Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
В настоящее время существуют различные программы по развитию детей в театрализованной деятельности. Программа развития детей 5-6 лет в театрализованной деятельности, Дороновой Т.Н., ломает устойчивые стереотипы взглядов на театрализованную деятельность детей в ДОУ. Раскроем некоторые аспекты на содержание и методику работы с детьми 5-6 лет.
К работе с детьми по театрализованной деятельности педагог приступает с октября, т.е. после того, как у большинства детей закончился адаптационный период и они втянулись в жизнь группы. Для её проведения в сетке занятия должно быть выделено специальное время в двух формах:
Методика работы с детьми представляет собой многоэтапный процесс.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с содержанием спектакля, изготовление костюмов, кукол и атрибутов, работу над ролью. Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовке к проведению к спектаклю и выступлению на сцене.
Рассмотрим методику работы с детьми на первом этапе:
• педагог заинтересовывает
детей содержанием произведения, которое
будет
использоваться для инсценировки, и выразительно
исполняет его или предлагает детям самим
сочинить спектакль для своего выступления;
• педагог интересуется,
понравилось ли оно детям или нет. Получив
положительную оценку, предлагает разыграть
его в ролях перед родителями и повторно
выразительно читает его детям. Если дети сами придумывают содержание,
то предлагает каждому из них выбрать
для себя роль.
Работа над ролью.
> Вначале педагог кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.д.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговариванию отдельных строк, которые им запомнились.
> Работа над ролью
заканчивается подведением
На втором этапе осуществляется работа с детьми уже по ходу инсценировки. После того, как зрители- родители займут свои места, педагог просит внимания и торжественно объявляет о начале спектакля. Настроив зрителей и актеров на активное восприятие, педагог дает детям сигнал, возвещающий о начале спектакля. По ходу спектакля недопустимо одергивать детей, делать им всякого рода замечания, указания, корректировать из действия. На сцене и вокруг неё должна царить обстановка, располагающая к преодолению сценического волнения и побуждающая детей в передаче неповторимого своеобразия каждого образа.
На музыкальных занятиях
дети учатся слышать в музыке разное
эмоциональное состояние и
На речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и пр.; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля [72; 160]. Речь должна быть выразительна, не забудьте, что интонации вашего голоса- образцы для них. От того, насколько гибко и сознательно вы подчеркиваете интонацией смысл произведения, даете характеристику образам, зависит и понимание сказки, стиха, рассказа и его эмоциональное, нравственное воздействие на детей, и выразительность их высказываний [6;14].
Особая роль отводится выбору так называемой фоновой музыке. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных воздействий на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает ребенку решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
В театральной студии под руководством специалиста проводятся речевые упражнения, разыгрываются различные этюды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой - постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол - бибабо и пр.).
Методическое
пособие для педагогов
дошкольных образовательных
учреждений Антипиной Е.А.
представлено оригинальными
Алгоритм развития артистических способностей детей через театрализованную деятельность
Особая роль отводится выбору так называемой фоновой музыке. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных воздействий на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает ребенку решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
В театральной студии под руководством специалиста проводятся речевые упражнения, разыгрываются различные этюды с целью научиться передавать различные чувства. Это может быть откровенная репетиционная работа над очередной театрализованной игрой - постановкой, представлением. При этом целесообразно использовать такой прием, как разыгрывание одного сюжета (или отдельных сцен к нему) с помощью различных театрализованных игр (настольных, стендовых, кукол - бибабо и пр.).
Работа над спектаклем начинается с анализа содержания произведения. Но педагог не зачитывает сразу рассказ, а зачитывает заголовок и показывает иллюстрации к книге, на которых изображены персонажи, например «Обитатели моря». Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают стихотворения по этой теме, просматривают открытки. Педагог предлагает детям представить героев по заголовку. И педагог вместе с детьми прогнозирует содержание рассказа в ходе работы с заголовком. Детям предлагается зарисовать своих героев. Через два - три дня педагог напоминает детям о том, что сегодня они прослушают рассказ автора Ю. Качаева «Живые удочки». Затем зачитывает его. После чего, педагог с детьми обсуждают героев этого рассказа. Детям предлагается обыграть его (выбрать роли, нарисовать атрибуты, декорации). Только после этой предварительной работы происходит основная работа по спектаклю. Автор этого подхода акцентирует внимание на развитие у детей воображения. Таким образом, как считает автор, успешно развивается творческий потенциал ребенка.
Второе условие: организация развивающей среды, способствующей успешному развитию театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.
Один из основателей
педагогики среды СТ. Шацкий рассматривал
среду
как средство освоения детьми культуры с двух позиций, имея в виду материальную
и нематериальную составляющую среды
(вслед за Л.Н. Толстым он называет её «духом
школы», эмоциональным подъемом, который
настраивает детей на творческий труд).
Представление о среде как « микромодели
культуры» находим в работе A.M. Лобка, посвященной «вероятностной образовательной
среде», что говорит о необходимости при
организации педагогического
процесса использовать
принцип культуросообразности [32, 38]. В энциклопедии
понятие среды объединяет общественные,
духовные, материальные условия его существования,
формирования его деятельности [8;359].
Наиболее общее понятие среды как педагогического средства приводится в работах Ю.С. Мануйлова, разработчика теории средового подхода в воспитании. Он определяет среду «как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни и что опосредует его развитие и усредняет личность» [32;38].
Из этого можно сделать вывод: среда предоставляет каждому ребенку равные возможности приобрести те или иные качества личности (чему- то научиться). Для ребенка дошкольного возраста среду можно предоставить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среды семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума.
B.C. Мухина отмечала, что ребенок постепенно входит в пространства предметного (рукотворного) мира, образно-звуковых систем, природы, социальных отношений людей. А.А. Остапенко, следуя данной логике предлагает обобщить эти реальности и выделить основные элементы, лежащие в основе педагогического процесса. Вслед за В.И. Слободчиковым, считающим, что объективная реальность и есть среда, которая опосредует становление внутреннего мира, он выделяет следующие составляющие педагогического процесса: предметно- пространственную среду; реальность социального пространства педагогики, которую он называет локальной субкультурой отношений, знаково-символьную реальность [46, 456].
С нашей точки зрения, развивающая среда должна характеризоваться эмоциональным фоном, включающим творческую увлеченность, настроем на поиск, созидание. Таким образом, развивающая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, а также разнообразным и богатым предметным и информационным наполнением. С.Л.Новоселова разработала требования к развивающей предметной среде, которые обосновываются тем, что способность к творчеству коренится в интересе ребенка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками и инструментами, в любознательности, интересе, превышающем своей мотивацией получение утилитарного результата:
Информационный фактор, как известно, играет в этом значительную роль, поэтому педагог проектирует предметно - развивающий компонент среды (музыкальное оборудование, пособия, дидактические материалы, костюмы и т.д.) к нему относится и репертуар, который выбирает педагог.
Социальный фактор проявляется в том, что и организатором среды, и её и компонентом является педагог. Взрослый является образцом для подражания, носителем культуры. Социальными компонентами являются и сверстники ребенка, которые выступают партнерами в совместной деятельности, но могут быть и образцами для подражания.