Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 

Этап «чтения» и «письма» (продолжительность — 10 мин) реализует  следующие задачи:

 

–        формирование умения использовать информацию, извлечённую  из картинок, жестов, символов;

 

–        формирование понимания потребностей окружающих людей (что хочет сказать взрослый, сверстник с помощью предметов, картинок, жестов, символов, слов и пр.);

 

–        формирование умения «писать» письма с помощью  картинок, жестов, символов, пиктограмм.

 

Работа на этом этапе предполагает расширение сферы общения ребёнка  с помощью коммуникативного кода. Для итого можно использовать индивидуальные папки (журналы пли др.) для каждого ребёнка. В них в определённой последовательности располагаются картинки, фотографии, символы с письменным пояснением изображённой ситуации. С помощью такой формы работы учащийся организует процесс общения, информируя другого человека о каком-то значимом для него действии, событии и т. д. Таким образом, у ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяется возможность передачи информации, общения. Использование невербальных средств коммуникации в условиях направленного системного педагогического воздействия стимулирует возникновение и развитие устной речи.

 

Завершающим на уроке является этап прощания (продолжительность — 2 мин). Реализуемая задача — формирование умения прощаться, используя соответствующие жесты и сломи. Это самый короткий и простой этап. Здесь используются элементарные жесты прощания — махи рукой или пальцами. Эти жесты, как правило, у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью формируются достаточно хорошо. Для выделения или акцентирования окончания занятия можно также использовать постоянную мелодию, песенку или музыкальные инструменты.

3.3. Поэтапное формирование  навыков общения у учащихся  с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью

 

Любой процесс характеризуется  протяжённостью во времени. Процесс  формирования навыков общения условно  разделён на этапы. В общем виде он включает в себя пропедевтический (подготовительный) этап, репродуктивный — этап формирования умений и навыков осуществлять общение, продуктивный или этап «чтения» и  «письма» — этап реализации сформированных умений, оценочно-коррекционный этап.

 

Каждый этап процесса формирования навыков (умений) общения характеризуется  наличием целей и задач, путей  их реализации, соответствующим содержанием, методами и формами, критериями и  показателями.

 

Пропедевтический (подготовительный) этап

 

Планированию всех образовательных  действий предшествует определение  возможностей ребёнка (см. главу 2). Часто случается, что педагоги пытаются давать пиктограммы детям, нуждающимся в обучении, на более примитивном посильном уровне: при сенсомоторной стимуляции, знакомстве с предметами, при формировании осознания себя. В других случаях сложно распознать потенциальные познавательные возможности ребёнка, поскольку их выражение блокируется серьёзными ограничениями, в том числе двигательными, на уровне исполнения. Кроме этого, необходимо распознавание актуальных потребностей ребёнка или так называемая экологическая диагностика, которая определяет, в каких условиях учащийся живёт, в каком окружении находится, удовлетворяет ли актуальный уровень коммуникации его самого, его родителей, братьев, сестёр и других людей из окружения.

 

Коммуникация как процесс  тесно связана с двигательными  и другими навыками (наиболее важные из них описаны и главе 2). Наблюдая за учащимся, педагог может отметить следующие моменты, значимые для  формирования коммуникативных умений:

 

–        может  ли ребёнок понятно заявлять о  комфорте или дискомфорте;

 

–        использует ли он для этого движения тела, жесты, плач, крик, звуки, артикуляцию;

–        выражает ли ребёнок определённым способом своё одобрение или неодобрение, как  он это делает;

 

–        какие  средства коммуникации ребёнок чаще всего использует в повседневных ситуациях.

 

Учащиеся с тяжёлой  интеллектуальной недостаточностью имеют  много проблем: низкую тактильную чувствительность, слабую реакцию на звуковые раздражители, ограниченное поле зрения, различные  нарушения речи или полное её отсутствие, сложные двигательные ограничения (неразгибание кистей рук, пальцев, наличие спастики, трудности при поворотах головы, корпуса и др.). Тем не менее они могут вступить в коммуникацию с помощью различных средств (жесты, фотографии, картинки, пиктограммы, различные символы).

 

Коммуникация как процесс  тесно связана также с поведенческими реакциями: мимика — выражение лица, особенно глаз, поддержание зрительного  контакта; проксемика — расстояние, дистанция, которую ребёнок пытается сохранить по отношению к собеседнику; кинесика — поза тела, движения, ( совершаемые жесты; вокализация.

 

Первичная коммуникация предполагает установление эмоционального контакта, снятие напряжения, дискомфорта, беспокойства. Здесь от педагогов, родителей и  других людей, которые участвуют  в воспитании и уходе за ребёнком, не требуется особых средств и  специально подобранных материалом. Такая коммуникация осуществляется при выполнении гигиенических процедур, одевании, приёме пищи, купании, массаже.

 

Содержание работы на этом этапе реализуется в игре, простых  бытовых действиях. Например, при приёме пищи (питье' взрослый может имитировать звуки, которые издаёт ребёнок (ам-ам). При выполнении гигиенических процедур (одевании| купании) контакт осуществляется через телесные прикосновения, во время массажа происходит расслабление, снимаете) напряжение и чувство дискомфорта. Для этого можно использовать следующие приёмы: мягкое поглаживание, лёгкие надавливания для расслабления тела, различные постукивания по лицу, щекам, лбу, ушам и т. д., примакивания для наиболее чёткого ощущения своего тела, прикосновение к телу различными тёплыми и холодными предметами (температурный контраст), использование вибрирующих и музыкальных игрушек, массирование рта кончиком полотенца, ватной палочкой мягкой зубной щёткой, мягкими резиновыми игрушками. Все эти действия направлены на то, чтобы научить ребёнка! правильно ощущать и различать разнообразные прикосновения, которые оказывают влияние на другие функции органов чувств и развитие движений в целом.

 

Использование моторных возможностей для передачи информации у детей  с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью бывает весьма затруднено. Обучение жестам без моторных навыков не представляется возможным. Выделяют следующие хватательные движения, свидетельствующие о качестве моторного развития руки: хватательный рефлекс; ладонно-локтевой захват; радиально-ладонный захват; захват с помощью пальцев; щипковый захват; захват крест-накрест; захват щётки (верхний захват); захват, использующий сгиб между большим и указательным пальцами; противопоставление большого пальца.

 

Для развития моторики руки используют различные материалы, активизирующие разнообразные ощущения в кистях рук: подбираются пальчиковые упражнения, задания по конструированию, игры и  упражнения с мячом, с материалами  педагогической системы М. Монтессори (розовая башня, коричневая лестница, цветные цилиндры, шершавые таблички, ткани, нитки, шумящие коробочки, геометрические тела, различные ёмкости для переливания воды и др.).

 

Можно использовать следующие  игры и упражнения: с приходным  материалом — пересыпание зёрен, каштанов, орехов; сортировка по форме, поверхности, размеру; пальчиковые  игры — «Пальчики», «Домик», «Дружба», «Зайцы», «Цветок»; игры в сопровождении  стихов — «Дождик», «Самолёт», «Ладошка»  и др. Противопоставление большого пальца тренируется с помощью  игр, в которых большой палец  касается остальных пальцев: пальчиковые  игры, выкладывание бусин, сортировка и др.

 

Для изучения своего тела и  ощущений можно использовать следующие  игры и упражнения по изучению схемы  тела: обведение рук по контуру  на бумаге (руки, кисти, пальцы); отпечатки  кистей рук с помощью краски, оттиски  в тесте, глине, иене для бритья на стеклянной поверхности и др.

 

Широко используются игры и упражнения с мячом (шаром): сесть  в круг и бросать мяч друг другу; бросать мяч в стену; играть в  мяч парами; бросать мяч друг другу; подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не давая упасть. Для развития подражания можно использовать игры «Птички», «Прятки», «Прокати мяч», «Покатай мишку», «Кукла пляшет».

Для координации руки и  глаз будут полезны такие упражнения, как рисование колёсиком, которое  обмакнули в воду; « Дежурный»  — на школьной доске взрослый рисует мелом линию, которую ребёнок  стирает мокрой тряпкой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности.

 

Вышеперечисленные игры и  упражнения способствуют развитию тактильных ощущений, умения напрягать и расслаблять  пальцы, ощущать мышечную силу, развитию координации руки и глаз, изучению схемы тела и позволяют перейти К следующему этапу. Для того чтобы ребёнок мог научиться чему-либо, его необходимо научить подражанию действиям взрослого. Подражать — означает делать движения, принимать позы, которые выполняет другой человек.

 

Научить учащихся с тяжёлой  интеллектуальной недостаточностью подражать  — одна из важнейших задач начального этапа обучения. Поэтому показ  действия проводится медленно, с фиксированием  того или иного момента и обозначается словом.

 

Репродуктивный этап

 

(или этап использования  невербальных средств коммуникации)

 

Общение на основе использования  жестов. Первым компонентом репродуктивного  этапа обучения коммуникаци является общение на основе использования жестовой системы. Главные преимущества этой системы заключаются в том, что она не требует никакого специального оборудовании может быть введена на довольно ранней стадии развития, так как первые движения, действия — уже есть первична коммуникация.

 

По мнению зарубежных исследователей, преимущества жестовой системы относительно языковой заключаются в следующем: визуальное восприятие проще для  детей с умственными нарушениями; знаки не столь абстрактны, как  слова, что упрощает их усвоение ребёнком уже на ранних стадиях развитии; движения рук и пальцев проще, чем артикуляционные движения; знаки  легче воспринимаются, потому что  знаковая коммуникация «медленнее», чем  речевая.

 

Самый первый жест, который  появляется в процессе развития ребёнка, — указательный жест. Он означает выделение  объекта из окружения, т. е. происходит выбор, стремление к нему, координация  внимания. Указательный жест можно  расценивать как «посмотри на меня», «хочу это взять» и т. п. В зависимости от ситуации он может  соответствовать вопросу «что это?»  или быть заменителем другого  вопроса. Жест «я» — указательный жест, направленный на самого себя. Для  его освоения используются упражнения «Прятки» («Кто где спрятался»), «Ладушки», пальчиковые игры, игры с мячом, передача игрушки или какого-то предмета по кругу с называнием имён детей. Начиная вводить жест «я» — указывание пальцем или кулачком на себя, — следует помнить: вначале это движение учащийся выполняет вместе с педагогом (педагог берёт руку ребёнка и указывает на него кулачком, затем работает с указательным пальцем).

 

Для более эффективного закрепления  жеста можно через определённое время предъявить фотографию ребёнка. Она должна быть достаточно чёткой, чтобы лицо ребёнка не было скрыто или спрятано. В дальнейшем можно  использовать фотографии из семейного  альбома (мама, папа), фотографии учащихся класса, которых ребёнок хорошо знает. На протяжении всей работы используется речевое сопровождение: «Где Маша?», «Кто Вадим?»

 

Жесты «привет» и «пока» выполняются всей ладонью руки, преимущественно  в вертикальном положении. В исполнении они являются несложными и осваиваются  очень хорошо. Для закрепления  этих жестов не нужно никаких специальных  упражнений. Они постоянно повторяются  в течение дня: в начале и в  конце дня; в ситуации, когда кто-то заходит или уходит из помещения; когда дети идут на экскурсию, прогулку и т. д.

 

Жесты «дай» и «на» выполняются  преимущественно в горизонтальной плоскости также всей ладонью  руки. Для их закрепления целесообразно  использовать:

 

–        игры с мячом типа «Возьми и дай»: вначале, когда ребенок собирается ловить мяч, он протягивает руки и  ожидает его, затем захватывает  мяч обеими руками (в момент ожидания его пальцы выпрямлены);

 

–        игры-поручения  типа «Дай мне куклу», «Возьми (на) мишку» и др.

 

Эти жесты могут использоваться на всех уроках и в разные режимные моменты.

 

Жесты «да» и «нет», согласие и отрицание, сочетаются с движениями тела и хорошо их дополняют. При показе этих жестов можно двигать головой  в направлении вперёд-назад в  случае согласия и поворачивать в  сторону (влево-вправо) в случае отрицания или отказа. При выполнении этих жестов детьми с тяжёлыми и множественными нарушениями развития часто задействовано всё тело (раскачивание, покачивание и разные стороны). Это может допускаться, если амплитуда таких движений незначительна и они не являются стереотипными.

При выполнении жестов «хорошо», «плохо» активно работает большой  палец руки: большой палец вверх  — «хорошо», вниз — «плохо». Для  развития движений большим пальцем  руки можно использовать следующие  упражнения: вкладывание в руку небольшого мячика, шарика, яблока, при этом нужно  следить и фиксировать палец; массаж кисти и пальцев; вдавливание  и надавливание большим пальцем; растирание по поверхности ладони с  акцентом на большой палец; разминание, раскатывание пластилина, теста.

 

Освоению учащимися жестов «хорошо», «плохо» способствуют игры с мелкими игрушками, пальчиковые  игры, игры-поручения, в которых дети успешно выполняют задания (ситуация успеха), поощряются за любую помощь. Перечисленные виды работы позволяют  закреплять изучаемый жест в различных  ситуациях.

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты