыку вокруг него,
на окончание музыки все останавливаются.
Ребенок на ощупь должен узнать
любого. Если не узнал, дети говорят:
пень- колода, пень – колода, просидишь
до нового года!
8. Русская
народная игра «Капуста». Дети
стоят цепочкой, первый «накручивает»
(закручивает) эту цепочку детей.
Потом последний закручивает
всех на себя. При этом все
говорят: «Ты не зевай, ты не зевай,
золотой корешок. Не женись не женись,
молодой женишок».
9. Русская
народная игра «Волна». Дети
стоят парами, как в игре «Ручеек».
Первая пара разворачивается
лицом ко второй и «ныряет»
под нее, третью пару пропускают
под «Четвертую», «ныряет» и т.д.
Та пара, которая оказывается первой, продолжает
движение. Все пары непрерывно движутся.
10. Дети сидят
в кругу. На счет от одного
до десяти все начинают пересаживаться
по цвету волос, договорившись
заранее: здесь – светлые, здесь – темные.
Упражнение
на развитие моторики рук, необходимой
для свободного кукловождения.
- «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вмести)
- «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными)
- «Гнездо» (соединить обе руки виде чаши, пальцы плотно сжаты).
- «Цветок» (то же, но пальцы разъединить).
- «Пчела» (вращение указательным пальцем правой руки, а затем – левой, и одновременно обоими).
- «лиса и заяц» (левая рука (лиса) медленно крадется, правая (заяц) убегает).
- «Паук» (согнутые пальцы медленно передвигаются по столу).
- «Улитка» (положить правую руку, сжатую в кулак, на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
Упражнение
на развитие речи. Артикуляционная
гимнастика.
- Покусайте кончика языка «так мама шинкует капусту».
- Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
- Язык – жало змеи.
- Язык – тоненькая иголочка. «Ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
- Почистите зубки языком: верхние, нижние.
- Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали. Цокаем.
- Достаньте кончикам языка нос.
- Надуйте губы. Улыбнитесь не открывая зубы.
- Погладьте зубками губы.
- Натяните губы на зубы, широко открыв рот.
- Нарисуйте надутыми губами солнце.
Скороговорки
на развитие дикции
- Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы
три недели карамель на мели ели.
- Книга книгой, а мозгами двигай.
- Где щи, там нас не ищи.
- Волки рыщут – пищу ищут.
- Много снега, много хлеба.
- Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук,
моржок, флажок.
Артикуляционная
гимнастика
Первое условие четкой легкой речи – свободно и хорошо
открывающийся рот. Надо, чтобы во время
упражнения рот раскрывался в вертикальном
направлении (опускается нижняя часть
на два пальца, положенных один на другой)
безо всякого напряжения губ и челюстей.
Это упражнение повторяется несколько
раз.
Опускание нижней
губы к деснам зубов
Нижняя
губа оттягивается в горизонтальном
направлении и вниз настолько,
чтобы были видны передние
зубы. Нижняя челюсть в это
время неподвижна и рот полураскрыт.
Движение сомкнутых выпяченных губ вперед и растягивание их затем
в стороны. Упражнение должно быть проделано
при крепко сжатых зубах, вытягиваться
должны лишь губы. Образование гласных
звуков в речи и пении зависит именно от
умения четко сформулировать губы для
того или иного звука и дать, таким образом,
правильно направленные и четко сформированные
звуки.
Упражнение
для языка
Хорошее, четкое произношение
зависит от гибкости и точности движений
языка.