Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8

1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14

Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27

2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43

2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!! 22223.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 

 

Таблица 2 - Опросник по изучению уровня  умений в театрализованной деятельности   для детей ЭГ «Золотая рыбка»

 

Имя ребенка

Кто из героев вам понравился больше всего?

Не понравился. Почему?

Как поступила лиса, медведь?

Что значит выражении симулянт?

Арсланов Тимур

Лиса 

Заяц обманывает мишку

Лиса хитрая, а медведь нет

Обманщик

Борисовец Ваня

Заяц

 

Лиса – правильно, ведь мишку  обманул заяц

Не знаю

Громова Вика

Заяц

Заяц обманывает мишку

Они стали друзьями

Не знаю

Еремеев Артем

Медведь

Заяц обманывает мишку

Лиса поступила плохо

Не знаю

Зяхор Яна

Заяц

Заяц не знаю почему

Лиса обманывает зайчика, а медведь  хорошо

Не знаю

Калиниченко Паша

Медведь

Заяц, он обманывает всех

Лиса – обманщица, а медведь  не знаю

Не знаю

Кетова Наташа

Лиса

Лиса, не знаю

Не знаю

Медведь – не знаю, лиса – плохо

Тот, кто обманывает наверно

Китман Лиза

Лиса

Заяц, он обманщик

Медведь – правильно, лиса – плохо

Не знаю

Князева Оля

Медведь

Заяц, он плохой

Не знаю

Не знаю

Ломтев Данил

Лиса

Лиса, потому что она хитрая

Лиса хитрая, а медведь – хорошо

Обманщик 

Не знаю

Линник Егор

Медведь

Заяц, он обманщик

Лиса неправильно, медведь не правильно

Не знаю

Михайлова Даша

Медведь

Заяц, не знаю, просто так

Лиса хитрая, а медведь нет

Не знаю

Полетаева Лиза

Медведь

Заяц, не знаю

Лиса не правильно, а медведь  – добрый

Не знаю

Старикова Алина

Медведь

Лиса, она плутовка

Лиса умная

Не знаю

Сырчиков Миша

Медведь

Заяц, не знаю

Они подружились

Не знаю

Хоменко Лена

Заяц

Заяц, он обманщик

Лиса не правильно

Не знаю

Цыганков Олег

Лиса

Не знаю

Лиса хитрая, медведь нет

Не знаю


Сначала   мы    выяснили,    с    помощью диагностики,    исходный   уровень

развития    артистических    способностей дошкольников (34 ребенка).

     

  Таблица 3  - Сравнительные данные уровней развития музыкально-театрализованной деятельности на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Показатели

Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

 

 

Высокий

Средний

Низкий

Высокий

Средний

Низкий

ПОКАЗАТЕ ЛИ

%

ПОКАЗАТЕ ЛИ

%

ПОКАЗАТЕ

ли

%

ПОКАЗАТЕ

ли

%

ПОКАЗАТЕ ЛИ

%

ПОКАЗАТЕ ЛИ

%

Музыкально-театрализованная деятельность

4

3

96

71

36

26

6

4

95

70

35

26


2. Реализация второго условия: развития творческой среды в процессе театрализованной деятельности.

Для определения состояния  творческой   среды на начало эксперимента

необходимо подобрать  уровни, по которым будем учитывать критерии.

Уровни:

Высокий   -  предметно-развивающая     среда     безупречно     соответствует

указанному критерию;

Средний   -  предметно   -   развивающая     среда   соответствует  указанному критерию, за исключением незначительного несовершенства;

Низкий   -   предметно   -   развивающая       среда       содержит

существенные  недочеты, недоработки.

Таблица 4  -  Творческая среда в процессе театрализованной деятельности на начало  эксперимента.

 

№ п\п

Критерии

Выс.

Сред

Низк.

 

1

Наличие помещения, сцены

 

+

 
 

2

Эффективное использование  помещения

   

+

 

3

Наличие, разнообразие костюмов

   

+

 

4

Соответствие   костюмов   размерам детей и их возрасту

   

+

 

5

Задействование    костюмов в течение недели, месяца

 

+

 
 

6

Использование магнитофона, проигрывателя, кассет, дисков течение недели, месяца

+

   
 

7

Наличие декораций к  спектаклю, их возобновляемость

 

+

 
 

8

Наличие кукол  для театра, их возобновляемость

 

+

 
 

9

Соответствие уровня высоты ширмы Росту детей

+

   
 

10

Наличие музыкальных  инструментов, частота их использования

 

+

 
 

11

Учет                                безопасности жизнедеятельности детей

+

   
 

12

Психологическая      и      физическая комфортность для детей и взрослых

 

+

 
 

13

Наличие   наглядного материала и Соответствие его возрасту детей

   

+

 

14

Поддерживается ли интерес  к театрализованной деятельности

 

+

 
 

15

Роль педагога в создании среды

 

+

 
 

16

Включение детей в  создание среды

 

+

 
 

17

Обучение           детей           навыкам проектирования среды

   

+

 

18

Функционирование      и      развитие среды

 

+

 
 

19

Развивающее общение  в предметно-развивающей среде

+

   
 

20

Обогащение      среды      педагогом совместно  с родителями и детьми

 

+

 
 

21

Наличие разнообразных  видов театра

 

+

 
 

22

Организационное                   создание предметно-развивающей среды

 

+

 
 

23

Наличие      разнообразных      видов  материалов,        их        соответствие программе,   по   которой   работает педагог

 

+

 

24

наличие   материалов, стимулирующих творчество ребенка

   

+

25

Наличие материала, обогащающего развитие творческого воображения

 

+

 

26

Наличие материалов, изготовленных руками детей и родителей

   

+


 

Таблица 5 - Сравнительные данные уровней творческой среды на констатирующем этапе эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

Показатели

Критерии соответствующие уровню «отлично»

%

Критерии соответствующие уровню «хорошо»

%

Критерии соответствующие уровню «удовлетворительно»

%

4

15

15

58

7

27


 

Рисунок 1 – Организация творческой среды на констатирующем этапе эксперимента

 

3.Чтобы выяснить   уровень   компетентности каждого  педагога необходимо вначале выяснить: насколько педагог владеет   запасом     слов,        необходимым

в театрализованной деятельности, в какой мере владеет актерским   мастерством

( искусством перевоплощения), каково отношение к детям - терпимое или нет, владеет ли артикуляционными упражнениями, насколько учитывает в работе особенности психики каждого ребенка, знает или нет особенности изготовления атрибутов, оформления ширмы, сцены, какие формы взаимодействия с родителями использует в работе, развито ли взаимодействие с другими специалистами, проявляет ли инициативу, насколько эмоционален, владеет ли методами и приемами, позволяющими активизировать внимание детей, обращается или нет к передовому опыту, соответствует материал возрасту детей или нет, есть обращение   к ЗБР.

Уровни знаний, умений и навыков педагогов: В - высокий; С - средний;  Н -  низкий.

        Характеристика уровней компетентности педагогов:

       Высокий уровень-педагог имеет достаточный тезаурус слов, необходимый в театрализованной деятельности, в совершенстве владеет актерским  мастерством

(искусством перевоплощения), отношение к детям терпимое, владеет артикуляционными упражнениями, учитывает в работе особенности психики каждого ребенка, знает особенности изготовления атрибутов, оформления ширмы, сцены, использует различные формы взаимодействия с родителями, другими специалистами, постоянно проявляет инициативу, эмоционален, владеет методами и приемами, позволяющими активизировать внимание детей, обращается к передовому опыту, материал полностью соответствует возрасту детей, и обращен к ЗБР, привносит свои наработки в работу с детьми.

       Средний уровень- педагог затрудняется в использовании театральных   терминов, в   достаточной мере владеет актерским мастерством (искусством перевоплощения, хотя менее эмоционален, чем хотелось бы), отношение к детям - толерантное, не в полной мере владеет артикуляционными упражнениями, не всегда учитывает в работе знания особенностей психики, знает некоторые особенности изготовления атрибутов, оформления ширмы, сцены, использует не все формы взаимодействия с родителями, другими специалистами, периодически проявляет инициативу, владеет не всеми методами и приемами, позволяющими активизировать внимание детей, довольно редко обращается к передовому опыту, материал соответствует возрасту детей, но не обращен к ЗБР, иногда привносит свои наработки в работу с детьми.

      Низкий   уровень—педагог не владеет достаточным запасом театральных терминов, не владеет актерским мастерством ( искусством перевоплощения, не эмоционален,), отношение к детям - не терпимое, не владеет артикуляционными упражнениями, не учитывает в работе знания особенностей психики, не знает особенности изготовления атрибутов, оформления ширмы, сцены, не использует все формы взаимодействия с родителями и другими специалистами, не проявляет инициативу, не владеет методами и приемами, позволяющими активизировать внимание детей, не обращается к передовому опыту, материал не соответствует возрасту детей, но не обращен к ЗБР, не привносит свои наработки в работу с детьми.

      Участвовало 4 педагога: Мордвинова Т.А., Калинкина-Наглер Е.В. из группы КГ и  Поморцева М.И., Губарева Ж.В. из группы ЭГ.

       Педагоги групп (ЭГ и КГ) - это педагоги 1 квалификационной категории, имеют стаж работы свыше 5 лет.

 

Таблица 6 -  Критерии учета педагогической компетентности на   констатирующем этапе эксперимента

 

Ф.И.О.педагогов

Мордвинова Т.А. (КГ)

Калинкина-Наглер Е.В. (КГ)

 Поморцева М.И . (ЭГ)

Губарева Ж.В.  (ЭГ)

Знание         театральных терминов          (реквизит, мизансцена, пролог)

       

Насколько            педагог владеет          актерскими качествами перевоплощения

       

Как меняется отношение  к    детям    в    процессе эксперимента (терпимое, толерантное, нетерпимое)

       

Владение   технологиями, которые   помогут   детям овладеть            навыками выразительного чтения

       

Владение

артикуляционными

упражнениями

       

Знание        особенностей психологии      детей      в процессе         участия    в театрализованной деятельности

       

Стиль общения с детьми (назидательный,      совет, игровые ситуации)

       

Знание              некоторых особенностей изготовления  атрибутов, оформления           сцены, ширмы

       

Форма   Взаимодействия с родителями (стороннее наблюдение,

консультации,      разовая  помощь,              активное участие     родителей     в спектакле)

       

Взаимодействие             с другими специалистами

       

Проявление инициативы в процессе подготовки к спектаклю

       

Владение           основами движения на сцене

       

Эмоциональный компонент

       

Владение    методами    и приемами, позволяющими активизировать внимание детей.

       

Обращение                      к передовому опыту

       

Насколько соответствует материал возрасту детей, и обращение к ЗБР

       

Привнесение           своих наработок

       

Работа над сценарием:

1. идейность 
(видение прекрасного)

2. заинтересованность

3. новизна 
(интерпретация 
известной сказки)

4. положительный 
эмоциональный 
настрой

5. импровизация

       

 

 

Таблица 7 -  Сравнительные данные уровней педагогической компетентности на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Показатели

Контрольная группа (КГ)

Экспериментальная группа (ЭГ)

 

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

показатели

%

показатели

%

показатели

%

показатели

%

показатели

%

показатели

%

Музыкально-театрализованная деятельность

     6

17

30

83

-

-

      6

17

30

83

-

-


 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Данные уровней педагогической компетентности на констатирующем этапе эксперимента

Из таблицы видно, что на начало эксперимента были подобраны однородные группы педагогов, так как по показателям существенных различий не наблюдается.

Чтобы понять, почему такие  невысокие результаты показали дети, я провела опрос детей. Результат подтвердил мои предположения. Оказалось, что необходимо создать педагогические условия для развития театрализованной деятельности.

Для подтверждения гипотезы в формирующем этапе эксперимента, были созданы   педагогические условия:

  • повышение педагогической компетентности педагогов в организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ;
  • организация развивающей среды, способствующей успешной организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ;

Таким образом, был проведен констатирующий этап эксперимента по изучению педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация  педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Информация о работе Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении