Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
На втором этапе эксперимента, совместными усилиями педагогов, детей, их родителей, руководителя МДОУ, заместителю заведующей по УВР, музыкального руководителя, руководителя по изобразительной деятельности создается атрибутика театрального пространства.
Театральный зал: сцена, подиум, занавес, хорошее освещение, оборудование
(музыкальный центр с караоке, видеомагнитофон). Костюмерная: помещение с зеркалами, помещение с театральными костюмами, бижутерией и другими необходимыми для спектаклей атрибутами. Гримерная: помещение с большими зеркалами, гримом, париками и т.д. Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного материала. Хранилище для декораций, атрибутов дизайна, ширм для настольного, теневого театра. Театральная библиотека: литература, иллюстрированные альбомы, книжки-театры и т.д. Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся театральных постановках; Театральные уголки (в каждой группе ДОУ); пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, фланелеграф, атрибуты к театральным играм и т.п. «Комната сказок» - помещение, оборудованное всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых: мини- сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, перчаточные куклы, куклы на галите, театр ложек, большие куклы, декорации и т.д.
2.3.Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Контрольный этап эксперимента.
Задачи контрольного этапа эксперимента:
Методы: наблюдение, беседа, организация театрализованной деятельности. Оборудование: сцена, атрибуты животных, магнитофон, куклы бибабо.
Методика проведения:
1.Чтобы выяснить уровень артистических способностей каждого дошкольника необходимо выяснить:
Педагог на занятии прочла сказку «Сказка про зайца» После прочтения сказки. После этого педагог просит изобразить действия персонажей с помощью жестов, танцевальных импровизаций.
На контрольном этапе эксперимента
проводилась повторная диагностика
уровней развития артистических способностей
дошкольников. Отслеживание роста уровней
развития артистических способностей дошкольников осуществлялось
по тем же критериям, что и на констатирующем
этапе эксперимента.
С помощью диагностики, мы выяснили уровень развития артистических способностей детей ЭГ на конец эксперимента и сравнили с уровнем способностей детей КГ.
Из таблицы видно, что на конец эксперимента по показателям между детьми ЭГ и КГ появилась существенная разница.
Таблица 11 - Сравнительные данные уровней развития музыкально театрализованной деятельности детей ЭГ и КГ на контрольном этапе эксперимента
Показатели |
Контрольная группа (КГ) детей |
Экспериментальная группа (ЭГ) детей | ||||||||||
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||||
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% | |
Музыкально-театрализованная деятельность |
5 |
4 |
100 |
74 |
31 |
22 |
20 |
15 |
101 |
74 |
15 |
11 |
Рис. 3 – Театрализованная деятельность дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Для того чтобы проследить динамику профессионального роста педагогов, необходимо сравнить показатели КЭ и ЭГ.
Таблица 12 - Критерии учета педагогического мастерства педагогов на контрольном этапе эксперимента
Ф.И.О. педагога |
Мордвино-ва Т.А. (КГ) |
Калинкина-Наглер Е.В. (КГ) |
Поморцева М.И . (ЭГ) |
Губарева Ж.В. (ЭГ) |
Знание театральных терминов (реквизит, мизансцена, пролог) |
О |
О |
О |
О |
Насколько педагог владеет актерскими качествами перевоплощения |
О |
О |
О |
О |
Как меняется отношение к детям в процессе эксперимента (терпимое, толерантное, нетерпимое) |
О |
О |
О |
О |
Владение технологиями, которые помогут детям овладеть навыками выразительного чтения |
О |
О |
О |
О |
Владение артикуляционными упражнениями |
О |
О |
О |
О |
Знание особенностей психологии детей в процессе участия в театрализованной деятельности |
О |
О |
О |
О |
Стиль общения с детьми (назидательный, совет, игровые ситуации) |
О |
О |
О |
О |
Знание некоторых особенностей изготовления атрибутов, оформления сцены, ширмы |
О |
О |
О |
О |
Форма Взаимодействия с родителями (стороннее наблюдение, консультации, разовая помощь, активное участие родителей в спектакле) |
О |
О |
О |
О |
Взаимодействие с другими специалистами |
О |
О |
О |
О |
Проявление инициативы в процессе подготовки к спектаклю |
О |
О |
О |
О |
Владение основами движения на сцене |
О |
О |
О |
О |
Эмоциональный компонент |
О |
О |
О |
О |
Владение методами и приемами, позволяющими активизировать внимание детей |
О |
О |
О |
О |
Обращение к передовому опыту |
О |
О |
О |
О |
Насколько соответствует материал возрасту детей, и обращение к ЗБР |
О |
О |
О |
О |
Привнесение своих наработок |
О |
О |
О |
О |
Таблица 13 - Сравнительные данные уровней педагогической компетентности на контрольном этапе эксперимента
Показатели |
Контрольная группа (КГ) |
Экспериментальная группа (ЭГ) | ||||||||||
|
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий | ||||||
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗА ТЕЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ ЛИ |
% |
ПОКАЗАТЕ |
% | |
Музыкально-театрализованная деятельность |
6 |
17 |
30 |
83 |
- |
-- |
19 |
53 |
17 |
47 |
- |
- |
Рис. 4 – Данные уровней педагогической компетентности на контрольном этапе эксперимента
2. Для определения состояния творческой среды на конец эксперимента необходимо подобрать уровни, по которым будет учитывать критерии. Уровни: высокий – предметно – развивающая среда безупречно соответствует указанному критерию, за исключением незначительного несовершенства, низкий – предметно развивающая среда содержит существенные недочеты, недоработки. Реализация второго условия: развития творческой среды в процессе театрализованной деятельности.
