Технология социально-педагогической работы в социуме

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Основным объектом работы социального педагога служит человек. Это так же очевидно, как и то, что работа в социуме изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального педагога является всё тот же человек, понимаемый как личность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Технология как социальный феномен…………...…………………….5
Технологии социально-педагогической работы…………………….13
Универсальные технологии социально-педагогической работы..…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………….27Список используемой литературы…………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая педагогическая.docx

— 67.38 Кб (Скачать)

2.По уровню социальной  деятельности:

- глобальные социальные  технологии, используемые в масштабах  всего человечества;

- региональные социальные  технологии, дающие эффект при  решении проблем в условиях  конкретного региона;

- национальные социальные  технологии, основанные на особенностях  национальных традиций, психологии  менталитета и т.п.;

- государственные, позволяющие  решать социальную проблему в  пределах конкретного государства;

- муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых  задач:

- функциональные социальные  технологии, предназначенные для  обеспечения результативного функционирования  существующих социальных систем  в различных сферах общественной  жизни;

- инновационные социальные  технологии, направленные на обеспечение  оптимального перехода различных  социальных систем в иное качество;

- технологии разрешения  социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать  наиболее оптимальные пути и  методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия  на социальные процессы:

- формирующие социальные  технологии, позволяющие создать  новый социальный объект;

- стимулирующие социальные  технологии, предметом воздействия  которых являются отдельные стороны  процесса функционирования данного  объекта;

- сдерживающие социальные  технологии, определённым образом  регулирующие процесс функционирования  социального объекта;

- разрушающие соц. технологии, результатом действия которых  становится исчезновение социального  объекта в целом или какой-либо  его части.

5. По характеру и содержанию  используемых средств:

- организационно-распорядительные  и административные социальные  технологии;

- социально-правовые технологии;

- медико-социальные технологии

- психологические технологии;

- педагогические технологии  и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

- социальные технологии, ориентированные на созидание;

- социальные технологии, ориентированные на изменение  или исправление условий протекания  процесса;

- социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.1

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная

функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий нбх как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии. В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

- изменения в сознании  и психологии субъекта (педагогические  технологии);

- изменения в определённых  участках социальной структуры  и социальных организациях (управленческие  технологии);

- изменения в системе  субъект-объектных отношений (макроэкономические  преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

  1. Технологии социально-педагогической работы.

 

Социальная педагогика, являющаяся, по сути и назначению “личностной службой помощи людям”, опирается в своём становлении и развитии не на какую-либо одну, а на определенную совокупность наук и накопленный опыт практической социокультурной, правовой, социально-психологической, медико-оздоровительной, реабилитационно-психотерапевтической и др. поддержки личности. При этом эффективность влияния социальных наук на реальные механизмы и модели практической работы (с конкретным человеком, группами, категориями людей) определяется наличием в них именно педагогического компонента , который выступает фундаментом и одновременно средством реализации теоретического потенциала этих наук, без которого последние теряют свою прикладную значимость, не имеют реальных путей влияния на социальную практику в процессах взаимодействия личности и общества.

В любой научной или профессиональной практической деятельности есть совокупность приемов и средств, с помощью которых исследуется и преобразуется действительность в соответствии с поставленными задачами. Это – совокупность методов и технологий.

Все исследовательские технологии в социальной педагогике (от диагностических до преобразовательных и эксперимента) подчинены решению конкретно сформулированных проблем педагогического характера, принятым критериям истины и ориентированы на предмет и объект знания данной отрасли.

В социальной педагогике используется комплекс научно-исследовательских методик. Можно выделить следующие подгруппы:

1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, проектирование, экстраполяция.

2. Общенаучные методы: анализ  литературных источников; теоретический  анализ и синтез социально-педагогических  исследований; наблюдение (в естественных  условиях, при моделировании ситуаций, в процессе тестирования, совместных  мероприятий и др.); изучение и  обобщение опыта; эксперимент; метод  экспертных оценок.

3. Исторические методы: сравнительно-исторический  метод (для установления закономерности, повторяемости исторических процессов), генетический метод (выявление происхождения, причин и стадий изучаемого  явления), структурный метод (установление  связей отдельных элементов со  всей системой) и другие.

4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социометрия; мониторинг (постоянное отслеживание  ситуаций в фокусе их изменений, с прогнозированием этих изменений  на определенную перспективу); метод  комплексного социального (психосоциального) моделирования и др.

