Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
Макатон — уникальная языковая программа, предполагающая структурный многофункциональный подход с использованием знаков и символов и направленная на обучение коммуникации, языку и навыкам чтения людей с особыми нуждами. Автор программы — Маргарет Уокер, член Ордена Британской империи, консультант по использованию программы в других странах, исполнительный директор и член правления благотворительной организации. Макатон крайне необходим для людей с ограниченными возможностями коммуникации. Программа «Макатон», созданная в 80-х годах в Великобритании, доказала свою эффективность и широко используются во всем мире, в том числе в Великобритании, Франции, Германии, Японии. Языковая программа «Макатон» представляет собой сложную систему, состоящую из базового словаря (450 наиболее употребительных и нужных для взаимодействия понятий), ресурсного словаря (около 7000 более сложных и менее частотных понятий, часто уникальных для конкретной страны) и дополнительных словарей. Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (картинка), максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия.
Методика «Связь с глазом» — ребёнок составляет взглядом сообщение из слов или слогов, расположенных на экране.
Методика «Зона и партнёр-
Методика «Позиционное кодирование» — для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.
Методика «Речь-подсказка» — 8 фигур, 4 позиции руки — используется в сурдопедагогике. В 1984 г. методика адаптирована для общения с помощью взгляда (называется НЮ-ВЮ-КЮ).
Морфология — раздел грамматики,
изучающий структуру слова и
описывающий правила
Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в три-четыре месяца у ребёнка появляется способность локализации взгляда, к девяти месяцам он может указывать взглядом на желаемый предмет. При формировании общения посредством взгляда используют различные приспособления: многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном; поднос-подставку с картинками; прозрачный экран.
Перцептивное общение — общение, основанное на восприятии самого учащегося, его выразительных движений, внешних проявлений самочувствия и переживаний. На основе восприятия учащегося учитель проникает в его внутренний мир, пытаясь почувствовать его состояние, мотивы его действий и поведения.
Пиктограммы — здесь: набор из 600 картинок размером 10x10 см, разделённый на несколько категорий: люди, части тела, одежда, предметы, кухня, ванная комната, еда, овощи, животные, игрушки, парк, погода, музыка, спорт, чувства, профессии, транспортные средства, места, действия, праздники, особенности, положение в пространстве, цифры, формы контакта. В наборе очень мало абстрактных понятий. Пиктограммы чёткие, нет большого количества лишних деталей. Основная картинка на пиктограмме белая, фон — чёрный. На каждой картинке имеется подпись, информирующая о значении этого знака.
Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.
Поддерживающая коммуникация (У. Кристин, 1999) является основой жизнедеятельности детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт. Поддерживающая коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и жестикуляционных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже если ребёнок сам не может говорить.
Показ согласия или несогласия:
с помощью движения глаз: закрывание
глаз — да, открытые глаза — нет;
с помощью минимальных
Прагматика — здесь: умение строить речь в соответствии с физическим и социальным контекстами.
Проксемика — область прагматики, рассматривающая использование человеком пространства и расстояния в ситуациях межличностного взаимодействия.
Психический возраст — возраст, соответствующий реальному уровню психического развития (при нормальном развитии совпадает с хронологическим).
Семантика — раздел языкознания, изучающий содержание информации, которая передаётся языком. Семантика имеет дело со значением словарного состава или лексикона нашего языка.
Символ — образ, являющийся
представителем других образов, содержаний,
отношений. Символьное изображение
может быть ограничено рамкой (желательно)
и содержать надписи-
Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность состоит в том, что знак никак не связан со звучанием слова — он выражает его смысл.
Поддерживающая коммуникация (У. Кристин, 1999) является основой жизнедеятельности детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт. Поддерживающая коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и жестикуляционных средств, которые обеспечивают понимание речи, даже если ребёнок сам не может говорить.
Показ согласия или несогласия:
с помощью движения глаз: закрывание
глаз — да, открытые глаза — нет;
с помощью минимальных
Прагматика — здесь: умение строить речь в соответствии с физическим и социальным контекстами.
Проксемика — область прагматики, рассматривающая использование человеком пространства и расстояния в ситуациях межличностного взаимодействия.
Психический возраст — возраст, соответствующий реальному уровню психического развития (при нормальном развитии совпадает с хронологическим).
Семантика — раздел языкознания, изучающий содержание информации, которая передаётся языком. Семантика имеет дело со значением словарного состава или лексикона нашего языка.
Символ — образ, являющийся
представителем других образов, содержаний,
отношений. Символьное изображение
может быть ограничено рамкой (желательно)
и содержать надписи-
Символы. Блисса — специальный символический язык, изобретённый Чарльзом Блиссом (1897 — 1985). Описан в книге, впервые опубликованной в 1949 г. Первоначально эта система называлась «Семантография». Инициатива применения «Блисса» в терапевтических целях в качестве системы, заменяющий естественный язык, возникла в 1971 г. в Канаде, в Центре реабилитации детей-инвалидов в Онтарио. При этом вначале имелись в виду не столько дети с нарушениями собственно речевого развития, сколько дети с такими физическими дефектами, которые затрудняли или даже исключали обучение чтению и письму. Для дальнейшего развития и популяризации «Блисса» в 1971 г. была создана организация ВИззушЬоИс СоттишсаШп 1п1егпаиопа1. В «Блиссе» используются контурные изображения, аналогичные обычным типографским небуквенным литерам и их комбинациям, а также геометрические фигуры — ромбики, треугольники; значки, которые напоминают максимально упрощённые детские рисунки. Система знаков состоит из около 30 простых графических форм, которые, соединяясь согласно строго определённым правилам, создают символы отдельных понятий.
Синтаксис — раздел грамматики,
изучающий структуру
Ситуативно-деловое общение — согласно концепции М. И. Лисиной вторая по времени появления в онтогенезе форма общения ребёнка со взрослым. Зарождается приблизительно в шесть месяцев и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе предшествующей ситуативно-личностной формы общения. Главная особенность С-д. о. — его развёртывание на фоне практического взаимодействия ребёнка и взрослого, непосредственная связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.
Ситуативно-личностное общение — первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребёнка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Удовлетворяет потребность ребёнка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивномимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребёнком и взрослым.
Тотальная коммуникация —
использование в общении
Фонетика — раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.
Функциональная терапия — профессиональная деятельность, помогающая людям восстанавливать свои функции после болезни либо адаптироваться и научиться справляться с недостатками или проблемами в развитии, т. е. деятельность, призванная обеспечить человеку максимально возможную независимость. В отечественной литературе этот термин часто переводится как «восстановительная терапия» (раньше — как « трудотерапия »).
Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребёнка можно пытаться обучать его языку жестов — например, при сенсорной алалии в качестве вспомогательного средства общения.
Язык звуков. При отсутствии голосовой активности (анартрия, сенсорная алалия) определённое значение придаётся неречевым звукам: свисток — «иди сюда», хлопок — «хочу пить», звонок — «хочу есть» и т. д.
Приложение 1. Показатели сформированности предречевых и речевых навыков ребёнка
Таблица 1. Показатели двигательного развития Двигательные реакции Отметка показателя (+/-)
Поворачивает голову набок, лёжа на спине
В ответ на тактильный
контакт меняет своё поведение
(успокаивается, активизирует
Находясь на руках
взрослого, поднимается и
Хаотично двигает руками
Энергично брыкается, лёжа на спине
Лёжа на животе, в
течение нескольких секунд
Держит голову и плечи, когда его сажают, обложив подушками
Устойчиво и прямо держит голову, когда его помещают в вертикальное положение и удерживают в нём
Держит прямо голову и грудь, лёжа на животе и опираясь на предплечья
Переворачивается с живота на спину
Перекатывается с живота на бок, сам удерживает это положение тела
Прыгает вверх-вниз в положении стоя, когда его поддерживают
Противопоставляет большой палец четырём остальным
Сидит без посторонней помощи, опираясь на руки
Сидит без поддержки
Из положения «сидя» переходит в положение «стоя на четвереньках»
Ползает на четвереньках
Стоит с минимальной поддержкой
Самостоятельно переходит
из положения «стоя» в
Ходит с минимальной
помощью (поддержка за плечи,
Самостоятельно садится на стул
Поднимается вверх по ступенькам, держась за руку взрослого или за перила
Наклоняется вниз (сгибаясь в поясе), чтобы взять с пола игрушку
Ударяет ногой по большому мячу, который к нему подкатывается
Тянется к предметам, пытается их схватить
В течение нескольких
секунд держит предмет,
Ловит мяч двумя руками
Таблица 2. Показатели развития мелкой моторики
елкая моторика Отметка показателя (+/")
Действия целой кистью:
Сжимает пальцы в кулак
Удерживает / роняет положенные в руку крупные предметы
Удерживает / роняет положенные в руку мелкие предметы
Ощупывает предметы
Хватает предметы всей рукой
Дотрагивается до предметов, берёт их рукой, перекладывает их из руки в руку
Держит по одному предмету в каждой руке
Действия пальцами:
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты