Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 10:50, дипломная работа
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по состоянию проблемы;
- проверить эффективность педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательной учреждении
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава I Теоретические основы организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………8
1.1. Анализ психолого – педагогической литературы по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ……………………………………………………………………………….8
1.2. Педагогические условия организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………………………..14
Глава II Опытно – экспериментальная работа по организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..27
2.1. Изучение организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..27
2.2. Реализация педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении ………..43
2.3. Анализ организации театрализованной деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении …………………………………………..53
Заключение ……………………………………………………………………….63
Список литературы ………………………………………………………………66
Приложение …………………………………………………………………….....72
Формирующий этап эксперимента
Проведем реализацию первого условия: проверка, реализация с детьми педагогических условий организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.
Задачи:
Задачи для педагога:
1.Повысить педагогическую компетентность педагогов с помощью проведения семинаров – практикумов, круглых столов.
2.Внедрение в практику работы с детьми инновации, новые эффективные методики, а также больше учитывать в работе индивидуальные особенности психики ребенка.
Руководителем ДОУ был предоставлен план методической работы по повышению педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников, проведена методическая работа по повышению компетентности педагогов, диагностика музыкальных и артистических способностей дошкольников (См. приложение № 4, 5).
Таблица 8 - План методической работы по повышению педагогической компетентности в организации театрализованной деятельности дошкольников
Месяц |
Тема |
Ответственный |
Сентябрь- ноябрь |
Семинар- практикум «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» |
Музыкальный руководитель |
Октябрь |
Консультация для воспитателей, родителей |
Старший воспитатель |
Ноябрь |
Круглый стол |
Педагог - психолог |
Декабрь |
Экскурсия в театр |
Заведующая, Старший воспитатель
воспитатель |
Январь |
Консультация для воспитателей |
Старший воспитатель |
Февраль |
Приглашение артистов театра |
Музыкальный руководитель |
Март-май |
Семинар- практикум: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» |
Музыкальный руководитель, педагог - психолог |
Апрель |
Презентация |
Старший воспитатель |
Май |
Круглый стол |
Заведующая |
Таблица 9 - План семинара (сентябрь-ноябрь)
Тема: Воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности
ТЕМА |
ПРОГРАММНОЕ РАСКРЫТИЕ |
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ |
ЧАСЫ |
Психолого – педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста |
Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста |
Сензитивность, психические процессы, темперамент |
0,5 |
Общая характеристика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в детском саду (октябрь) |
Содержание задач |
0,5 | |
Развитие нравственности в процессе театрализованной деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ (ноябрь) |
Механизмы нравственного развития детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности |
0,5 | |
Круглый стол по итогам семинара (ноябрь) |
1 |
Таблица 10 - План семинара (март - май)
Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников
в театрализованной деятельности»
Тема |
Программное раскрытие |
Ключевые понятия |
часы |
Теоретические основы развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности |
Содержание понятия творческих способностей |
Способности, одаренность, задатки, талант |
0,5 |
Наиболее сенситивный период для развития творческих способностей (март) |
Психолого – педагогическое исследование влияние театра на детей дошкольного возраста |
Сензитивный период |
0,5 |
Развитие способности в театрализованной деятельности детей в ДОУ (апрель) |
Условия, в которых процесс развития творческих способностей детей происходит наиболее благоприятно |
0,5 | |
Круглый стол по итогам семинара (май) |
1 |
Консультация для воспитателей.
«Этапы организации и проведения театрализованной деятельности
детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
Подготовительный этап:
• Проведение бесед с детьми, предварительная беседа по сюжету сказки;
• Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизитов;
• Определение участников;
• Распределение ролей;
• Определение места, времени, даты проведения;
• Решение организационных вопросов;
• Коррекционный этап:
• Подготовка оформления;
• Подготовка и проверка оборудования и технических средств;
• Репетиция;
• Корректировка сценария;
• Генеральная репетиция;
• Объявление;
•Приглашение зрителей, гостей.
Основной этап:
• Оформление зала;
• Установка оборудования,
технических средств;
• Проведение театрализации;
• Анализ проведенного мероприятия (самоанализ);
• Возможно обсуждение коллегами, гостями;
• Обобщение опыта работы;
• Написание доклада к семинару.
На данном этапе следует в первую очередь рассмотреть три основных фактора, которые призваны обеспечить вашему докладу стройную форму, ясный стиль и привлекательный характер: структура, язык, способ представления. Вы должны придать своей работе нужную форму, и оптимально расположить ее составные части. Ясная структура поможет читателю легче воспринимать материал. Кроме того, план построения работы позволит вам самим организовать его в логической последовательности. Стандартная схема построения доклада такова: обложка, на которой делаются пометки проверяющих, титульный лист, собственно содержание; краткое изложение; цели и задачи; изложение характера исследований и рассмотренных проблем, гипотезы, спорные вопросы; источники информации, методы сбора и анализа данных, степень их полноты и достоверности; анализ и толкование; выводы и оценки; библиография и приложения. Сначала сконцентрируйтесь на написании сути и основного содержания доклада. Речь идет о предисловии, собственно фактологической части и выводах. Затем переходите к остальным разделам. Предлагаем вам следующий порядок написания доклада. Анализ и толкование. В этой части вы описываете полученные в процессе работы результаты. Материал должен быть логически подобран, рассортирован и представлен по пунктам:
1) результаты анализа;
2) ваше толкование полученных результатов.
Тематический педагогический совет.
Подготовка:
1. Тематический контроль «Состояние организации занятий по театра-
лизованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ».
4. Конкурс на лучшее оформление театрального уголка.
Повестка дня.
Решение:
Проверим реализацию второго условия: организацию развивающей среды, способствующей успешной организации театрализованной деятельности дошкольников в ДОУ.
Развивающая среда обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования, при этом учитываются: индивидуальные социально-психологические особенности ребенка; особенности его эмоционально-личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности; любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; возрастные и полоролевые особенности.
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения развивающей среды: обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; организация «зон приватности»; предоставление права и свободы выбора; создание условий для моделирования поиска и экспериментирования; полифункциональность использования помещений и оборудования; возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Схема занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя; театрализованная деятельность (в разных формах); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Приемы,
направленные на развитие
Проблему нехватки ролей решает подгрупповая организация занятий (10-12 чел.), парное проигрывание ролей, введение дополнительных ролей.
Использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребенка становится возможным при выполнении следующих условий:
- единства
социально-эмоционального и
- насыщения
этой деятельности интересным
и эмоционально-значимым для
- постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- наличия
интересных и эффективных
- совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
Представленные игры базируются на креативном принципе в обучении и воспитании (максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности). Технология учитывает психологическую комфортность, предполагающую: снятие стрессообразующих факторов; раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности; развитие мотивов – игра и обучение не должны быть из-под палки, внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого, внутренние мотивы должны включать мотивацию успешности, продвижения вперед.