5. Психологические методы  применение бланковых и аппаратурных  тестов (индивидуальных и групповых).

6. Методы математической  статистики (линейный и факторный  анализ, процентное распределение, ранжирование).

7. Педагогические методы  воспитания и воспитательной  работы: убеждение, разъяснение, совет, опора на положительный пример, использование общественного мнения  и прогрессивных традиций учреждения, социума, этноса, педагогическое стимулирование  активности личности по решению  возникающих проблем, использование  таких мощных социально-педагогических  инструментов воспитания, как труд, спорт, игра, благотворительная деятельность, психолого-педагогическое просвещение  и консультирование, педагогический  консилиум специалистов для комплексной  диагностики проблемы ребенка, а  также методы организационно-педагогической  деятельности (диагностирование, проектирование, планирование, координирование, анализ, текущий, промежуточный и итоговый  контроль, инструктирование и др.).2

Источниками исследования, таким образом, выступают: документы, книги, журналы, газеты; люди, дети, социальные, научные работники, преподаватели, семьи и др.; технико-информационные системы-радио, телевидение, компьютерные сети; традиции учреждений, опыт работы социального работника и др.

Сегодня профессию “социальная педагогика” представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор. Социальные педагоги и работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и др.). Работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, престарелыми и др.), либо в определенный учреждениях (социальный педагог в школе, социальный работник на производстве). В специфических сферах микросреды (социальный работник на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстренных ситуациях, организация социальной работы). Понятно, что каждая специализация требует своего комплекса методов и средств.

Если основой для классификации преобразовательных методов социальной работы взять характеристику способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности, то специалисты выделяют три основные группы методов социальной работы: 1) социально-экономические, 2)организационно-распорядительные, 3) психолого-педагогические.

Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты по социальной работе оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов.

Основными организационно-распорядительными методами являются: регламентирование, нормирование и инструктирование, подбор и расстановка кадров, метод требований, критики и самокритики, контроль, проверку исполнения и т.д.

Группа психолого-педагогических методов характеризуется косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм регуляции его самочувствия и поведения. В группу психолого-педагогических методов входят: убеждение, социологические исследования, наблюдение, социально-психологический диагноз, использование обычаев, традиций и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Универсальные технологии социально-педагогической работы.

 

Социальная диагностика.

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика. Необходимость овладения навыками социальной диагностики обусловлена рядом обстоятельств.

Во-первых, субъект, будь то отдельный человек, группа или организация, не всегда имеет чёткие и, главное, адекватные представления о причинах возникших у него проблем. Процесс социальной диагностики направлен как раз на то, чтобы вскрыть реальные, истинные причины конкретного осложнения или проблемы.

Во-вторых, в ряде случаев внешнее выражение проблемы, с которой сталкивается субъект, не совпадает с её внутренним, сущностным содержанием. Попытка изменить эти внешние проявления без глубокого проникновения в суть проблемы, могут не только осложнить процесс её решения, но и создать новые, более сложные и тяжёлые затруднения, как для самого ребёнка, так и для его родителей и тех людей, которые находятся в его ближайшем окружении (педагоги, друзья).

В-третьих, в процессе социальной диагностики появляется возможность не только вскрыть определённые проблемы, затрудняющие процесс социального и личностного функционирования субъекта, но и выстроить их определённую иерархию, определив, какие проблемы для субъекта имеют первостепенное значение и почему.

Социальная терапия.

В процессе осуществления социальной диагностики и постановки социального диагноза выявляется тот комплекс причин, которые обуславливают существование и функционирование проблемного комплекса конкретного человека, группы или организации. На уровне повседневного, обыденного сознания наличие какого-либо диагноза предполагает осуществление процедур и мероприятий, которые мы называем лечением. Аналогичная ситуация складывается и вокруг социального диагноза. Его наличие предполагает, что необходимо осуществить «социальное лечение». Это направление деятельности в теории и практике социальной работы получило название социальная терапия.

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации. Из этого определения следует, что социальная терапия - это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект.

Исходя из многоуровневой структуру общества, можно предложить следующую структуру социально-терапевтической деятельности как целостного явления:

- макроуровень, предполагающий  решение проблем общества как  единого объекта воздействия;

- мезоуровень, связанный с решением проблем конкретного социального слоя, группы, класса и т.п.;

Информация о работе Технология социально-педагогической работы в социуме