Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8

1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14

Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27

2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43

2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!! 22223.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

В работе детские учреждения часто сталкиваются с проблемой: как построить деятельность детей так, чтобы она имела развивающий характер? Изучив литературу по психологии и педагогике, можно сделать вывод, что развивающий характер, просто необходим педагогу в своей деятельности. Этот постулат, известный каждому педагогу был выдвинут еще Л.С.Выготским: «Обучение должно приноравливаться не к уровню актуального развития, а к Зоне Ближайшего Развития» [15, 377].

В курсе психологии понятие деятельности взаимосвязано  с таким понятием как ведущая  деятельность. Ведущей мы называем такую деятельность ребенка, которая  характеризуется следующими тремя признаками. Во первых, это такая деятельность, в формировании которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во вторых ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. Так, например, в игре впервые формируются процессы активного воображения ребенка, в учении – процессы отвлеченного мышления. В третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка, так например, ребенок – дошкольник именно в игре осваивает общественные функции и соответствующие общественные функции и нормы поведения людей [39, 514].

Организация деятельности – это процесс, характеризующийся вариантами непосредственного или посредственного педагогического общения между обучающими и обучаемыми  в учебно – воспитательном процессе.

Организационная деятельность – деятельность субъекта, которую характеризуют внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автоматизированных частей целого, обусловленная его строением.

Оттолкнувшись от понятия деятельность, можно теперь вполне закономерно обратиться к  понятию театрализованная деятельность.

Театрализовать, - зую, - зуешь, - ованный; - приспособить (-соблять) или переделать (-лывать) для представления в театре [49, 976]. Понятие деятельности в специальной литературе трактуется как активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства [34, 336]. Театрализация в обучении – инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени с декорациями и т.п. атрибутами [29, 149]. 

Е.А.Антипина в  понятие театрализации вкладывает свое видение, а именно, творческое начало: театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

      На современном этапе интерес к театрализованной деятельности с детьми возрос. Исследователи изучают влияние театрального искусства, его средств на разные стороны личности ребенка, придают особую значимость детскому театру. Ведущими идеями являются творческое деятельное отношение к действительности, гуманистически ориентированные педагогические программы и технологии. В.М.Букатов, Э.А.Верб, Е.Р.Ганелин, А.П.Ершова и др., раскрывают ценностный подход к эстетическому воспитанию средствами искусства, как к процессу, формирующему вкус, чувства, отношение к природе, явлениям и самому себе. Так, Е.Р.Ганелин рассматривает развитие творческой личности с малых лет, описывает опыт работы с маленькими детьми и до подросткового возраста, сохраняя преемственность обучения актера, когда он становится взрослым.

Н.А.Ветлугина  в своих исследованиях всесторонне  проанализировала возможности детей  в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимно обогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях. 

Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

         В настоящее время опыт приобщения детей к театральному искусству представлен следующими самостоятельными направлениями:

      - профессиональное искусство, адресованное  детям, с общекультурными ценностями (проблемы формирования и развития  зрительской культуры ребенка);

        - детский любительский театр  внутри или вне образовательного учреждения включает этапы личностного развития детей. Возникает потребность определить накопленные теоретические и эмпирические знания по детскому театральному творчеству в специальную дисциплину “детская театральная педагогика” и ввести ее в программы вузов;

      - семейный театр (театрализованные  праздники, капустники, литературные  инсценировки и др.)

      - театр как учебный предмет  (включение театра и средств  театрализации в качестве структурных  элементов предметов в учебные  планы, позволяющее реализовать идеи театрального искусства, применять актерский тренинг в целях развития творчества, социальной компетентности детей);

      - театральная педагогика, заключающаяся  в профессиональной подготовке  и переподготовке педагогов, позволяющая существенно изменить обычный урок, занятие, трансформировать его учебно-воспитательные цели и обеспечить активную познавательную позицию каждого ребенка.

     Таким образом, изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Педагогические условия организации

театрализованной  деятельности

дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

 

Философский словарь  объясняет так: условие - философская  категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без  которых он существовать не может [70, 590].

К педагогическим условиям мы относим те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и обеспечивают наиболее эффективное формирование и протекание процесса развития, обучения, воспитания, образования. Заметим при этом, что педагогические условия взаимодействующий комплекс мер в данном процессе, который подготавливает детей старшего дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Таким образом, к педагогическим условиям мы относим те условия, которые  создаются в ДОУ для успешной организации театрализованной деятельности с дошкольниками. Организация театрализованной деятельности с дошкольниками в ДОУ предполагает наличие следующих педагогических условий:

  1. повышение педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности  дошкольников в ДОУ;
  2. организация развивающей среды, способствующей успешной организации театрализованной деятельности  дошкольников в ДОУ;

Первое условие: повышение педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.

     Исследование профессиональной компетентности педагога - одно из ведущих направлений деятельности целого ряда учёных (В.Н.Веденский, В.П.Воронцова, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, С.Г.Молчанов, Л.А.Петровская, Т.И.Шамова). 
      Долгое время в литературе существовало отождествление понятий «компетентность» и «компетенция». В психолого-педагогической литературе многие авторы характеризуют компетентность как возможность, способность к чему-либо, как готовность. Мы разделяем подход А.С.Белкина, который обозначает «компетенции как совокупность того, чем человек располагает, а компетентность - как совокупность того, чем он владеет». Таким образом, компетенции человек получает в процессе образования, жизненного и профессионального опыта, они ближе к понятийному полю «знаю, как» и подчёркивает практическую сторону образовательной деятельности, а компетентность достигается самим человеком, в результате приобретения жизненного опыта и личностного самосовершенствования. Компетентность - это обобщённая способность к решению жизненных задач благодаря компетенции - знаниям, умению, опыту, личностным качествам. 
      Педагогическая компетентность - высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Повышения компетентности педагога предполагает обогащение информацией, расширения круга ориентированности в вопросах организации театрализованной деятельности. Следующим этапом является погружение педагога в практическую деятельность, которая предполагает общение с педагогами на темы, касающиеся практической организации воспитательной работы. Исходя из этого, успешная организация занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ обеспечивают такие факторы как: периодическое посещение курсов повышения квалификации; создание творческих мастерских (в план которых входят проведение неформальных консультаций, изготовление различных игрушек, атрибутов с привлечением родителей);     проведение    семинаров    по  вопросам, раскрывающим целесообразность     использования  тех  или  иных     технологий  в  работе; консультирование родителей.

Качества профессиональной деятельности педагога при эффективном взаимодействии с детьми:

  1. Физические качества:  выносливость нервно-психической среды, здоровье;
  2. Волевые качества: саморегуляция, готовность нести ответственность, целеустремленность;
  3. Личностные качества: эмоциональность, эмпатия, коммуникативность, оптимизм;
  4. Компетенция педагога: экспрессивная сторона, организаторские способности, дидактические способности;
  5. Модель поведения: имидж, клиентская лояльность, корпоративная приверженность. 

    То, насколько проявляет свои способности ребенок, зависит большей частью от педагога [5, 6]. Если говорить о педагоге, то творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний и умений, благодаря, которым создается «продукт», отличающийся оригинальностью, уникальностью. Педагог увлеченный сам, увлечет и заинтересует детей [17, 13]. Использование театрализованной деятельности в работе с детьми предъявляет к воспитателю ряд требований, прежде всего – развитого профессионального мышления, педагогической рефлексии, осмысленной жизненной позиции [11, 2]. По мнению многих отечественных педагогов – психологов, благодатной почвой для развития творческих способностей есть именно театрализованная деятельность, в процессе которой прививают навыки и умения, воспитываются самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формируется критическое мышление целенаправленность [13, 14].

Было установлено, что подавляющие большинство нововведений, связанных с театрализованной деятельностью, ведет к перегрузке детей информацией и психологической напряженности во время репетиций и выступлений.

Большинство детей равнодушны, безразличны к выполнению заданий педагога, так как образ героя не затрагивает их чувства, не вызывает переживаний, а воспроизведение по образцу жестов, мимики, интонаций становиться для многих детей непреодолимым барьером для выражения собственного отношения к созданию образа. Одним из этих печальных результатов является превращение художественных образцов в застывшие шаблоны [20, 64].

Для решения этих и  многих других задач становиться  возможным внедрение новейших организационных  форм методической работы, как коллективной, так и индивидуальной.

К коллективной форме  относятся: семинары и практикумы, научно-практические конференции, различные методы, объединения, методические кабинеты ДОУ.

К индивидуальной форме  относятся: стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, индивидуальное самообразование.

Информация о работе Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении