Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 11:55, курсовая работа
Основным объектом работы социального педагога служит человек. Это так же очевидно, как и то, что работа в социуме изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального педагога является всё тот же человек, понимаемый как личность.
Введение…………………………………………………………………….3
Технология как социальный феномен…………...…………………….5
Технологии социально-педагогической работы…………………….13
Универсальные технологии социально-педагогической работы..…………………………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………….27Список используемой литературы…………………………………...29
- микроуровень, на котором
возможно решение проблем
Социально-терапевтическая деятельность как часть профессиональной деятельности социальных работников может быть успешно организована и осуществлена именно на микроуровне её организации. Два других уровня этой деятельности являются сферой реализации социальной политики.
Однако, большинство социальных и личностных проблем позволяют использовать для своего решения хорошо известные и давно зарекомендовавшие себя как эффективные и результативные методы и подходы, основные из которых:
1.Административные. Характерными особенностями является, жёсткое следование формальным нормам и правилам, (законы, инструкции, положения и т.п.); система административных методов социальной терапии.
2.Экономические методы. Данная
группа методов социальной
предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта.
3.Психолого-педагогические
методы. В отличие от административных
и экономических методов
Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов.
Рассматривая социальную работу в системе методов социальной терапии, можно утверждать, что она является одним из универсальных методов решения социальных проблем, который предполагает комплексное использование всех вышеназванных методов. При этом, основной целью социально-терапевтического воздействия является решение тех проблем, которые затрудняют процесс социального или личностного функционирования субъекта.
К функциям социальной терапии можно отнести:
1.Социальное «лечение», предполагающее
оказание клиенту необходимой
поддержки и помощи в решении
его проблем; в этом случае
социальный работник может
2.Социальная защита, направленная
на отстаивание интересов
3.Социальное развитие, способствующее
выявлению скрытых или
В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии:
1.Индивидуальная,
2.Групповая,
3.Семейная,
4.Трудовая терапия,
5.Терапия самовоспитания,
6.Дискуссионная терапия
Как было отмечено выше, методы социальной терапии – это, прежде всего, методы решения различных социальных и личностных проблем человека, группы или коллектива. Эти методы могут с успехом применяться как социальными работниками, так и другими специалистами, работающими в социальной сфере. Однако, в практике социальной работы на протяжении её вековой истории сложилась собственная система методов и форм воздействия, которые можно рассматривать как специфические методы социальной терапии в практике социальной работы.
Социальная профилактика.
Анализ сущности и содержания технологий социальной диагностики и социальной терапии позволяет сделать вывод о том, что в первом случае речь
идёт о выявлении и постановке конкретной проблемы или комплекса проблем, препятствующих процессу полноценной жизнедеятельности человека, группы или коллектива. Во втором случае предполагается принятие мер, направленных на полное или частичное разрешение проблем и оптимизацию процесса жизнедеятельности субъекта. Не будет ошибкой предположить, что соц. диагностика и соц. терапия являются важнейшими составными частями деятельности по социальной поддержке и защите.
Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата.3
Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.
1.Медико-социальные - создание
необходимых условий для
2.Организационно-
3.Правовые - разработка и
создание соответствующей
4.Педагогические - формирование
у социальных субъектов
5.Экономические - направлены
на поддержание достойного
6.Политические - создание
в обществе эффективной
Социальная реабилитация.
Одной из важнейших задач соц. работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин.
Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне организованный процесс.
Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социально-реабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:
1.Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:
- возрастные изменения;
- природные, техногенные или экологические катастрофы;
- тяжёлые заболевания или травмы;
- социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт,
рост национальной напряжённости и т.п.).
2.Субъективные или личностно обусловленные:
- изменение целей, интересов
и ценностных ориентаций
- девиантные формы поведения и др.
К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:
- здравоохранения;
- образования;
- профессиональной подготовки и переподготовки;
- средства массовых
- организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
- общественные и
Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости.
И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
В зависимости от характера и содержания социальных или личностных проблем, в которые вовлекаются люди, как по собственному желанию, так и
помимо его, и содержания задач, которые необходимо решить, применяются
следующие основные виды социальной реабилитации.
1.Социально-медицинская.
2.Социально-психологическая.
3.Социально-педагогическая.
4.Профессиональная и трудовая.
5.Социально-средовая.
Социальная адаптация.
Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом, сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии, социологии, экологии и т.п. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.
В определённом смысле слова, процесс человеческой жизни можно свести к необходимости постоянно решать проблему «вживания» в новые системы социальных отношений, группы, системы ценностей и т.п. Это происходит, в первую очередь, в силу динамичного характера социальной жизни, приводящего к постоянным изменениям среды жизнедеятельности человека.
В самом общем виде понятие «социальная адаптация» можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.
Социальное консультирование.
Современное общество и протекающие в нём процессы ставят перед человеком целый ряд проблем, с которыми не сталкивались даже его ближайшие предшественники. Это обусловлено такими факторами, как ускорение темпов социальной мобильности, принципиальное изменение базовых норм и ценностей общества, ускорение темпов его урбанизации, расширение ценностно-нормативных границ человеческого поведения и деятельности, рост уровня социальной автономности личности и т.п. Перечисленные и многие другие факторы, ставят большинство людей перед необходимостью выбирать какой-либо единственный способ решения социальной или личностной проблемы из множества возможных, каждый из которых существенно отличается от других. В настоящее время в теории и практике соц. работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования
1.Функциональный, обеспечивающий
клиента практическими
2.Профессиональный, при нём
консультирование
Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.
1.Рефлексивное
2.Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация – программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист.
3.Технологическое
4.Прогностическое
1.Принципы организации социального консультирования.
1.1.Принцип анализа подтекста
1.2.Принцип отказа от конкретных рекомендаций
1.3.Принцип системности
1.4.Принцип уважения личности клиента
Информация о работе Технология социально-педагогической работы в социуме