Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 

Введение предмета. Приступая  к изучению символов, необходимо предварительно пройти подготовительный этап — ознакомление с предметным миром. Исследование и  выделение реальных объектов является одной из первых ступенек в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью. Умение узнавать и выделять реальные предметы позволяет сформировать у  ребёнка необходимый начальный  уровень, на который будет опираться  вся дальнейшая работа. В процессе исследования предметов важно отмечать не только признаки цвета, ввеличины и формы, но и качественные параметры (тактильные ощущения, ощущения веса, температуры и др.). Эти знания необходимы для того, чтобы ребёнок смог подняться на более высокую ступеньку — перейти от действия с предметами и через предметы к общению посредством рисунка как более качественного способа взаимодействия с окружающим миром.

Достижению цели способствуют следующие упражнения: ощупывание предмета, изучение выделенных и скрытых частей; определение цвета, формы и величины; определение запаха или вкуса (продукты); определение веса путём удерживания  и взвешивания в руках, перекладывания из руки в руку и т. д.; надавливание или сжатие предмета (мягкий или  твёрдый); прикосновение к коже для  изучения свойств поверхности. В процессе работы ребёнок узнаёт и показывает нужный предмет (Что это? Это кукла. Где кукла? и т. д.).

 

Введение знака-символа. Идентификация предмета и символа  — сложный процесс. Для того чтобы  облегчить эту работу, на данном этапе можно использовать фотографии людей, игрушек, помещений, отдельных  действий. Здесь фотография выступает  как дополнительное средство, помогающее перейти от образного материала  к его изображению. Через фотографию ребёнку проще «узнавать» окружающие предметы, самого себя и других людей.

 

Задания и упражнения хорошо отрабатываются на уроках по предметно-практической деятельности, сенсомоторному обучению, основах жизнедеятельности, практической математики. Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить  его со знаком-символом (Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина, 2004). Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.

 

1.      Идентификация  символа. Учитель демонстрирует  учащемуся символ (мяч). Ребёнок опознает  его и соотносит с реальным  предметом. Для этой цели лучше  использовать игровой материал. Учитель кладёт символ рядом  с реальным предметом, сопровождая  свои действия речью: «Это мяч», «Это кукла» и т. д. Время  введения нового символа определяется  тем, насколько ребёнок освоил  предыдущий материал. На уроке  ребёнок знакомится не более  чем с одним новым символом.

 

2.      Выбор  нужного символа из двух. Учитель  показывает учащемуся два символа,  и тот узнаёт и показывает  нужный. Для этой работы используются  символы одной группы (игрушки,  школьные принадлежности, фрукты, овощи). Далее выбор осуществляется из  трёх, четырёх символов.

3.      Выбор двух одинаковых символов среди ряда других (кукла — мишка — машина — кукла; шапка — шапка — пальто — платье). На этом этапе можно использовать игры типа «Найди пару».

 

4.      Выбор  такого же символа среди определённого  множества других (ребёнок держит  в руках символ «чашка» и  располагает этот символ под  таким же в серии других  — тарелка, стакан, чашка, ложка).

 

5.      Составление  фразы с помощью символов. Учитель  выкладывает перед ребёнком символы  с изображением мальчика (девочки), действия (игра), игрушки (мяч, машинка и др.) и произносит фразу «Мальчик играет с мячом». Ребёнку нужно разложить символы в той последовательности, в которой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

 

Составление отдельных символьных фраз и выбор той, которую произнёс учитель. Например, «Я ем яблоко» и  «Я смотрю телевизор». Учитель произносит одну из фраз, а ребёнок показывает нужную.

 

Данная схема показывает основные ступени при обучении ребёнка  символам. Они связаны между собой  постепенным и поступательным движением (увеличение количества и разнообразия символов). На каждой ступеньке могут  использоваться различные способы  и приёмы работы.

 

Описанный план работы с  цветным изображением (фотографией, цветным символом) применяется и  при работе с чёрно-белым изображением (чёрно-белый символ). Переход от цветного к чёрно-белому изображению  осуществляется, когда ребёнок уже  достаточно хорошо освоил систему символов и уровень его представлений  позволяет перейти к более  схематичному изображению. Распознавание  символа будет происходить уже  преимущественно на основе графического восприятия без цветной подсказки.

 

При изучении символов на уроках можно использовать следующие задания  и упражнения.

 

1.      Объединение  символов в пары.

 

–        На столе перед учителем расположены  символы, изображающие предметы (мишка, банан, карандаш). Перед ребёнком лежат  символы, которые изображают действия: играть, есть рисовать. Учитель берёт  один из «своих» символов и показывает его учащемуся. Ребёнок должен найти  в своём набор символ, соответствующий  тому, что показывает учитель.

 

–        Перед  учителем находятся символы с  изображением действий, перед ребёнком — предметов. Упражнение проводите  так же, как и в первом варианте.

 

2.      «Домино». На столе перед учителем и  ребёнком разложено одинаковое  количество символов. Учитель произноси  фразу «Девочка рисует карандашом»  и выкладывает один символ  из своего набора. Ребёнку нужно  выбрать из своего набора и  положить рядом символ «рисует». Затем учитель кладёт символ  «карандаш».

 

3.      Среди  определённого множества символов (платье, юбка, свитер, тарелка, машина) нужно выбрать только те, которые  относятся к одной тематической  группе (одежда).

 

4.      Раскладывание  символов по тематическим блокам (одежда, обувь, мебель и т. д.).

 

5.      Проведение  игры «Четвёртый — лишний».  Учитель раскладывает перед учащимся  четыре символа, три из которых  обозначают предметы, принадлежащие  к одной группе, а четвёртый  — к другой. Необходимо найти  «лишний» символ.

 

6.      Предлагается  найти и исправить несоответствие  в парах символов: руки — чистить,  зубы — мыть.

 

7.      Из ряда  простых фраз, составленных из  символов, нужно выбрать только  те, которые имеют отношение к  игрушкам (частям тела, праздникам, еде и др.).

 

8.      Задание  на умение «читать» простые  инструкции, написанные символами  «секретные письма», которые находятся  в конвертах. Ребёнок выбирает  конверт, «читает» инструкцию  и выполняет её.

 

Более сложный уровень  в использовании символов — составление  символьных текстов («письма-послания», списки покупок, меню и т. д.).

 

Для детей с тяжёлыми двигательными  нарушениями целесообразно предлагать символы. Работу лучше начинать с  ознакомления с реальными предметами. При этом используются игры и упражнения по подражанию. Затем вводятся фотографии, например, посуды (чашки или стакана, ложки), и детей упражняют в  узнавании изображённых предметов. Работу рекомендуется строить в  следующей последовательности. –        Положить перед ребёнком реальные предметы (стакан или ложку).

 

–        Положить перед ним фотографии этих предметов.

 

–        Положить рядом со стаканом фотографию стакана (аналогично с ложкой).

 

–        Убрать стакан (ложку) и оставить только фотографию.

 

–        Работать с фотографией до тех пор, пока ребёнок не будет достаточно быстро указывать на нужное фото.

 

–        Положить рядом с фотографией соответствующий  символ.

 

–        В  дальнейшем убрать фотографию и перейти  на символьное изображение.

 

Для закрепления символов можно использовать различные ситуации, которые предполагают взаимодействие между взрослым и ребёнком, между  двумя или тремя детьми и т. д. Например, дежурство в столовой (подготовка к приёму пищи — расставить посуду на столе (чашка или стакан, ложка возле тарелки). Положить возле каждой чашки (стакана) по одной ложке (практическая математика, сенсомоторное обучение и др.).

 

Жесты и символы можно  разбить, например, по таким тематическим блокам, как: игрушки; части тела; гигиена  и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления  природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др. (см. приложение 2).

 

Жесты и символы, разделённые  по темам, объединяются в ситуативные  блоки (см. приложение 3). Все жесты и символы закрепляются на уроках и в ходе режимных моментов. Начинает работу педагог в первой половине дня, продолжает воспитатель во второй половине дня, а заканчивается она уже дома, с родителями.

 

Для использования невербального  средства коммуникации — системы  символов — необходимо правильно  оформить и подобрать оборудование в учебном помещении.

В классах следует выделить места для постоянного размещения предметов, значимых для организации  жизнедеятельности учащихся:

 

–        расписание уроков для всего класса — стенд, планшет или доска, на которой  располагаются символы в одном  направлении (слева направо или  сверху вниз);

 

–        расписание уроков для каждого учащегося  с использованием средств коммуникации согласно его возможностям (предметы, фотографии, цветные символы, чёрно-белые  символы, карточки-слова);

 

–        календарь  природы;

 

–        рабочие  папки или планшеты, на которые  прикрепляются необходимые символы;

 

–        комплект символов для педагога и каждого  учащегося;

 

–        небольшие  контейнеры, коробочки для складывания  « отработанных » символов.

 

Карточки-символы располагаются («маркировка») на различных поверхностях в классе, туалетной комнате, раздевалке, столовой, музыкальном и спортивном зале, медицинском и других кабинетах, которые регулярно посещают дети. Важно, чтобы символы, соответствующие  данному кабинету, находились на доступном  для ребёнка уровне (в зависимости  от роста, стационарной позы, уровня инвалидной коляски и т. д.).

 

В классной комнате можно  маркировать двери; дверцы шкафов, открытые полки, стеллажи, на которых размещены  материалы; учебные парты и стулья. В комнате отдыха: дверь, мебель — диван, кровать, кресло, мягкий угол, место на ковре, где отдыхают дети. В игровой зоне: стеллажи, полки, контейнеры с игрушками; место, где учащиеся могут слушать музыку, смотреть телевизор. В столовой или той части помещения, где дети едят, обозначают дверь, полки с посудой, столовыми приборами, стол, за которым принимают пищу, место, где можно посредством символов составлять меню. В туалетной комнате: дверь, унитаз, туалетная бумага, раковина, место, где находится полотенце или салфетки. В определённом месте (чаще возле раковины) размещаются как отдельные символы («мыло», «мыть руки» и др.), так и схемы действий или операций при мытье рук.

В спортивном зале маркируются  дверь, место, где хранится спортивный инвентарь, крупные тренажёры. Помечаются места, где можно располагать  символы (отдельная доска, планшет  и др.).

 

В музыкальном зале: дверь, место, где хранятся музыкальные  инструменты, карнавальные костюмы, музыкальный  центр, магнитофон или инструмент для  музыкального сопровождения.

 

В раздевалке — дверь, вешалки  или шкафы, место, где размещается  обувь.

 

Для составления комплекта  символов применяются цветные или  чёрно-белые копии символов, которые  ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится  липкая лента, с помощью которой  символ можно прикрепить к любой  поверхности с такой же лентой. Учащиеся могут размещать символы  на различных поверхностях: на рабочей  папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета).

 

По окончании каждого  урока или режимного момента  необходимо «отработанные» символы  складывать в специальный контейнер, показывая, что данная работа закончена.

 

Продуктивный этап, или  этап «чтения» и «письма»

 

Уроки по коммуникации включают в себя прежде всего работу, направленную на узнавание детьми с интеллектуальной недостаточностью предметов, ситуаций, картинок, схематических рисунков и различных графических символов. Ребёнок учится использовать для общения предметы, жесты, символы.

 

Обучение «чтению» в центрах  коррекционно-развивающего обучения и  реабилитации трактуется по-иному и  понимается как восприятие и понимание  конкретных вещей и абстрактных  знаков языкового или неязыкового  характера.

 

Слово «читать» означает здесь  умение воспринимать предметы и ситуации и понимать, что они обозначают. Например, стулья расставлены в круг, значит, сейчас будет утреннее приветствие. Этому предшествует манипулирование  и действия с предметами, их подробное  изучение, «чтение» их. Изучение происходит в результате различных действий с предметом.

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты