Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого
– педагогической литературы по организации
театрализованной деятельности дошкольников
в дошкольном образовательном учреждении
………………………………………………………………………………
1.2. Педагогические
условия организации
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение
организации театрализованной
2.2. Реализация
педагогических условий
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение ……………………………………………………………………....
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследования актуальна на современном этапе общества. Целью образования является воспитание гармонично – развитой личности; формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой готовности детей к активно – деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Дети дошкольного возраста очень внимательны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу над злом. Огромную радость доставляет театр, его таинственная атмосфера, праздничное представление.
В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в нее разнообразие и радость. В роли артиста у ребенка появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребенок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.
Становление компетентности ребенка в различных сферах художественной деятельности, готовности к игре – драматизации осуществляется в семье, при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становиться позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и «включенность» педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре – драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребности детей в игре – драматизации, условия, содействующие ее развитию.
Становиться очевидным,
что развитие театрализованной деятельности
детей зависит от определенных условий.
К ним относятся внутренние
условия – индивидуальные возможности
и способности детей в
Л.С. Выготский отмечает роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников: «Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительности, хотя бы и условна, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе, здесь находит свое полное осуществлении».
Известный хирург Николай Пирогов говорил, что театр становиться полезным времяпровождением, которое воздействует «на мысли, сердце и вкус ребенка».
В.И.Ядэшко обращаясь к аспекту развития способностей: способности создавать замысел, реализовать его, имел в виду, прежде всего театрализованную деятельность.
По мнению Е.А.
Антипиной: «Именно театрализованная
деятельность позволяет решать многие
педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи ребенка, интеллектуального
и художественно –
Исследований условий театрализованной деятельности, при которых решались бы многие аспекты воспитания детей занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.Н.Доронова, Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подьяков, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и многие другие.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованная деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют ее в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием дошкольников. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворять интересы и желание ребенка.
Проблема - определить
эффективность организации
Актуальность проблемы и выявление противоречия обусловили выбор темы исследования: «Организация театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении»
Объектом исследования – организация театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования - педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза: организация театрализованной деятельности дошкольников будет осуществляться успешно при следующих педагогических условиях:
- будет осуществляться повышение педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
- будет организована развивающая среда, способствующая успешной организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении;
Методическая работа будет включать формы активного участия педагогов, направленные на отработку теоретических знаний практических навыков в области осуществления организации театрализованной деятельности.
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении;
Методы исследования:
анализ психолого – педагогической и научно – методической литературы; обобщение имеющегося опыта организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении; наблюдение за деятельностью педагогов, детей; эксперимент; опрос; диагностика.
Методологическая основа исследования:
• концепция
деятельностного подхода в разв
• философские концепции творческого развития личности (Н. А. Бердяев, М.М. Бахтин, Б.А. Лезин, А.А. Потебня и др.);
• теория активности, как важнейшего проявления жизнедеятельности личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
• концептуальные идеи личностно-ориентированного педагогического процесса (Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.А. Вербицкий, Г.И. Железовская, М.В. Кларин, В.В. Сериков);
• творческое развитие дошкольников (Б.М. Теплов, Д.В. Менджерицская, Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская);
• организация театрализованной деятельности (Н.С. Карпинская, А. Николаичева, А. Фурмина)
Практическая значимость исследования - важность полученных результатов для реализации идеи организации театрализованной деятельности дошкольника, в применимости диагностических методик в практике дошкольного воспитания. Разработанные содержание развития творческой активности дошкольников в театрализованной деятельности могут быть использованы для конструирования процесса дошкольного воспитания различных образовательных учреждений.
Ключевые слова:
- театр
- деятельность
- театрализованная деятельность
- педагогическая компетентность
- развивающая среда
База исследования: исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка МДОУ ЦРР №350, г. Челябинска.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
1.1.Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Тема, предмет, объект и задачи исследования предполагает обращение и рассмотрение таких понятий, как развитие и театрализованная деятельность. Обратимся к философскому словарю под редакцией И.Т. Фролова.
Развитие – закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся как необратимое направленное одновременное наличие этих свойств отличает развитие от других изменений [70, 59].
Понятие развитие достаточно широко освещено в энциклопедиях. В Большой Советской Энциклопедии развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов [9, 640].
Развитие – качественное преобразование субъектов и объектов [53, 183]. Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Законы общественного развития.
Прежде чем давать оценку
развитию как процессу, необходимо
рассматривать его в деятельнос
Деятельность - это форма осуществления жизни – биологической у животных, общественной – у человека [38, 352].
Деятельность есть система процессов, осуществляющих отношение субъекта к действительности [38, 202].
Деятельность представляет собой как бы элементарное понятие жизни, единицу, из которой складывается жизнь, бытие, т.е. жизнь в определенных конкретных условиях [38, 275]. Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц – действий, каждому из которых соответствует своя, частная цель, мотив, способы, условия, результат [29, 176].
Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, и удовлетворяющий таким образом свои потребности [54, 528].
Деятельность
– это процесс активного отноше
Наряду с этой точкой зрения существуют и иные. Одна из них изложена достаточно точно Л.А.Венгером: «Деятельностью называется совокупность действий, отвечающих одним и тем же побуждениям. Внешние игровые действия реализуют замысел игры, которая строить в уме» [12, 415].
Процесс деятельности состоит из ряда последовательных звеньев. Первое звено – постановка целей, выбор действий, которые предстоит выполнить. Когда решение принято, цель поставлена, необходимо определение средств и способов ее достижения. Это второе звено. Следующие третье звено процесса деятельности – самовыполнение действия использования у нее найденных средств и способов. Это – исполнительная часть действия. Наконец, последнее звено, слежение за тем, чтобы способы выполнения действия применялись бы без нарушений – контрольная часть действия, которое осуществляется одновременно с исполнительной [12, 30]. Деятельность – целостный мотивированный акт поведения. Деятельность человека реализуется в его действиях [55, 512].