Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
В работе детские учреждения часто сталкиваются с проблемой: как построить деятельность детей так, чтобы она имела развивающий характер? Изучив литературу по психологии и педагогике, можно сделать вывод, что развивающий характер, просто необходим педагогу в своей деятельности. Этот постулат, известный каждому педагогу был выдвинут еще Л.С.Выготским: «Обучение должно приноравливаться не к уровню актуального развития, а к Зоне Ближайшего Развития» [15, 377].
В курсе психологии понятие деятельности взаимосвязано с таким понятием как ведущая деятельность. Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во первых, это такая деятельность, в формировании которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во вторых ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении – процессы отвлеченного мышления. В третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка, так например, ребенок – дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие общественные функции и нормы поведения людей [39, 514].
Организация деятельности – это процесс, характеризующийся вариантами непосредственного или посредственного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно – воспитательном процессе.
Организационная деятельность – деятельность субъекта, которую характеризуют внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автоматизированных частей целого, обусловленная его строением.
Оттолкнувшись от понятия деятельность, можно теперь вполне закономерно обратиться к понятию театрализованная деятельность.
Театрализовать, - зую, - зуешь, - ованный; - приспособить (-соблять) или переделать (-лывать) для представления в театре [49, 976]. Понятие деятельности в специальной литературе трактуется как активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства [34, 336]. Театрализация в обучении – инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени с декорациями и т.п. атрибутами [29, 149].
Е.А.Антипина в
понятие театрализации
На современном этапе интерес к театрализованной деятельности с детьми возрос. Исследователи изучают влияние театрального искусства, его средств на разные стороны личности ребенка, придают особую значимость детскому театру. Ведущими идеями являются творческое деятельное отношение к действительности, гуманистически ориентированные педагогические программы и технологии. В.М.Букатов, Э.А.Верб, Е.Р.Ганелин, А.П.Ершова и др., раскрывают ценностный подход к эстетическому воспитанию средствами искусства, как к процессу, формирующему вкус, чувства, отношение к природе, явлениям и самому себе. Так, Е.Р.Ганелин рассматривает развитие творческой личности с малых лет, описывает опыт работы с маленькими детьми и до подросткового возраста, сохраняя преемственность обучения актера, когда он становится взрослым.
Н.А.Ветлугина
в своих исследованиях
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.
В настоящее время опыт приобщения детей к театральному искусству представлен следующими самостоятельными направлениями:
- профессиональное искусство,
- детский любительский театр
внутри или вне образовательног
- семейный театр (
- театр как учебный предмет
(включение театра и средств
театрализации в качестве
- театральная педагогика, заключающаяся
в профессиональной подготовке
и переподготовке педагогов,
Таким образом, изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.
1.2. Педагогические условия организации
театрализованной деятельности
дошкольников в дошкольном образовательном учреждении
Философский словарь объясняет так: условие - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может [70, 590].
К педагогическим условиям мы относим те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание процесса развития, обучения, воспитания, образования. Заметим при этом, что педагогические условия взаимодействующий комплекс мер в данном процессе, который подготавливает детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
Таким образом, к педагогическим условиям мы относим те условия, которые создаются в ДОУ для успешной организации театрализованной деятельности с дошкольниками. Организация театрализованной деятельности с дошкольниками в ДОУ предполагает наличие следующих педагогических условий:
Первое условие: повышение педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.
Исследование профессиональной компетентности
педагога - одно из ведущих направлений
деятельности целого ряда учёных (В.Н.Веденский,
В.П.Воронцова, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина,
А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская,
Т.И.Шамова).
Долгое время в литературе
существовало отождествление понятий «компетентность» и «компетенция».
В психолого-педагогической литературе
многие авторы характеризуют компетентность
как возможность, способность к чему-либо,
как готовность. Мы разделяем подход А.С.Белкина,
который обозначает «компетенции как
совокупность того, чем человек располагает,
а компетентность - как совокупность
того, чем он владеет». Таким образом, компетенции человек
получает в процессе образования, жизненного
и профессионального опыта, они ближе
к понятийному полю «знаю, как» и подчёркивает
практическую сторону образовательной
деятельности, а компетентность достигается
самим человеком, в результате приобретения
жизненного опыта и личностного самосовершенствования.
Компетентность - это обобщённая способность
к решению жизненных задач благодаря компетенции - знаниям, умению,
опыту, личностным качествам.
Педагогическая компетентность
- высокое и постоянно совершенствуемое
искусство воспитания и обучения, доступное
каждому педагогу, работающему по призванию
и любящему детей. Повышения компетентности
педагога предполагает обогащение информацией,
расширения круга ориентированности в
вопросах организации театрализованной
деятельности. Следующим этапом является
погружение педагога в практическую деятельность,
которая предполагает общение с педагогами
на темы, касающиеся практической организации
воспитательной работы. Исходя из этого,
успешная организация занятий по театрализованной
деятельности с детьми старшего дошкольного
возраста в ДОУ обеспечивают такие факторы
как: периодическое посещение курсов повышения
квалификации; создание творческих мастерских
(в план которых входят проведение неформальных
консультаций, изготовление различных
игрушек, атрибутов с привлечением родителей);
проведение семинаров
по вопросам, раскрывающим целесообразность использования
тех или иных технологий
в работе; консультирование родителей.
Качества профессиональной деятельности педагога при эффективном взаимодействии с детьми:
То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога [5, 6]. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря, которым создается «продукт», отличающийся оригинальностью, уникальностью. Педагог увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей [17, 13]. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми предъявляет к воспитателю ряд требований, прежде всего – развитого профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции [11, 2]. По мнению многих отечественных педагогов – психологов, благодатной почвой для развития творческих способностей есть именно театрализованная деятельность, в процессе которой прививают навыки и умения, воспитываются самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формируется критическое мышление целенаправленность [13, 14].
Было установлено, что подавляющие большинство нововведений, связанных с театрализованной деятельностью, ведет к перегрузке детей информацией и психологической напряженности во время репетиций и выступлений.
Большинство детей равнодушны, безразличны к выполнению заданий педагога, так как образ героя не затрагивает их чувства, не вызывает переживаний, а воспроизведение по образцу жестов, мимики, интонаций становиться для многих детей непреодолимым барьером для выражения собственного отношения к созданию образа. Одним из этих печальных результатов является превращение художественных образцов в застывшие шаблоны [20, 64].
Для решения этих и многих других задач становиться возможным внедрение новейших организационных форм методической работы, как коллективной, так и индивидуальной.
К коллективной форме относятся: семинары и практикумы, научно-практические конференции, различные методы, объединения, методические кабинеты ДОУ.
К индивидуальной форме относятся: стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, индивидуальное самообразование.