Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………………3

Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8

1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8

1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14

Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27

2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27

2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43

2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ!!!!!!!! 22223.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

 

Формирующий этап эксперимента

Проведем реализацию первого условия: проверка, реализация с детьми педагогических условий организации театрализованной деятельности  дошкольников в ДОУ.

Задачи:

    1. Совершенствовать навыки детей в управлении настольными куклами, способность к созданию образа с помощью кукол настольного театра.
    2. Развивать умение общаться с партнером, желание участвовать в играх – драматизациях, способность импровизировать при создании образа.
    3. Способствовать обогащению лексикона детей, умению различать и передавать эмоции.
    4. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
    5. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений).
    6. Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично.
    7. Побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера постепенно, с учетом индивидуальных особенностей (слушать не перебивая, говорить обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажа и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого – нибудь персонажа.

 

 

Задачи для педагога:

1.Повысить педагогическую компетентность педагогов с помощью проведения семинаров – практикумов, круглых столов.

2.Внедрение  в практику работы с детьми инновации, новые эффективные методики, а также больше учитывать в работе индивидуальные особенности психики ребенка.

Руководителем ДОУ был предоставлен план методической работы по повышению педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников, проведена методическая работа по повышению компетентности педагогов, диагностика музыкальных и артистических способностей дошкольников (См. приложение № 4, 5).

Таблица 8 - План методической работы по повышению педагогической компетентности в организации театрализованной   деятельности дошкольников

 

 

Месяц

Тема

Ответственный

Сентябрь- ноябрь

Семинар- практикум «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

Музыкальный руководитель

Октябрь

Консультация для воспитателей, родителей

Старший воспитатель

Ноябрь

Круглый стол

Педагог - психолог

Декабрь

Экскурсия в театр

Заведующая,

Старший воспитатель

 

воспитатель

Январь

Консультация для воспитателей

Старший воспитатель

Февраль

Приглашение артистов театра

Музыкальный руководитель

Март-май

Семинар- практикум: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Музыкальный руководитель, педагог - психолог

Апрель

Презентация

Старший воспитатель

Май

Круглый стол

Заведующая 


 

Таблица 9  -  План  семинара (сентябрь-ноябрь)

Тема:  Воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности

 

ТЕМА

ПРОГРАММНОЕ РАСКРЫТИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

ЧАСЫ

Психолого – педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Сензитивность, психические процессы, темперамент

0,5

Общая характеристика нравственного  воспитания детей старшего дошкольного  возраста в детском саду (октябрь)

Содержание задач нравственного  воспитания детей

 

0,5

Развитие нравственности в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ (ноябрь)

Механизмы нравственного развития детей дошкольного возраста в  процессе театрализованной деятельности

 

0,5

Круглый стол по итогам семинара (ноябрь)

   

1


 

Таблица 10   -  План  семинара (март - май)

Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников

в театрализованной деятельности»

 

Тема

Программное раскрытие

Ключевые понятия

часы

Теоретические основы развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности

Содержание понятия  творческих способностей

Способности, одаренность, задатки, талант

0,5

Наиболее сенситивный  период для развития творческих способностей (март)

Психолого – педагогическое исследование влияние театра на детей  дошкольного возраста

Сензитивный период

0,5

Развитие способности  в театрализованной деятельности детей  в ДОУ (апрель)

Условия, в которых процесс  развития творческих способностей детей  происходит наиболее благоприятно

 

0,5

Круглый стол по итогам семинара (май)

   

1


 

 

Консультация  для воспитателей.

«Этапы организации и проведения    театрализованной деятельности

детей   старшего дошкольного   возраста   в ДОУ».

Подготовительный этап:

  • Определение темы;
  • Составление плана;
  • Разработка сценария;
  • Подбор, анализ и приобретение литературы; Определение методов и приемов;

•  Проведение бесед с детьми, предварительная беседа по сюжету сказки;   

•  Подготовка    дидактического    и    раздаточного    материала,    атрибутов, реквизитов;

• Определение участников; 
    •  Распределение ролей;

• Определение места, времени, даты проведения;

• Решение организационных вопросов;

• Коррекционный этап:

• Подготовка оформления;

• Подготовка и проверка оборудования и технических средств;

• Репетиция;

• Корректировка сценария;

• Генеральная репетиция;

• Объявление;

•Приглашение зрителей, гостей.

Основной  этап:

• Оформление зала;

• Установка оборудования, технических средств; 
    • Проведение театрализации;

• Анализ проведенного мероприятия (самоанализ);

• Возможно обсуждение коллегами, гостями;

  • Разработка методических рекомендаций;
  • Распространение опыта работы (проведения мероприятия);

    • Обобщение опыта работы;

    • Написание доклада к семинару.

На данном этапе следует  в первую очередь рассмотреть  три основных фактора, которые призваны обеспечить вашему докладу стройную форму, ясный стиль и привлекательный характер: структура, язык, способ представления. Вы должны придать своей работе нужную форму, и оптимально расположить ее составные части. Ясная структура поможет читателю легче воспринимать материал. Кроме того, план построения работы позволит вам самим организовать его в логической последовательности. Стандартная схема построения доклада такова: обложка, на которой делаются пометки проверяющих, титульный лист, собственно содержание; краткое изложение; цели и задачи; изложение характера исследований и рассмотренных проблем, гипотезы, спорные вопросы; источники информации, методы сбора и анализа данных, степень их полноты и достоверности; анализ и толкование; выводы и оценки; библиография и приложения. Сначала сконцентрируйтесь на написании сути и основного содержания доклада. Речь идет о предисловии, собственно фактологической части и выводах. Затем переходите к остальным разделам. Предлагаем вам следующий порядок написания доклада. Анализ и толкование. В этой части вы описываете полученные в процессе работы результаты. Материал должен быть логически подобран, рассортирован и представлен по пунктам:

1) результаты анализа;

2) ваше толкование полученных результатов.

 

Тематический   педагогический   совет.

Подготовка:

       1. Тематический контроль «Состояние организации   занятий    по      театра-

         лизованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ».

  1. Обобщение опыта работы педагога Мордвиновой Т.А.   по организации занятий театрализованной деятельностью в старшем дошкольном возрасте.
  2. Выставка « Совместная деятельность ребенка и педагога в процессе организации занятий по театрализованной деятельности», отчет по самообразованию воспитателей.

     4.    Конкурс на лучшее оформление театрального уголка.

  1.     Подбор ситуационных задач.
  2.   Консультация на тему «Как правильно оформить свой доклад на семинаре».
  3.    Самостоятельное изучение литературы.

Повестка дня.

 

  1. Итоги тематического контроля и конкурса на лучшее оформление театрального     уголка.
  2. Из опыта работы воспитателей. ( Результаты работы по программе воспитателей старших групп.)
  3. Решение ситуационных задач.
  4. Самооценка работы   педагогов.
  5.   Обзор литературы по вопросам организации занятий  театрализованной   деятельностью с детьми старшего дошкольного возраста, имеющейся  в методическом кабинете.

 

Решение:

  1. В целях выполнения положений раздела «Развитие творчества детей в театрализованной деятельности » оборудовать в группах театрализованные уголки.
  2. Пополнить уголки  новыми атрибутами и костюмами.

 

  1. Продумать работу с родителями по вопросам изготовления костюмов и атрибутов к спектаклям.
  2. Составить перечень экскурсий в театры.
  3. Пригласить артистов театра в ДОУ.

 

Проверим реализацию второго условия: организацию развивающей среды, способствующей успешной организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.

   Развивающая среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом учитываются: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.

      Проектирование  зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения развивающей среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

      Театрализованные  занятия включают разыгрывание  сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

 Схема занятия: введение в  тему, создание эмоционального настроя; театрализованная деятельность (в разных формах); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

      Приемы, направленные на развитие уверенности  ребенка в себе, социальных навыков поведения: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети тащат любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

      Проблему  нехватки ролей решает подгрупповая организация занятий (10-12 чел.), парное проигрывание ролей, введение дополнительных ролей.

      Использование  театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:

      - единства  социально-эмоционального и когнитивного  развития;

      - насыщения  этой деятельности интересным  и эмоционально-значимым для детей  содержанием;

      - постепенности  и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

      - наличия  интересных и эффективных методов  и приемов работы с детьми;

      - совместного  участия в данном процессе  детей и взрослых (педагогов и родителей).

  Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.

      Представленные игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности). Технология учитывает психологическую комфортность, предполагающую: снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.

Информация о работе Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении