Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
Введение предмета. Приступая к изучению символов, необходимо предварительно пройти подготовительный этап — ознакомление с предметным миром. Исследование и выделение реальных объектов является одной из первых ступенек в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Умение узнавать и выделять реальные предметы позволяет сформировать у ребёнка необходимый начальный уровень, на который будет опираться вся дальнейшая работа. В процессе исследования предметов важно отмечать не только признаки цвета, ввеличины и формы, но и качественные параметры (тактильные ощущения, ощущения веса, температуры и др.). Эти знания необходимы для того, чтобы ребёнок смог подняться на более высокую ступеньку — перейти от действия с предметами и через предметы к общению посредством рисунка как более качественного способа взаимодействия с окружающим миром.
Достижению цели способствуют следующие упражнения: ощупывание предмета, изучение выделенных и скрытых частей; определение цвета, формы и величины; определение запаха или вкуса (продукты); определение веса путём удерживания и взвешивания в руках, перекладывания из руки в руку и т. д.; надавливание или сжатие предмета (мягкий или твёрдый); прикосновение к коже для изучения свойств поверхности. В процессе работы ребёнок узнаёт и показывает нужный предмет (Что это? Это кукла. Где кукла? и т. д.).
Введение знака-символа. Идентификация предмета и символа — сложный процесс. Для того чтобы облегчить эту работу, на данном этапе можно использовать фотографии людей, игрушек, помещений, отдельных действий. Здесь фотография выступает как дополнительное средство, помогающее перейти от образного материала к его изображению. Через фотографию ребёнку проще «узнавать» окружающие предметы, самого себя и других людей.
Задания и упражнения хорошо отрабатываются на уроках по предметно-практической деятельности, сенсомоторному обучению, основах жизнедеятельности, практической математики. Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом (Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина, 2004). Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.
1. Идентификация
символа. Учитель
2. Выбор
нужного символа из двух. Учитель
показывает учащемуся два
3. Выбор двух одинаковых символов среди ряда других (кукла — мишка — машина — кукла; шапка — шапка — пальто — платье). На этом этапе можно использовать игры типа «Найди пару».
4. Выбор
такого же символа среди
5. Составление
фразы с помощью символов. Учитель
выкладывает перед ребёнком
Составление отдельных символьных фраз и выбор той, которую произнёс учитель. Например, «Я ем яблоко» и «Я смотрю телевизор». Учитель произносит одну из фраз, а ребёнок показывает нужную.
Данная схема показывает основные ступени при обучении ребёнка символам. Они связаны между собой постепенным и поступательным движением (увеличение количества и разнообразия символов). На каждой ступеньке могут использоваться различные способы и приёмы работы.
Описанный план работы с цветным изображением (фотографией, цветным символом) применяется и при работе с чёрно-белым изображением (чёрно-белый символ). Переход от цветного к чёрно-белому изображению осуществляется, когда ребёнок уже достаточно хорошо освоил систему символов и уровень его представлений позволяет перейти к более схематичному изображению. Распознавание символа будет происходить уже преимущественно на основе графического восприятия без цветной подсказки.
При изучении символов на уроках можно использовать следующие задания и упражнения.
1. Объединение символов в пары.
– На столе перед учителем расположены символы, изображающие предметы (мишка, банан, карандаш). Перед ребёнком лежат символы, которые изображают действия: играть, есть рисовать. Учитель берёт один из «своих» символов и показывает его учащемуся. Ребёнок должен найти в своём набор символ, соответствующий тому, что показывает учитель.
– Перед учителем находятся символы с изображением действий, перед ребёнком — предметов. Упражнение проводите так же, как и в первом варианте.
2. «Домино».
На столе перед учителем и
ребёнком разложено одинаковое
количество символов. Учитель произноси
фразу «Девочка рисует
3. Среди
определённого множества
4. Раскладывание
символов по тематическим
5. Проведение
игры «Четвёртый — лишний».
Учитель раскладывает перед
6. Предлагается
найти и исправить
7. Из ряда простых фраз, составленных из символов, нужно выбрать только те, которые имеют отношение к игрушкам (частям тела, праздникам, еде и др.).
8. Задание
на умение «читать» простые
инструкции, написанные символами
«секретные письма», которые
Более сложный уровень в использовании символов — составление символьных текстов («письма-послания», списки покупок, меню и т. д.).
Для детей с тяжёлыми двигательными
нарушениями целесообразно
– Положить перед ним фотографии этих предметов.
– Положить рядом со стаканом фотографию стакана (аналогично с ложкой).
– Убрать стакан (ложку) и оставить только фотографию.
– Работать с фотографией до тех пор, пока ребёнок не будет достаточно быстро указывать на нужное фото.
– Положить
рядом с фотографией
– В дальнейшем убрать фотографию и перейти на символьное изображение.
Для закрепления символов можно использовать различные ситуации, которые предполагают взаимодействие между взрослым и ребёнком, между двумя или тремя детьми и т. д. Например, дежурство в столовой (подготовка к приёму пищи — расставить посуду на столе (чашка или стакан, ложка возле тарелки). Положить возле каждой чашки (стакана) по одной ложке (практическая математика, сенсомоторное обучение и др.).
Жесты и символы можно разбить, например, по таким тематическим блокам, как: игрушки; части тела; гигиена и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др. (см. приложение 2).
Жесты и символы, разделённые по темам, объединяются в ситуативные блоки (см. приложение 3). Все жесты и символы закрепляются на уроках и в ходе режимных моментов. Начинает работу педагог в первой половине дня, продолжает воспитатель во второй половине дня, а заканчивается она уже дома, с родителями.
Для использования невербального средства коммуникации — системы символов — необходимо правильно оформить и подобрать оборудование в учебном помещении.
В классах следует выделить
места для постоянного
– расписание уроков для всего класса — стенд, планшет или доска, на которой располагаются символы в одном направлении (слева направо или сверху вниз);
– расписание уроков для каждого учащегося с использованием средств коммуникации согласно его возможностям (предметы, фотографии, цветные символы, чёрно-белые символы, карточки-слова);
– календарь природы;
– рабочие
папки или планшеты, на которые
прикрепляются необходимые
– комплект символов для педагога и каждого учащегося;
– небольшие контейнеры, коробочки для складывания « отработанных » символов.
Карточки-символы располагаются («маркировка») на различных поверхностях в классе, туалетной комнате, раздевалке, столовой, музыкальном и спортивном зале, медицинском и других кабинетах, которые регулярно посещают дети. Важно, чтобы символы, соответствующие данному кабинету, находились на доступном для ребёнка уровне (в зависимости от роста, стационарной позы, уровня инвалидной коляски и т. д.).
В классной комнате можно маркировать двери; дверцы шкафов, открытые полки, стеллажи, на которых размещены материалы; учебные парты и стулья. В комнате отдыха: дверь, мебель — диван, кровать, кресло, мягкий угол, место на ковре, где отдыхают дети. В игровой зоне: стеллажи, полки, контейнеры с игрушками; место, где учащиеся могут слушать музыку, смотреть телевизор. В столовой или той части помещения, где дети едят, обозначают дверь, полки с посудой, столовыми приборами, стол, за которым принимают пищу, место, где можно посредством символов составлять меню. В туалетной комнате: дверь, унитаз, туалетная бумага, раковина, место, где находится полотенце или салфетки. В определённом месте (чаще возле раковины) размещаются как отдельные символы («мыло», «мыть руки» и др.), так и схемы действий или операций при мытье рук.
В спортивном зале маркируются дверь, место, где хранится спортивный инвентарь, крупные тренажёры. Помечаются места, где можно располагать символы (отдельная доска, планшет и др.).
В музыкальном зале: дверь, место, где хранятся музыкальные инструменты, карнавальные костюмы, музыкальный центр, магнитофон или инструмент для музыкального сопровождения.
В раздевалке — дверь, вешалки или шкафы, место, где размещается обувь.
Для составления комплекта символов применяются цветные или чёрно-белые копии символов, которые ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится липкая лента, с помощью которой символ можно прикрепить к любой поверхности с такой же лентой. Учащиеся могут размещать символы на различных поверхностях: на рабочей папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета).
По окончании каждого урока или режимного момента необходимо «отработанные» символы складывать в специальный контейнер, показывая, что данная работа закончена.
Продуктивный этап, или этап «чтения» и «письма»
Уроки по коммуникации включают в себя прежде всего работу, направленную на узнавание детьми с интеллектуальной недостаточностью предметов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребёнок учится использовать для общения предметы, жесты, символы.
Обучение «чтению» в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации трактуется по-иному и понимается как восприятие и понимание конкретных вещей и абстрактных знаков языкового или неязыкового характера.
Слово «читать» означает здесь умение воспринимать предметы и ситуации и понимать, что они обозначают. Например, стулья расставлены в круг, значит, сейчас будет утреннее приветствие. Этому предшествует манипулирование и действия с предметами, их подробное изучение, «чтение» их. Изучение происходит в результате различных действий с предметом.
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты