Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
Содержание обучения строится с учётом следующих специфических дидактических принципов: многоканальности (чем больше разных способов коммуникации доступно ребёнку, тем больше возможностей для выбора); от реального к абстрактному (реальный предмет обозначается словом, жестом, картинкой, символом); постоянной поддержки мотивации (желания и потребности общаться); функционального использования (для расширения практического опыта ребёнка).
Формирование навыков общения (использования жестов, картинок, символов, слов) у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью осуществляется:
– в процессе специально организованной деятельности на уроках по предмету «Коммуникация» (в 1—4-м классах 3 часа в неделю, в 5 — 9-м классах — 2 часа);
– в
ходе учебной деятельности при овладении
содержанием материала
3.2. Задачи и организация
уроков по предмету «
Спецификой коррекционной
работы с учащимися с тяжёлой
интеллектуальной недостаточностью по
программе предмета «Коммуникация»
являются сочетание жестовой и звуковой
речи, поддержка, помощь взрослого, обязательное
использование наглядных
Для повышения мотивации коммуникативной деятельности необходимо организовывать ситуацию успеха, предоставляя детям возможность приобретать положительный опыт общения. Если материал хорошо усвоен ребёнком, можно изменять ситуацию так, чтобы он мог закрепить полученные коммуникативные умения. Необходимо включать в работу задания, которые дети могут выполнить с незначительной помощью взрослого или самостоятельно.
Оценивая деятельность учащегося, учитель может использовать одобрение и поощрение как награду за каждый шаг выполнения задачи, а также вещественные подтверждения хорошей работы ребёнка (сладкое угощение, игрушка, просмотр любимой передачи, чтение книги и др.). Словесная похвала содержит в себе личностно ориентированное обращение, указывает на достижение ребёнка, а не сводится к общим словам. Например: «Олег правильно собрал картинку, молодец!», а не «Очень хорошо!». Необходимо приучать детей не бояться делать ошибки, хвалить их, если, сделав ошибку, они продолжают попытки выполнить задание.
В программе изложено основное содержание каждого года обучения, дан примерный перечень изучаемых слов и понятий. За педагогом остаётся право творчески подходить к разработке уроков по формированию навыков общения у детей — с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей, а также мотивации. При планировании уроков можно перераспределять программный материал как в течение года, так и по годам обучения, поскольку он взаимосвязан и объединён направленностью на формирование навыков вербального и невербального взаимодействия в повседневной жизни детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
Основной целью предмета
«Коммуникация» является овладение
учащимися способами
1. развитие понимания речи;
2. формирование интереса к общению;
3. формирование
умения использовать доступные
детям с тяжелой
4. формирование
умения сигнализировать о
5. развитие
правильных движений органов
речи с целью активизации
6. развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;
7. обучение
восприятию лица и тела
8. обучение
способам ориентировки «на
9. формирование
приёмов воспроизведения
10. формирование потребности в сопереживании;
11. формирование необходимых
умений и навыков социального
взаимодействия, умения адекватно
реагировать на различные
Урок по предмету «Коммуникация» представляет собой деятельность, структурированную поэтапно.
Основными требованиями к
урокам по предмету «Коммуникация» являются
планирование в единстве коррекционно-развивающих,
воспитательных и образовательных
задач; рациональный отбор содержания,
методов и приёмов обучения, обеспечивающих
смену видов деятельности ребёнка
в процессе урока; структурная чёткость
и завершённость каждого урока;
использование разнообразной
Основная цель обучения детей
с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью
связана не с желанием научить
их читать и писать механически. Она
заключается в развитии у детей
стремления устанавливать коммуникативные
контакты с окружающими, расширять
круг общения и совершенствовать
коммуникативные средства общения.
В данном пособии представлена система
работы, приёмы и методы обучения навыкам
общения посредством
Каждый этап предполагает реализацию определённых задач и использование специально подобранных средств.
На этапе приветствия (продолжительность — 3 мин) реализуются следующие задачи:
– формирование умения приветствовать, здороваться с учителем, любым взрослым и сверстником, используя жесты приветствия либо слова;
– формирование умения знакомиться, используя указательный жест, направленный на себя;
– формирование умения реагировать, откликаться на своё имя, используя указательный жест, направленный на себя;
– организация положительного взаимодействия.
Этот этап, несмотря на малую продолжительность по времени, является очень важным в структуре урока.
Сам процесс приветствия может быть представлен в различных вариантах: приветствие жестами; приветствие постоянной песенкой, словом; приветствие-ритуал.
Большинство людей, приветствуя друг друга, здороваясь, 1снк правило, используют жесты или сочетания жестов и коротких слов. Поэтому при обучении коммуникации одними из самых первых вводят жесты приветствия. Выполнение этих жестов не представляет особой сложности даже для детей с тяжелыми двигательными ограничениями (см. приложение 6):
– жест «приветствие»* выполняется одной или даже двумя руками (покачивающие движения в разные стороны);
– жест «я» — касание себя одним пальцем, ладонью или кулачком (указательный жест на самого себя). Помимо жеста называется имя ребёнка или показывается его фотография.
Приветствие может подкрепляться сигналом: песенка, игра на инструменте или другой определённый сигнал. Он помогает педагогу организовывать детей для предстоящей работы и создаёт благоприятную атмосферу.
В дальнейшем процесс приветствия можно представить как ритуал. Дети со взрослыми садятся в круг и все вместе, взявшись за руки, «поют» под музыкальное сопровождение (музыкальный диск) приветствие. Оно может посвящаться началу дня, началу новой недели. Каждый куплет песенки изображается на карточке каким-то одним символом. Затем учитель читает считалку, может зажечь свечу как символ начала урока, нового дня и т. д. Учитель начинает петь песенку и передаёт подсвечник (либо игрушку) ребёнку, пропевая его имя. Безопасный подсвечник (игрушка) передаётся детям по кругу, и когда очередной ребёнок берёт его в руки, пропевается его имя. В конце ритуала выбирается ребёнок, который задувает свечу. На этом приветствие заканчивается.
На имитационном этапе (продолжительность — 5 мин) реализуется задача формирования у ребёнка умения выполнять действия по подражанию действиям взрослого.
Способность к подражанию является предпосылкой формирования большинства видов деятельности. Основные имитационные способности опираются на простые и непосредственные повторения. Они приобретаются обычно на ранней стадии развития. Позже развивается подражание более сложным и специфическим способам повторения.
На этом этапе могут использоваться следующие упражнения:
– подражать звукам и шумам, которые вызываются простыми движениями;
– касаться двух-трёх собственных частей тела, хлопать в ладоши;
– подражать простым движениям рук без поддержки (зеркальное отражение); – имитировать два-три движения по уходу за собой (мыть руки, чистить зубы, расчёсываться);
– подражать голосом шумам, которые исходят от предметов быта или игрушек;
– подражать движениям рук, которые выполняют повторяющиеся действия (нанизывание колец пирамидки, построение башни из кубиков и т. д.);
– имитировать различные действия с предметами домашнего обихода (мешать ложкой в кастрюле, брать в руки стакан, вытирать стол и т. д.);
– подражать способу передвижения животных;
– последовательно подражать двум простым действиям.
Имитационные упражнения подбираются в зависимости
от тех действий, которые необходимы при выполнении того или иного жеста.
Следующий этап урока — артикуляционно-двигателъная минутка (продолжительность — 5 мин). На нём реализуется задача стимулирования движений органов речи путём проведения артикуляционной гимнастики. С этой целью используются различные логопедические комплексы упражнений.
Имитационный этап и артикуляционно-двигательная минутка являются базовыми для формирующего этапа.
Формирующий этап (продолжительность — 10 мин) реализует задачу ознакомления с новым предметом, предметной картинкой, словом, которое обозначает этот предмет, внеречепмми средствами общения — жестом, символом, пиктограммой и др. Он посвящён изучению жестов и слов.
Работа на этом этапе предполагает
использование различных
При работе с символами
придерживаются определённой последовательности.
Первоначально ребёнок
Чтобы облегчить процесс
вхождения в мир символов, на стенах
комнаты, где чаще всего находится
ребёнок, в коридорах, в классе размещаются
изображения различных
Если ребёнок не способен проявить самые простые голосовые реакции, обозначающие утверждение или отрицание, необходимо найти и закрепить доступные для него жесты, которые станут символами утверждения и отрицания. Выбор символов, подлежащих освоению в первую очередь, определяется зоной актуального развития ребёнка. Информацию о ней учитель получает, беседуя с родителями, специалистами, работающими с ребёнком, и на основе собственных наблюдений. Работа по освоению новых символов должна строиться с учётом зоны ближайшего развития ребёнка. Только такой подход обеспечит развивающий характер процесса обучения.
На этапе «Мы общаемся»
(продолжительность — 10 мин) реализуется
задача формирования умения выражать
свои желания с помощью предметов,
предметных картинок, жестов, символов,
слов и др. Этот этап можно использовать
для закрепления материала
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты