Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
ГЛАВА I СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ КАК СПОСОБ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ
1.1. Средства коммуникации
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности. По определению М. И. Лисиной, общение (коммуникация) — процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей. Общение способствует развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, развитию личности. Как вид деятельности общение формируется поэтапно и обусловливается многими факторами. По словам Б. Г. Ананьева, общение пронизывает все основные виды деятельности человека: познание, труд, учение.
Понятие «коммуникация» можно представить в виде треугольника (рис. 1), вершинами которого являются содержание, цель и средства, а сторонами — коммуникативная, интерактивная, перцептивные стороны.
Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому.
Цель общения можно сформулировать, ответив на вопрос «Ради чего человек вступает в акт общения?».
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передаётся в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.
Общение — понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые имеют возможность говорить, но испытывают трудности в общении.
Коммуникативная сторона общения представляет собой процесс обмена информации, в котором коммуникатор излагает необходимую для передачи информацию, а реципиент внимательно слушает, воспринимая всё сказанное партнёром по общению. После усвоения всего материала он может согласиться или нет с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т. д.
Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения. Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий.
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии собеседника, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнёра по общению. Для восприятия и понимания друг друга очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, поскольку эти проявления не контролируются человеком.
Процесс общения как важный фактор психического развития ребёнка и взрослого является предметом рассмотрения наук о человеке. Наибольшее влияние общение оказывает на развитие познавательных возможностей ребёнка, становление личности связано с воспитанием, социализацией, взаимодействием с окружающими людьми.
Общение принято делить по типу непосредственное и опосредованное. В первом случае партнёры непосредственно взаимодействуют и не разделены большим пространством и временем. Происходит общение «лицом к лицу», в котором собеседники выступают одновременно субъектом и объектом коммуникативной деятельности. Во втором случае процесс общения людей друг с другом опосредован: беседы по телефону, письма, электронная почта и т. д. В связи с технологизацией современного общества опосредованное общение приобретает сегодня особую значимость (например, общение через Интернет). В процессе общения выделяются два его вида: деловое, организуемое в условиях совместной деятельности, и неформальное, основанное на личном интересе к партнёру. Общение как вид человеческой деятельности определяется рядом факторов: индивидуальными особенностями личности (экстраверт, интроверт), предшествующим опытом общения, историческими особенностями, полом и возрастом, культурой семейных отношений, сформированностью эталонов общения и др.
Решая проблему общения, современные философы, психологи, педагоги уделяют большое внимание средствам общения. По мнению М. И. Лисиной, средства общения представляют собой нити живой ткани деятельности общения. С помощью средств общения каждый его участник строит свои действия в процессе общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
Средство общения определяет его вид. Существует вербальное и невербальное общение со свойственными знаковыми системами (рис. 2).
Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
Речь является самым универсальным
средством общения, поскольку при
передаче информации при помощи речи
максимально сохраняется смысл
сообщения. Более того, посредством
речи участники общения особым способом
воздействуют друг на друга, ориентируют,
убеждают, т. е. стремятся достичь
определённого изменения
Большинство нормально развивающихся
детей самостоятельно справляется
с возникающими языковыми трудностями,
но это происходит отнюдь не автоматически.
Им помогают значимые взрослые (педагоги,
родители) — сознательно или
Процесс усвоения вербальной
формы речи детьми с серьёзными психическими
нарушениями значительно
Благодаря различным невербальным средствам общения понимание речи облегчается. Эти средства создают ситуативный контекст, способствуют передаче значения слов, речевых выражений. В качестве таких неречевых средств, поддерживающих речевую коммуникацию, выступают жесты, мимика, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения, уменьшение пространственной дистанции.
Неречевые средства общения характеризуются, по утверждению М. И. Лисиной, неоднозначностью и аморфностью. Несмотря на то, что данные средства общения возникают на раннем этапе жизни ребёнка, они сохраняют свое значение на протяжении всей жизни человека. Речевые средства общения взаимодействуют с не речевыми , а определённая социокультурная среда обусловливает характер, содержание, формы тех и других. Мимические и пантомимические средства общения выражают прежде всего эмоциональное состояние ребёнка, являются информатором, адресованным окружающим (матери, педагогу) в форме жеста, плача и т. д. Они говорят о требованиях ребёнка к окружающим его людям. В этом их основная функция.
Исследованиями М. И. Лисиной
доказано, что к моменту поступления
в школу подавляющее
Неречевые средства дают возможность проникать во внутренний мир человека, с которым общаешься. С помощью слов сообщается фактическая информация, тогда как неречевые средства общения передают отношение человека к информации. Жест, мимика, модуляция голосом и паузы в самых неожиданных местах позволяют партнёру по общению узнать из сообщения больше, чем несёт собственно вербальный текст. По данным некоторых психологов (В. А. Лабужская, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский и др.), у детей в подростковом возрасте адекватность интерпретации позы ниже, чем мимики и жестов. Жесты для них несут информацию об интенсивности переживаемых состояний, указывают на психомоторную активность. Мимика больше сообщает дифференцированную информацию о партнёре по общению. Значение мимических выражений усваивается, как правило, спонтанно на разных этапах жизни ребёнка. Позы представляют более сложный и целостный компонент невербального поведения. Мимика и жесты раньше, чем позы, используются как средство неречевого общения. Долгие годы специалисты как в теории, так и на практике уделяли основное внимание обучению детей с интеллектуальной недостаточностью речевым (вербальным) средствам общения. Однако и через мимику, жест, позу (неречевые, невербальные средства) передаётся большое количество информации — отношение говорящего к сказанному (положительное или отрицательное, заинтересованность или безразличие, сомнение или уверенность и др.). Иными словами, человек самовыражается не только вербально, но и невербальными средствами.
Общение не является врождённым видом деятельности. Поэтому только путём специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии навыков общения. Знание механизмов восприятия человека человеком в процессе общения помогает эффективно управлять воспитательным процессом через общение педагога и воспитанника, родителей и детей и т. д.
Нарушение общения приводит
к тяжёлым отклонениям в
1.2. Невербальные средства общения
Невербальные компоненты коммуникации в диаде ученик — учитель рассматриваются как информация, считываемая с внешнего облика ребёнка, его мимики и пластики, поведенческих реакций и с облика учителя (И. Н. Горелов). Выделяют три основные группы внеречевых средств общения учителя (Н. Крутова):
– фонационные (паузы в речи, молчание);
– кинетические (мимика, жест, поза);
– проксемические (дистанция).
От умелого использования учителем кинетических средств — мимики, жестикуляции, пантомимики (от греч. рапк) — всё воспроизводящий путём подражания) во многом зависит качество общения с детьми.
Невербальной коммуникации посвящён ряд научных исследований. Богаче и шире представлена эта тема в зарубежной литературе. В работах американских учёных (Клиф Каннингем и др., 1985; Джон Миллер, 1992) отмечается, что использование жестов в обучении детей с синдромом Дауна ускоряет их общее и речевое развитие. Подчёркивается продуктивность использования указательных жестов, языка знаков (изображение букв пальцами рук), пиктограммно -идеограммного общения с детьми с тяжёлыми психофизическими нарушениями — детским церебральным параличом, аутизмом. Учитель подкрепляет речь символами. Ученик указывает на символы, не имея возможности выразить свои мысли словами. Известны Плисс - символы (автор Чарльз Блисс, Канада), Лбе - система (Германия), пиктограммы, система знаков Макатон (Великобритания) (см. словарь использованных терминов).
Видные учёные Н. Серто, Хеннинг Халвор Рай, Мириам Доналт Скьортен считают обязательными организацию взаимодействия между детьми и создание такой системы общения, которая помогала бы им понимать других, проявлять инициативу. Отдельные дети не умеют и не могут общаться на вербальной основе. Речевая форма общения для некоторых из них остаётся за порогом возможностей. В таких случаях содействовать развитию этих детей может общение, основанное на невербальных средствах. В то же время альтернативные средства общения (жестовый язык, пиктограммы, символы) не могут полностью заменить речь в нашей словесной культуре. Поэтому выбор невербальной коммуникации в качестве главного средства взаимодействия с ребёнком осуществляется на основе тщательной оценки ресурсов последнего, его возможности овладения словесной речью. Невербальное общение, как язык поз и жестов, включает в себя те формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. По их мнению, около 70 % (по некоторым источникам 80 %) информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу. Невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника. Отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — выражения лица, взгляда, манеры держаться, походки, стиля одежды и т. д.
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты