Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 

Жесты, связанные с одеванием  и обуванием, носят практический характер. Их отработку и закрепление  лучше всего осуществлять во время  режимных моментов (приход в класс  и уход домой), на музыкальных занятиях (переодевание в костюмы для праздников).

 

Восприятие окружающего  мира выражается через соответствующие  реакции — эмоции и ощущения. Всё то, что мы видим, слышим, к  чему прикасаемся, сопровождается выражением различных эмоций. Для передачи эмоций и ощущений используются такие жесты, как «хороший», «плохой», «жарко», «холодно», «улыбаться», «грустить», «плакать», «тихо» («тишина»). Все они являются имитацией движений, которые выполняются в соответствующей ситуации.

Жест «хороший» — поглаживание головы. Движение выполняется, когда  ребёнка хвалят, благодарят за что-то, проявляют нежность или ласку (при  этом надо учитывать, что не нее дети любят прикосновения к ним).

 

Жест «плохой» — движение указательным пальцем руки, имитирующее  движение «погрозить пальцем». Этот жест также является простым и знакомым. В жизни мы часто используем его, когда хотим показать ребёнку, что  он сделал что-нибудь не так.

 

Жест «жарко» — кистью руки выполняются помахивающие движения (как будто в руках веер).

 

Жест «холодно» — двумя  руками движением крест накрест обхватывается тело (имитация движения, когда человек, замерзая от холода, пытается согреться).

 

Жест «улыбаться» —  указательными пальцами или обеими руками дотронуться уголков рта  и слегка растянуть их в стороны (повторение движений мышц лица при  улыбке).

 

Жест «плакать» — указательным пальцем одной руки (можно двумя  руками) провести от глаза вниз по щеке, показывая, как капают слёзы, когда  человек плачет.

 

Жест «тихо (тишина)» —  общепринятый жест, указательный палец  прикладываем к губам. Если это движение выполнить трудно из-за двигательных ограничений детей, то жест можно  показывать по-другому: прикрыть рот  всей ладонью.

 

Приведённые выше жесты отражают простые и доступные эмоции и  ощущения. Кроме этого, при демонстрации того или иного жеста всегда участвует  мимика, и, работая над жестами, мы развиваем также мимические навыки детей.

 

Для того чтобы понять окружающий мир, необходимо понимать процессы и  явления, происходящие в нём. Учащимся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью понимание! этих процессов даётся очень  сложно. Тем не менее самые яркие, характерные явления и сезонные изменения в природе в определённом объёме могут ими восприниматься.

 

Жест «дождь» — пальцем  одной руки стучим по тыльной стороне  ладони другой руки, имитируя стук капель (капкап-кап).

 

Жест «снежок (снежки)»  имитирует игру в снежки зимой. Педагог  с детьми повторяет действия, которые  выполняют, когда из снега лепят  снежок. Для того чтобы повторить  и закрепить этот жест, можно:

–        в  зимнее время во время прогулки лепить снежки (самый лучший пример и образец);

 

–        делать снежки из бумаги (сминать в комок);

 

–        играть с небольшими клубочками.

 

Для учащихся с тяжёлой  интеллектуальной недостаточностью изучение животных и птиц ограничивается представителями  нашей полосы: медведь, лиса, заяц, кот, рыба, петух, курица, цыплёнок.

 

Жест «заяц» — пальцы обеих рук прикладываем к голове так, чтобы получились «заячьи уши».

 

Жест «рыба» — ладони обеих рук соединяем вместе и  совершаем волнообразные движения, повторяющие движения рыбы в воде.

 

Жест «кот»: при показе опираемся на один признак — усы. Одним пальцем или несколькими (зависит от двигательных возможностей) над верхней губой «рисуем» усы. Во время показа можно использовать звукоподражание «мяу».

 

Жесты «медведь» и «лиса» представляют собой подражание походке  или повадке данных животных. Так, медведь тяжело переступает с  ноги на ногу при ходьбе, а лиса крадётся. В отличие от всех предыдущих жестов эти показывают не столько руками, сколько всем телом. Для такой  работы необходим уже некоторый  двигательный опыт. Жесты, обозначающие животных, можно использовать для  инсценировок мм музыкальных занятиях, физкультминутках, в подвижных играх и т. д.

 

Можно обучать детей жестам, обозначающим транспорт. Здесь также  используется имитация.

 

Жест «машина». Для изображения  машины имитируют и ращение руля. Закрепляют жест в игре «Водитель  автобуса» или «Водитель машины». При выполнении этого жеста у  учащихся могут возникнуть трудности  с совместным движением обеих  рук. Чтобы избежать этого, можно  предварительно поднимать руки вверх  и опускать вниз, махать флажками одновременно и поочерёдно, доставать что-нибудь с полки то одной рукой, то другой.

 

Жест «поезд». Имитируют  вращательные движения колёс (днижения двумя руками можно делать синхронно или поочередно). Во время выполнения жеста дети могут произносить (при: возможности) «ту-ту».

Жест «самолёт». При показе этого жеста изображают с помощью  рук крылья самолёта. Руки расставлены  в стороны, движение можно сопровождать звуком «у-у-у».

 

Накопленный двигательный опыт позволяет показывать жестами школьные принадлежности, отдельные действия и трудовые операции.

 

Жест «писать» — одним  пальцем или щепотью выполняют  движение, похожее на письмо.

 

Жест «ножницы» — дети имитируют движение ножниц: указательный и средний пальцы попеременно  разводят и соединяют, как будто  это режущие части ножниц. Этот жест хорошо закрепляется на уроках по предметно-практической деятельности при работе с тканью или бумагой.

 

Жест «книга» — ладони обеих рук надо сложить вместе и затем раскрыть, как раскрывается книга. Жест удобно закреплять во время  чтения книг.

 

Жест «часы» — пальцем  одной руки показываем на запястье другой руки место, где обычно люди носят часы. Жест отрабатывают в  течение дня.

 

К жестам, которые отражают школьные принадлежности, можно отнести  жесты, обозначающие некоторые качественные характеристики предметов: высокий-низкий, широкий-узкий Они выполняются одной или двумя руками.

 

Жесты, «высокий», «низкий» — чтобы показать высоки: предмет, руку поднимают вверх (на уровень головы); чтобы показать низкий предмет, руку опускают вниз.

 

Жесты «широкий», «узкий»  — если показывают широкий предмет, руки разводят в стороны тыльной  стороной ладони внутрь (расстояние между  ладонями примерно равно ширине плеч); если показывают узкий предмет, то ладони приближают друг к другу, оставляя между  ними небольшое расстояние.

 

Жест «смотреть». При показе используется указательны! жест на глаза и произносится соответствующая инструкция; «Смотри». Обычно этот жест сопровождается дополнительным указательным жестом на то, куда нужно смотреть: «Смотри на меня», «Смотри на машинку» и т. д.

 

Жест «слушать» — ладони «ракушкой» располагают возле уха, как бы показывая, что нужно прислушаться. Жесты «собирать в», «доставать из» показывают действия, совершаемые с игрушками, счётным материалом, место хранения которых какая-либо ёмкость (коробка, контейнер). Детям показывают, что предметы нужно достать из чего-то или собрать во что-то. Этими жестами сопровождают действия ребёнка во время игры или урока.

 

Жесты «расстёгивать», «застёгивать». Легче всего имитировать действия расстёгивания и застёгивания молнии. Одной рукой совершается движение вверх или, соответственно, вниз. Эти  жесты хорошо закрепляются во время  одевания и раздевания, когда ребёнок  приходит или уходит домой, собирается на прогулку.

 

Жест «танцевать». Под  музыку дети могут совершать покачивающиеся движения, повороты.

 

Жест «вытирать» — имитация движения вытирания пыли, крошек со стола.

 

Жест «подметать» имитирует  процесс подметания пола веником  или метлой.

 

Жест «копать» — имитация движения лопаты во время копания.

 

Общение на основе использования  символов. Вторым компонентом репродуктивного  этапа является общение на основе использования символов. В системе  невербальной коммуникации при формировании навыков общения у учащихся с  тяжёлой интеллектуальной недостаточностью, кроме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова). И исследованиях эти средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы. Эти средства, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к пербальному общению.

 

Существуют различные  графические системы — от фотографий и детских цветных картинок до чёрно-белых идеограмм. По степени  абстракции различают наборы картинок и наборы символов.

 

У визуальных символов дополнительной (альтернативной) коммуникации перед  речью есть ряд преимуществ: усилено  противопоставление фигуры и фона; оптимизирована устойчивость символа; увеличена временная протяжённость символа.

 

Впервые графические изображения  были определены Ллойдом и Карланом (1984). Так, термин «пиктограмма» — это общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Он больше относится к конкретным персонажам или предметам. Представление написанного по-средством рисунка имеет и другие значения: икона (от греч. картина) — представление как в виде фигуры, так и в виде фотографии или вполне реалистичного рисунка; символ — представление, отражающее объект или идею частичным, непрямым образом.

Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что он и  многофункциональны, могут символизировать  конкретные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Болшое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем

 

символическим изображениям, которые часто встречаются в  окружении ребёнка. Речь абстрактна, а визуальная информация, напротив, остаётся видимой. Она очень конкретна  и ограничивается только самым существенным. Пиктограмм: позволяют визуализировать, т. е. делать наглядными абстрактные  слова, временные представления, закреплять сенсорные эталоны и ориентироваться  в пространстве.

 

Структурирование мысли  с помощью символов предполагает предоставление ребёнку специальной  системы знаков для передачи всего  того, что он наблюдает, переживает и понимает, что позволяет взрослому  понять его потребности и внутреннее состояние.

 

Работу по обучению ребёнка  невербальной коммуникации! (система  символов) условно можно разделить  на несколько этапов.

 

Этап работы с предметом. Учащийся изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами  и устанавливает связь между  реальным предметом и его графическим изображением. Предъявив реальный предмет, учитель выясняет, точно ли ребёнок ассоциирует название и предмет, может ли он выбрать и показать названный предмет из определённого множества других. Если ребёнок правильно выполняет это задание, то учитель показывает ему фотографии (цветные картинки) с изображением предмета.

 

Работу рекомендуется  начинать со слов и предметов, наиболее знакомых ребёнку и значимых для  него. Выбор символов, подлежащих освоению в первую очередь, определяется зоной  актуального развития ребёнка, информацию о которой учитель получает, беседуя  с его родителями, работающими  с ним специалистами и на основе собственных наблюдений. Работа по освоению новых символов должна строиться  с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

 

На этом этапе происходит расширение словарного запаса ребёнка и накопление максимального количества символов для начала общения, обучения, активизации и развития познавательной деятельности ребёнка.

Этап введения коммуникативного кода. Реализации этой задачи служит использование  индивидуальных папок

 

(журналов и др.), подготовленных  для каждого ребёнка. В них  в определённой последовательности  располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением  изображённой ситуации. С помощью  такой формы работы учащийся  может организовать процесс общения,  информируя другого человека  о каком-то значимом для него  действии, событии. У ребёнка формируется  навык переноса символов ми  другие события, т. е. расширяются  возможности передачи информации  и формирования навыков общения.

 

Этап грамматического  структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими  грамматические категории рода, числа  и т. д. К сожалению, цель этого  этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей  с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруднено. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что символ в коммуникации с ребёнком никогда не заменяет слово, а лишь дополняет его.

 

Вышеперечисленные этапы  являются основой и определяют последовательность и порядок введения символов: предмет, предмет с этикеткой-названием, цветное  изображение (фотография, цветной символ), чёрно-белое изображение (чёрнобелый символ), слово (как символ).

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты