Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 

Макатон — уникальная языковая программа, предполагающая структурный многофункциональный подход с использованием знаков и символов и направленная на обучение коммуникации, языку и навыкам чтения людей с особыми нуждами. Автор программы — Маргарет Уокер, член Ордена Британской империи, консультант по использованию программы в других странах, исполнительный директор и член правления благотворительной организации. Макатон крайне необходим для людей с ограниченными возможностями коммуникации. Программа «Макатон», созданная в 80-х годах в Великобритании, доказала свою эффективность и широко используются во всем мире, в том числе в Великобритании, Франции, Германии, Японии. Языковая программа «Макатон» представляет собой сложную систему, состоящую из базового словаря (450 наиболее употребительных и нужных для взаимодействия понятий), ресурсного словаря (около 7000 более сложных и менее частотных понятий, часто уникальных для конкретной страны) и дополнительных словарей. Каждому из этих понятий соответствуют жест и символ (картинка), максимально точно передающие смысл или внешний образ понятия.

Методика «Связь с глазом»  — ребёнок составляет взглядом сообщение  из слов или слогов, расположенных  на экране.

 

Методика «Зона и партнёр-помощник»  — кодирование сообщения: взглядом ребёнок показывает зону, в которой  находится сообщение, а потом  — цвет сообщения.

 

Методика «Позиционное кодирование» — для передачи сообщения используются комбинации цвета, цифры, буквы, слоги, сочетания букв и целые слова.

 

Методика «Речь-подсказка» — 8 фигур, 4 позиции руки — используется в сурдопедагогике. В 1984 г. методика адаптирована для общения с помощью  взгляда (называется НЮ-ВЮ-КЮ).

 

Морфология — раздел грамматики, изучающий структуру слова и  описывающий правила словообразования, т. е. использование отдельных нечленимых единиц языка: корней слов, приставок, суффиксов и окончаний для образования слов.

 

Общение посредством взгляда. При нормальном развитии в три-четыре месяца у ребёнка появляется способность  локализации взгляда, к девяти месяцам  он может указывать взглядом на желаемый предмет. При формировании общения  посредством взгляда используют различные приспособления: многослойный жилет (фартук) с прозрачным наборным полотном; поднос-подставку с картинками; прозрачный экран.

 

Перцептивное общение — общение, основанное на восприятии самого учащегося, его выразительных движений, внешних проявлений самочувствия и переживаний. На основе восприятия учащегося учитель проникает в его внутренний мир, пытаясь почувствовать его состояние, мотивы его действий и поведения.

 

Пиктограммы — здесь: набор  из 600 картинок размером 10x10 см, разделённый  на несколько категорий: люди, части  тела, одежда, предметы, кухня, ванная комната, еда, овощи, животные, игрушки, парк, погода, музыка, спорт, чувства, профессии, транспортные средства, места, действия, праздники, особенности, положение в пространстве, цифры, формы контакта. В наборе очень мало абстрактных понятий. Пиктограммы чёткие, нет большого количества лишних деталей. Основная картинка на пиктограмме белая, фон — чёрный. На каждой картинке имеется подпись, информирующая о значении этого знака.

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность  состоит в том, что знак никак  не связан со звучанием слова —  он выражает его смысл.

 

Поддерживающая коммуникация (У. Кристин, 1999) является основой жизнедеятельности  детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт. Поддерживающая коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и жестикуляционных средств, которые  обеспечивают понимание речи, даже если ребёнок сам не может говорить.

 

Показ согласия или несогласия: с помощью движения глаз: закрывание глаз — да, открытые глаза — нет; с помощью минимальных доступных  движений; посредством цветовых сигналов (красный и белый), закреплённых на конечностях: красный цвет — да, белый — нет.

 

Прагматика — здесь: умение строить речь в соответствии с  физическим и социальным контекстами.

 

Проксемика — область прагматики, рассматривающая использование человеком пространства и расстояния в ситуациях межличностного взаимодействия.

 

Психический возраст —  возраст, соответствующий реальному  уровню психического развития (при  нормальном развитии совпадает с  хронологическим).

 

Семантика — раздел языкознания, изучающий содержание информации, которая  передаётся языком. Семантика имеет  дело со значением словарного состава  или лексикона нашего языка.

 

Символ — образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. Символьное изображение  может быть ограничено рамкой (желательно) и содержать надписи-обозначения. Слово должно быть написано легко  читаемым шрифтом. Дети, не владеющие  навыками чтения, могут запоминать графическое изображение слова  на символе, а затем, увидев его в  другой ситуации, осуществлять перенос  знаний. В символах, где рисунок  несёт определённое значение, некоторые  части могут быть изображены более  крупно или без деталей (эмоции —  голова без шеи, символы с изображением отдельных частей тела и др.).

Пиктография — рисуночное письмо, древнейший вид письменности. Его принципиальная особенность  состоит в том, что знак никак  не связан со звучанием слова —  он выражает его смысл.

 

Поддерживающая коммуникация (У. Кристин, 1999) является основой жизнедеятельности  детей с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности, позволяет организовать их взаимодействие, передать социальный опыт. Поддерживающая коммуникация предполагает использование невербальных, мимических и жестикуляционных средств, которые  обеспечивают понимание речи, даже если ребёнок сам не может говорить.

 

Показ согласия или несогласия: с помощью движения глаз: закрывание глаз — да, открытые глаза — нет; с помощью минимальных доступных  движений; посредством цветовых сигналов (красный и белый), закреплённых на конечностях: красный цвет — да, белый — нет.

 

Прагматика — здесь: умение строить речь в соответствии с  физическим и социальным контекстами.

 

Проксемика — область прагматики, рассматривающая использование человеком пространства и расстояния в ситуациях межличностного взаимодействия.

 

Психический возраст —  возраст, соответствующий реальному  уровню психического развития (при  нормальном развитии совпадает с  хронологическим).

 

Семантика — раздел языкознания, изучающий содержание информации, которая  передаётся языком. Семантика имеет  дело со значением словарного состава  или лексикона нашего языка.

 

Символ — образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. Символьное изображение  может быть ограничено рамкой (желательно) и содержать надписи-обозначения. Слово должно быть написано легко  читаемым шрифтом. Дети, не владеющие  навыками чтения, могут запоминать графическое изображение слова  на символе, а затем, увидев его в  другой ситуации, осуществлять перенос  знаний. В символах, где рисунок  несёт определённое значение, некоторые  части могут быть изображены более  крупно или без деталей (эмоции —  голова без шеи, символы с изображением отдельных частей тела и др.).

Символы. Блисса — специальный символический язык, изобретённый Чарльзом Блиссом (1897 — 1985). Описан в книге, впервые опубликованной в 1949 г. Первоначально эта система называлась «Семантография». Инициатива применения «Блисса» в терапевтических целях в качестве системы, заменяющий естественный язык, возникла в 1971 г. в Канаде, в Центре реабилитации детей-инвалидов в Онтарио. При этом вначале имелись в виду не столько дети с нарушениями собственно речевого развития, сколько дети с такими физическими дефектами, которые затрудняли или даже исключали обучение чтению и письму. Для дальнейшего развития и популяризации «Блисса» в 1971 г. была создана организация ВИззушЬоИс СоттишсаШп 1п1егпаиопа1. В «Блиссе» используются контурные изображения, аналогичные обычным типографским небуквенным литерам и их комбинациям, а также геометрические фигуры — ромбики, треугольники; значки, которые напоминают максимально упрощённые детские рисунки. Система знаков состоит из около 30 простых графических форм, которые, соединяясь согласно строго определённым правилам, создают символы отдельных понятий.

 

Синтаксис — раздел грамматики, изучающий структуру предложения  и сочетания слов в предложении.

 

Ситуативно-деловое общение  — согласно концепции М. И. Лисиной  вторая по времени появления в  онтогенезе форма общения ребёнка  со взрослым. Зарождается приблизительно в шесть месяцев и совершенствуется на протяжении раннего возраста. Формируется на основе предшествующей ситуативно-личностной формы общения. Главная особенность С-д. о. — его развёртывание на фоне практического взаимодействия ребёнка и взрослого, непосредственная связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием.

 

Ситуативно-личностное общение  — первая появляющаяся в онтогенезе форма общения ребёнка со взрослыми людьми (синоним: непосредственно-эмоциональное общение). Начинает складываться на втором месяце жизни по мере развития комплекса оживления. Удовлетворяет потребность ребёнка во внимании и доброжелательности взрослого; побуждается личностными мотивами; реализуется при помощи экспрессивномимических средств (компонентов комплекса оживления); его содержание — обмен положительными эмоциями между ребёнком и взрослым.

Тотальная коммуникация —  использование в общении вербальных и невербальных средств: слов, жестов, предметных действий и т. д.

 

Фонетика — раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи.

 

Функциональная терапия  — профессиональная деятельность, помогающая людям восстанавливать  свои функции после болезни либо адаптироваться и научиться справляться  с недостатками или проблемами в  развитии, т. е. деятельность, призванная обеспечить человеку максимально возможную  независимость. В отечественной  литературе этот термин часто переводится  как «восстановительная терапия» (раньше — как « трудотерапия »).

 

Язык мимики и жестов. При достаточных моторных способностях ребёнка можно пытаться обучать  его языку жестов — например, при сенсорной алалии в качестве вспомогательного средства общения.

 

Язык звуков. При отсутствии голосовой активности (анартрия, сенсорная алалия) определённое значение придаётся неречевым звукам: свисток — «иди сюда», хлопок — «хочу пить», звонок — «хочу есть» и т. д.

Приложение 1. Показатели сформированности предречевых и речевых навыков ребёнка

 

Таблица 1. Показатели двигательного  развития Двигательные реакции  Отметка показателя (+/-)

 Поворачивает голову  набок, лёжа на спине 

 В ответ на тактильный  контакт меняет своё поведение  (успокаивается, активизирует движения) 

 Находясь на руках  взрослого, поднимается и несколько  мгновений самостоятельно держит  голову 

 Хаотично двигает руками 

 Энергично брыкается,  лёжа на спине 

 Лёжа на животе, в  течение нескольких секунд удерживает  голову 

 Держит голову и  плечи, когда его сажают, обложив  подушками 

 Устойчиво и прямо  держит голову, когда его помещают  в вертикальное положение и  удерживают в нём 

 Держит прямо голову  и грудь, лёжа на животе и  опираясь на предплечья 

 Переворачивается с  живота на спину 

 Перекатывается с живота  на бок, сам удерживает это  положение тела 

 Прыгает вверх-вниз  в положении стоя, когда его  поддерживают 

 Противопоставляет большой  палец четырём остальным 

 Сидит без посторонней  помощи, опираясь на руки 

 Сидит без поддержки 

 Из положения «сидя»  переходит в положение «стоя  на четвереньках» 

 Ползает на четвереньках 

 Стоит с минимальной  поддержкой 

 Самостоятельно переходит  из положения «стоя» в положение  «сидя» 

 Ходит с минимальной  помощью (поддержка за плечи,руки,бёдра) 

 Самостоятельно садится  на стул 

 Поднимается вверх  по ступенькам, держась за руку  взрослого или за перила 

 Наклоняется вниз (сгибаясь  в поясе), чтобы взять с пола  игрушку 

 Ударяет ногой по  большому мячу, который к нему  подкатывается 

 Тянется к предметам,  пытается их схватить 

 В течение нескольких  секунд держит предмет, используя  ладонный захват, а затем непроизвольно  выпускает его 

 Ловит мяч двумя  руками 

 

 

Таблица 2. Показатели развития мелкой моторики

елкая моторика  Отметка показателя (+/")

 Действия целой кистью: 

 Сжимает пальцы в  кулак 

 Удерживает / роняет положенные в руку крупные предметы 

 Удерживает / роняет положенные в руку мелкие предметы 

 Ощупывает предметы 

 Хватает предметы всей  рукой 

 Дотрагивается до предметов,  берёт их рукой, перекладывает  их из руки в руку 

 Держит по одному  предмету в каждой руке 

 Действия пальцами: 

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты