Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8

1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14

Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27

2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43

2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!! 22223.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

Эмоциональный фактор данной среды включает психологический комфорт, настрой на активную познавательную деятельность. Фонд театральных кукол, изготовленных из бросового, в том числе нетрадиционного материала. Хранилище для декораций, атрибутов, дизайна, ширм для настольного, теневого театра. Театральная библиотека: литература иллюстративные альбомы, книжки- театры и т.д. Передвижные выставки: детские работы, фотоматериалы об уже состоявшихся театральных постановках; семейные театральные газеты. Театральные уголки (в каждой группе ДОУ): пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театр, фланелеграф, атрибуты к театральным играм и т.п.

«Комната сказок»- помещение, оборудование всем необходимым для театральной деятельности детей и взрослых: Мини- сцена с занавесом, ширма для кукольных представлений, перчаточные куклы, напольные куклы, куклы на гапите, театр ложек, большие куклы, напольные куклы, декорации и т.д. Мини- музей «Театральный»: театральные куклы, фотографии спектаклей прошлых лет, маски, программы, билеты; уголки «Казачья горница» и « Русская изба» с мебелью, предметами быта, казачьей утварью [23; 104].

Таким образом, развивающая среда является тем  необходимым условием организации занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ, без которого проведение дальнейшей работы не имеет смысла [37; 112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе I

Изучение психолого- педагогической литературы      позволяет  сделать следующие выводы:

В    современной   литературе   имеется   богатый       теоретический       и практический      опыт,      посвященный      организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности в ДОУ, широко представлены в работах Е.А. Антипиной, Т.Н. Дороновой, Е.Г.Дороновой, И.П. Кошманской, Г.Д. Калининой, Л.Г. Миланович, Н.Ф. Сорокиной и др.

Ими и другими авторами созданы программы, позволяющие  даже начинающему педагогу развивать творческие способности детей в процессе театрализованной деятельности в ДОУ.

1. Рассмотрены такие понятия как театрализация, театрализованная деятельность, а также история создания театра.

2. Были выделены   педагогические   условия для успешной организации

театрализованной деятельности  дошкольников.

Среди них:

• повышение педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ;

  • организация развивающей среды, способствующей успешной организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ;

Для полноценной организации  театрализованной деятельности дошкольников педагог должен обладать определенными личностными, волевыми физическими качествами.

Организация развивающей  среды является необходимым условием организации театрализованной деятельности дошкольников. Развивающая среда характеризуется, прежде всего, творческой атмосферой, также разнообразным и богатым наполнением. Существуют определенные требования к развивающей среде, разработанные Новоселовой С. Л.:

  • требуется учитывать необходимость развития ведущей детской деятельности;
  • среда должна быть нацелена на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).
  • среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, т.е. содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию.

В литературе, посвященной  организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ существует множество упражнений, адаптированных для детей на развитие внимания, памяти, воображения, контроля за движением, развитие речи, дыхательные гимнастики и т.д. Уместен подбор упражнений на снятие мышечного напряжения. При этом необходимо учитывать насколько комплексно упражнения позволяют решить реализуемые на данном этапе задачи воспитания и обучения. Работа по организации спектакля позволяет комплексно подойти к воспитанию в процессе практической работы. (См. приложение № 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по организации  театрализованной деятельности  дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Педагогический эксперимент проводился в период с марта 2010 года по март 2011 года. В педагогический эксперимент были вовлечены педагоги и дети МДОУ ЦРР № 350 , г. Челябинска.

В проведении констатирующего  эксперимента приняли участие 34 ребенка дощкольника, а также 4 воспитателя. Были сформированы - одна контрольная группа (КГ), состоящая из 17 детей и 2 воспитателей и одна экспериментальная группа (ЭГ) в таком же соотношении.

Констатирующий  эксперимент (20.03.10 – 23.03.11).

Цель констатирующего  эксперимента: изучение организации театрализованной деятельности дошкольников; изучение уровня актерских, режиссерских, зрительских умений дошкольников в играх - драматизация, а также в кукольных спектаклях на начало эксперимента.

Поставленная цель определила характер основных задач, решаемых в ходе эксперимента:

Задачи:

  1. изучение уровня актерских, режиссерских, зрительских умений дошкольников в играх- драматизациях, а также в кукольных спектаклях на начало эксперимента.
  2. изучение состояния развивающей среды.
  3. изучение уровня компетентности педагогов.

Перечислим разработанные показатели  оценки театрализованной игровой деятельности дошкольников:

1.         Этюдный тренаж (мастерство актера)

• Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).

  • Жесты (этюды на выразительность жеста, в том числе   «Расскажи   стихи руками»).
  • Мимика (этюды    на    выражение    основных эмоций, на    сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера).
  • Движения (этюды с музыкальным сопровождением).

2. Игры - драматизации

• Желание участвовать в играх - драматизациях.

  • Умение общаться с партнером.
  • Способность к импровизации в создании образа

3. Этюды с куклами.

• Желание играть с куклой.

• Умение управлять ею.

• Способность   к      импровизации   с  куклой. 
4        Кукольные спектакли:

1)желание участвовать  в кукольном спектакле с большими  напольными

куклами, марионетками, куклами с «живой рукой»;

2)умение общаться с  партнером, использую куклы различных  систем.

5.     Театрализованные игры с элементами кукольного театра.

  • Желание участвовать в театрализованной игре;
  • Умение общаться с партнером;
  • Умение создать образ, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, куклы различных систем).

Уровни знаний, умений и навыков детей: О высокий, О низкий, О средний Характеристика уровней развития артистических способностей дошкольников.

Высокий     уровень      -      творческая активность      ребенка,      его

самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности). Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц, умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор. Способен    сопереживать героям    сказок,    не всегда эмоционально реагирует на поступки действующих лиц, не развито умение вживаться в создаваемый образ, испытывает трудности в выборе наиболее выразительные средства для воплощения, в использовании мимики, жестов, движения.

Низкий уровень - мало эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно, без интереса относится к музыке, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности. Способность сопереживать героям сказок выражена, не эмоционально реагирует на поступки действующих лиц, не развито умение вживаться в создаваемый образ, испытывает трудности в выборе наиболее выразительные средства для воплощения, в использовании мимики, жестов

Эксперимент  включал   в   себя     адаптированную   методику  исследования результатов  театрально- игровой деятельности детей  дошкольного возраста Е.А. Антипиной.

 Методика исследования:

  • педагог вносит атрибуты животных и птиц.
  • читает сказку.

•  педагог просит изобразить действия животных с помощью жестов, 
танцевальных импровизаций.

  • педагог знакомит детей с русской народной потешкой, предлагает назвать какие чувства испытывает герой в начале и в конце потешки. Просит изобразить с помощью мимики, жестов.
  • педагог вносит театральную куклу, показывает способы управления ею, объясняет детям, как работают руки кукловода.
  • потешку читает взрослый, затем потешку читает ребенок
  • ребенок импровизирует движения.

Метод: наблюдение, беседа, театрализованная деятельность.

 Оборудование: сцена, атрибуты животных, магнитофон, куклы бибабо.

 Методика проведения:

1.Чтобы выяснить уровень  артистических способностей каждого  ребенка дошкольного возраста необходимо вначале выяснить:

  • Насколько каждый ребенок понял сюжет и образы главных героев сказки (детей просят нарисовать главных   персонажей сказки зайца, лису, медведя)
  • Может ли ребенок создать образ, используя различные средства выразительности (слова, жесты, мимику, движения, куклы различных систем).

Педагог на занятии    прочла сказку    «Сказка про  зайца» (по м/ф «Заяц-симулянт»).   После прочтения сказки детям были заданы вопросы. Вопросы беседы:

  1. Кто из героев вам понравился больше всего?
  2. Не понравился. Почему?

3. Как поступила лиса? Медведь?

4. Что значит выражение симулянт? 
Педагог просит детей нарисовать персонажей.

 

После этого педагог  просит  изобразить  действия животных с помощью жестов, танцевальных импровизаций. Дети активно принимают предложение педагога, с радостью выполняют предложенные задания.

Участвовало 34 ребенка. 17- из группы (ЭГ)- 17- из группы (КГ).

Дети    групп    (ЭГ    и    КГ)    театр посещают    не так часто как хотелось бы в связи с занятостью родителей.

 

Таблица 1 - Опросник по изучению уровня умений в театрализованной деятельности для детей КГ «Колобок»

 

Имя ребенка

Кто из героев вам понравился больше

Не понравился. Почему?

Как поступила лиса, медведь?

Что значит выражение симулянт?

Андреева Арина

Лиса

Заяц обманывает мишку

Лиса хитрая, а медведь нет

Обманщик

Антонова Варя

Заяц

Заяц обманывает мишку

Лиса – правильно, ведь мишку  обманул заяц

Не знаю

Бабинков Олег

Заяц

Заяц обманывает мишку

Они стали друзьями

Не знаю

Баль Рита

Медведь

Заяц, не знаю почему

Лиса поступила плохо. Она обманывает зайчика, а медведь хорошо.

Не знаю

Блакитин Рома

Заяц

Лиса не знаю. Заяц не обманщик

Лиса – обманщица, медведь –  не знаю

Не знаю

Веселова Саша

Медведь

Заяц не плохой

Не знаю

Не знаю

Девятьяров Саша

Лиса

Лиса, потому что она хитрая

Медведь не знаю, лиса - плохо

Не знаю

Дулецкий Алеша

Лиса

Заяц, он обманщик

Медведь правильно, лиса – плохо

Не знаю

Какодей Коля

Медведь

Заяц не знаю, просто так

Не знаю

Обманщик

Кузнецова Лиза

Лиса

Заяц не знаю

Лиса неправильно, и медведь  не правильно

Не знаю

Михалева Маша

Медведь

Лиса, она плутовка, заяц не знаю

Лиса хитрая, а медведь нет

Обманщик

Прокопьев Кирилл

Медведь

Заяц не обманщик

Лиса не правильно, а медведь  – добрый

Тот, кто обманывает наверно

Рябов Миша

Медведь

Не знаю

Лиса умная

Не знаю

Саушкина Настя

Медведь

Заяц не обманщик

Лиса не правильно, медведь тоже не правильно

Не знаю

Сидорова Ангелина

Медведь

Все нравятся

Лиса не правильно, медведь тоже

Не знаю

Филева Настя

Заяц

Медведь

Заяц обманщик

Не знаю

Шумова Соня

Заяц

Медведь

Обманщик заяц

Кто поступает не правильно

Информация о работе Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении