Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему – либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант - это врожденная способность, данная богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант – выдающиеся врожденное качество, особые природные способности.
Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данном виде деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящий средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми. Одаренным может быть ребенок, человек, который только еще приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник, инженер, бизнесмен и любой другой, кто своим трудно доказал свою талантливость на деле. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром, как самостоятельное понятие, одаренность отсутствует в словаре Даля и в словаре С.И. Ожегова и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.
Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанный успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек потенциально может быть в чем – то одаренным), способных – тоже немало, но несколько меньше чем одаренных, то талантливых довольно не много, а гениальных – только единицы.
Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по - разному основаниями. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что – то делать, а говоря о таланте, подчеркивается прирожденный характер данного качества человека. Вмести с тем, и способности и одаренность проявляются в успешности деятельности.
В советской психологии, прежде всего трудами С.Л.Рубенштейна и Б.М.Теплова сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность», «талант» по единому основанию – успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей, от которого также зависит возможность успеха в деятельности.
Аспект развития способностей человека, как в детском возрасте, так и в зрелом вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в недавнем прошлом у общества не возникло особой потребности в раскрытии своего творческого потенциала. Одаренные люди как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. Способности человека подразделяют на группы: природно - обусловленные и социально обусловленные способности, общие и специальные способности.
В наше время
ситуация коренным образом
Кроме репродуктивной
деятельности в поведении
Одна способность,
сколько бы развита она не
была, еще не обеспечивает
Творческие способности
– форма деятельности личности,
которая направлена на
Кроме репродуктивной
деятельности в поведении
Таким образом,
в самом общем виде
Дело в том, что мозг ребенка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Однако способности могут формировать только при наличии благоприятных условий. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию – необратимый процесс.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Если приступить к формированию и развитию способностей человека намного позднее того времени, когда у него появляются соответствующие задатки, то способности будут развиваться, однако процесс их развития будет протекать замедленно и с большими трудностями. В итоге способности не достигнут уровня, на котором они могли бы находиться, если процесс их формирования и развития был начат вовремя. Из этого следует, что между проявлением задатков и развитием способностей у человека должно быть временное соответствие, а именно: способности необходимо начинать формировать и развивать, когда у человека впервые стали проявляться соответствующие задатки. Творчество - самое ценное психологическое приобретение дошкольного детства. Ему нельзя прямо научить, но можно создать условия для его формирования.
Приложение № 4
Диагностика развития музыкальных и артистических способностей
у детей дошкольного возраста (Е.А.Антипина)
Восприятие музыки.
1.Эмоциональная отзывчивость на музыку.
2.Определение музыкального жанра.
3.Осознанное восприятие формы музыкального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально-образным содержанием.
Пение.
1. Пение естественным звуком.
2.Чистое интонирование в удобном диапазоне.
3. Пение без музыкального сопровождения.
4.Пение с удовольствием.
Музыка и движение.
1. Выразительность и ритмичность движений.
2. Отражение языка музыки в движении.
3.Достаточный объем танцевальных движений.
4. Эмоциональный
отклик на данный вид
Элементарное музицирование.
1.Устойчивый интерес к музицированию.
2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах.
3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмического рисунка.
4. Чувство ансамбля.
Песенное творчество.
1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).
Танцевалъное творчество.
1.Способность импровизировать в свободном танце.
Приложение № 5
Опросник
для педагогов, направленный на изучение
самоотношения к
Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
1. Любите ли Вы ходить в театр?
2. Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
3. Вам интересна театральная жизнь нашего города?
4. Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни театральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художественный фильм, развлекательную программу?
5. Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
6. Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
7. Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю свою жизнь?
8. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру
актеров?
9. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на литературную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постановку?
10. Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на костюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?
Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда» — 1 балл.
Интерпретация ответов.
Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас
не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к театральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализованной деятельности своих воспитанников.
Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусству, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к театру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное наслаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спектакля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.
Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклонник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального пространства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться театрализованной деятельности.