13 - Творческая среда в процессе театрализованной деятельности на конец эксперимента
№ |
Критерии |
Выс. |
Сред. |
Низк. |
1. |
Наличие помещения, сцены |
+ |
||
2. |
Эффективное использование помещений |
+ |
||
3 |
Соответствие костюмов размерам детей и их возрасту |
+ |
||
4 |
Задействование костюмов в течение недели, месяца |
+ |
||
5 |
Использование магнитофонов, проигрывателя, кассет, дисков в течении недели, месяца |
+ |
||
6 |
Наличие декораций к спектаклю, их возобновляемость |
+ |
||
7 |
Наличие кукол для театра, их возобновляемость |
+ |
||
8 |
Соответствие уровня высоты ширмы росту детей |
+ |
||
9 |
Наличие музыкальных инструментов, частота их использования |
+ |
||
10 |
Учет безопасности жизнедеятельности детей |
+ |
||
11 |
Психологическая и физическая комфортность для детей и взрослых |
+ |
||
12 |
Наличие наглядного материала и соответствие его возрасту детей |
+ |
||
13 |
Поддерживается ли интерес к театрализованной деятельности |
+ |
||
14 |
Роль педагога в создании среды |
+ |
||
15 |
Включение детей в создание среды |
+ |
||
16 |
Обучение детей навыкам проекти |
+ |
||
17 |
Функционирование и развитие среды |
+ |
||
18 |
Развивающие общение в предметно – развивающей среде |
+ |
||
19 |
Обогащение среды педагогом совместно с родителями и детьми |
+ |
||
20 |
Наличие разнообразных видов театра |
+ |
||
21 |
Организационное создание предметно – развивающей среды |
+ |
||
22 |
Наличие разнообразных видов |
+ |
||
23 |
Наличие материалов, стимулирующих творчество ребенка |
+ |
||
24 |
Наличие материала, обогащающего развитие творческого воображения |
+ |
||
25 |
Наличие материалов, изготовленных руками детей и родителей |
+ |
Таблица 14 - Сравнительные данные уровней творческой среды на контрольном этапе эксперимента
показатели | |||||
Критерии соответствующие |
% |
Критерии соответствующие уровню «средний» |
% |
Критерии соответствующие |
% |
10 |
38 |
16 |
62 |
- |
- |
Рис. 5 – Творческая среда в процессе театрализованной деятельности на контрольном этапе эксперимента
Таблица 15 - Таблица динамики развития музыкально – театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ
показатели | ||||
высокий |
средний |
низкий | ||
Экспериментальная группа |
Вход |
4% |
70% |
26% |
Контроль |
15% |
74% |
11% | |
Динамика |
11% |
4% |
-15% | |
Контрольная группа |
Вход |
3% |
71% |
36% |
Контроль |
4% |
74% |
22% | |
Динамика |
1% |
3% |
-14% |
Экспериментальная группа: с высоким уровнем музыкально – театрализованной деятельности на начало эксперимента было 4 %, после внедрения педагогических условий стало 15%, динамика, роста составила 11%; со среднем уровнем музыкально – театрализованной деятельности на начало эксперимента было 70%, после внедрения педагогических условий стало 74 % , динамика роста составила 4%, с низким уровнем музыкально – театрализованной деятельности на начало эксперимента было 26%, после внедрения педагогических условий стало 11%, динамика роста составила – 15%.
Контрольная группа: с высоким уровнем музыкально – театрализованной деятельности на начало эксперимента было 3%, после внедрения педагогических условий стало 4%, динамика роста составила 1%, со средним уровнем музыкально – театрализованной деятельности на начало эксперимента было 72%, после внедрения педагогических условий стало 74%, динамика роста составила 3%, с низким уровнем музыкально – театрализованная деятельность на начало эксперимента было 36%, после внедрения педагогических условий стало 22%, динамика роста составила -14%.