Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 Может пошевелить отдельными  пальцами 

 Берёт отдельные предметы  двумя-тремя пальцами 

 Показывает предмет  пальцем 

 Опускает маленькие  предметы в коробку (отверстие) 

 Разворачивает конфеты 

 Отвинчивает крышки, колпачки 

 Насаживает кольца  на стержень 

 Нанизывает бусинки  на нитку 

 Листает страницы 

 Наматывает нитки на  палец 

 Складывает предметы 

 

 

Таблица 3. Показатели развития зрительных реакций Зрительные реакции  Отметка показателя (+/")

 Жмурится и беспокоится  при ярком свете 

 Удерживает в поле  зрения движущийся предмет 

 Фиксирует взглядом  крупные предметы 

 Следит за движущимся  предметом в горизонтальной плоскости 

 Задерживает взгляд  на лице взрослого 

 Пристально смотрит  на свет 

 Наблюдается зрительное  сосредоточение в вертикальном  положении 

 На быстрое приближение  предмета отмечается реакция  мигания, а на медленное —  реакция общего оживления 

 Смотрит вслед исчезающему  предмету 

 Смотрит на предмет,  который держит в руке, направляет  руки к предмету и ощупывает  его 

 Следит за движущимся  по комнате человеком 

 Отличает близких людей  от чужих по внешнему виду 

 Смотрит на упавшую  игрушку 

 Различает ласковое  и сердитое выражение лица 

 Ищет потерянный предмет 

 Следит за деятельностью  окружающих 

 В ответ на вопрос  «Где?» ищет взглядом названный  объект, постоянно находящийся в  одном и том же месте 

 Играет в «Прятки» 

 Рассматривает своё  отражение в зеркале 

 Показывает части лица  на другом человеке 

 В ответ на вопрос  «Где?» ищет взглядом названный  объект, который может располагаться  в разных местах 

 Узнает на фотографии  знакомые объекты 

 Рассматривает картинки  в книжке 

 Различает предметы  по цвету (форме) 

 Избегает препятствия  на поверхности (полу, земле) 

 

 

Таблица 4. Показатели развития слухового восприятия

Слуховые реакции  Отметка показателя (+/-)

 Плачет по-разному  в зависимости от вида дискомфорта  (хочет есть, что-либо болит и т. д.) 

 Вздрагивает или моргает  при разных звуках, различает  тембр, громкость и высоту голоса  близкого человека 

 Прислушивается к звукам, замирает при появлении нового  звука на фоне знакомых, эмоционально  реагирует на звуки в зависимости  от настроения 

 Улыбается при общении  со взрослым. Начинает устанавливать взаимосвязь зрительных и слуховых впечатлений 

 Поворачивает голову  к источнику звука. Переводит  взгляд с одного говорящего  человека на другого 

 Эмоционально реагирует  на знакомые голоса 

 Гулит, «гукает», лепечет, выражая удовольствие 

 Пытается воспроизвести  услышанные звуки, чтобы привлечь  к себе внимание взрослого 

 Реагирует на своё  имя (взглядом, движением) 

 Выполняет движения  по инструкции, когда она сопровождается  жестом («встань, сядь») 

 Реагирует на слова  взрослого «стой, нельзя» и  др., прекращает начатое действие  хотя бы на короткое время 

 Пытается повторять  звуки с определённой интонацией (а а-а — ласково, протяжно, грубо, отрывисто) 

 Пытается воспроизводить  серии речевых звуков с определённой  интонацией и темпом 

 Повторяет один и  тот же слог, подражая взрослому 

 Двигается при звуках  музыки 

 Ищет источник звука,  находящийся вне комнаты 

 Смотрит на знакомые  предметы, которые называет взрослый. Повторяет простые слова («на», «мама»), выполняет знакомое действие  с предметом 

 Повторяет за взрослым  короткие слова 

 Повторяет за взрослым  предложение из 2—3 слов 

 Знает короткие стихотворения,  двустишья, договаривает в них  последнее слово 

 Показывает называемые  предметы на рисунках 

 

 

Таблица 5. Показатели появления  речевых навыков Речевые навыки  Отметка показателя (+/-)

 Реакция сосредоточения  на речевое общение с ребёнком 

 Улыбка при общении 

 Комплекс оживления  (т. е. эмоционально-двигательная  реакция) при общении со взрослыми 

 Появление специфической  голосовой реакции, называемой  гулением 

 Дифференцированность комплекса оживления, т. е. разная реакция на разных знакомых людей 

 Появление смеха 

 Ребёнок дифференцирует  направления звука 

 Гуление переходит в лепет 

 Реакция на незнакомое  лицо 

 Промежуточный этап  между лепетом и появлением  первых слов. Лепет сводится к  похожим на слова, так называемым  лепетным словам, состоящим уже не из многократного повторения, а двух открытых слогов: «ба-ба», «па-па». Однако ребёнок пока не соотносит произносимые слова с людьми или предметами 

 Общение с помощью  жестов, игра в «ладушки» 

 Ситуационное понимание  обращённой речи 

 Предметно-действенное  общение со взрослыми, использование 4—5 лепетных слов, понятных при соотнесении с ситуацией 

 Понимание и выполнение  простых инструкций, дополняемых  жестами 

 

Приложение 2 Тематические блоки  жестов

 

1.      ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (контакты): «я»; «привет»; «пока»; «дай»; «на, возьми»; «хорошо»; «плохо»; «да»; «нет»; «спасибо».

 

2.      ГИГИЕНА  И УХОД: «хочу в туалет»; «мыть  руки»; «чистить зубы»; «спать»;  части тела — «голова»; «волосы»; «глаза»; «нос»; «уши»; «рот»;  «рука(и)»; «нога(и)»; «спина»; «живот»; «ступни».

3.      ЕДА И  ПИТЬЁ: «есть»; «пить»; «булочка»;  «пирог»; «молоко»; «колбаса».

 

4.      ОДЕЖДА И ОБУВЬ: «свитер, кофта»; «надевать штаны»; «надевать кофту, верхнюю одежду»; «надевать шапку»; «надевать перчатки, варежки»; «обувать обувь».

 

5.      ЭМОЦИИ И ОЩУЩЕНИЯ: «хороший»; «плохой»; «жарко»; «холодно»; «улыбаться»; «грустить, плакать»; «тихо».

 

6.      ДВИЖЕНИЯ (глаголы): «смотреть»; «слушать»; «бросать»; «собирать в»; «доставать из»; «расстёгивать, застёгивать молнию»; «танцевать».

 

7.      ЯВЛЕНИЯ  ПРИРОДЫ: «дождь»; «снег, снежки»;  «солнце».

 

8.      ЖИВОТНЫЕ: «кот»; «корова»; «заяц»; «рыба»; «тигр,  лев».

 

9.      ТРАНСПОРТ:  «машина»; «поезд»; «самолёт».

 

10.   ТРУДОВЫЕ ОПЕРАЦИИ: «мыть»; «вытирать»; «собирать»; «бросать»;  «копать»; «сеять (рассыпать)»; «подметать».

 

11.   ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ: «писать ручкой, карандашом»; «ножницы»;  «книга»; «альбом».

 

Тема: «Уход за собой»

 

Задачи: Закрепление умения устанавливать положительное взаимодействие, здороваться и прощаться, используя  соответствующие жесты и слова. Ознакомление с новыми предметами гигиены  и словами, которые их обозначают. Развитие понимания речи на основе соотнесения слова и предмета, накопление пассивного или активного  словарного запаса. Стимулирование активных движений органов речи. Формирование умения выражать свои желания с помощью  предметов, предметных картинок, жестов, символов, слов. Закрепление умения выполнять действия по подражанию. Формирование умения писать письма с помощью картинок, символовОборудование: мыло, зубная паста, щётка, полотенце, предметные картинки, наборное полотно для каждого ребёнка, набор символов, кукла, сюжетная картинка «Дети умываются».

 

Ход урока

 

1.      Этап приветствия.

 

— Смотрит солнышко в  окошко,

 

Светит в нашу комнату.

 

Мы захлопаем в ладоши —

 

Очень рады солнышку.

 

На улице яркое солнышко, выгляните все в окошко и помашите рукой солнышку. Солнышко тёплое, и  руки наши стали тёпленькими. Станем в круг и положим руки поочерёдно на плечи друг другу. Мы передаём тепло  солнца друг другу, оно объединило нас.

 

2.      Имитационный  этап.

 

Упражнение «Мы умеем»

 

Мы умеем на кроватке

 

(наклоны и движения  рук)

 

Простыню разгладить гладко

 

(движения рук влево-право)

 

И у скомканной подушки

 

(имитирующие движения)

 

Расправляем ловко ушки.

(руками и кистями рук)

 

Мы сегодня утром рано

 

Умывались из-под крана,

 

(дети имитируют движения  умывания)

 

А теперь все по порядку

 

Дружно делаем зарядку.

 

(шагают вместе )

 

Стойка смирно, руки вниз,

 

(ноги вместе, руки вдоль  туловища)

 

Гнись пониже, не ленись!

 

(наклоны вперёд)

 

Кто с зарядкой дружит смело,

 

Будет сильным и умелым!

 

(дети хлопают в ладоши)

 

3.      Формирующий  этап.

 

–        Как  умывается человек?

 

–        Человек  моет всё тело: лицо, руки, ноги.

 

–        Каждое утро вы начинаете с умывания: моете  руки, лицо, чистите зубы, а затем  вытираетесь полотенцем.

 

Упражнение «Что делать?»

 

Оборудование: сюжетные картинки «Действия детей». Педагог демонстрирует  учащимся картинки и комментирует: «Мальчик моет руки», «Девочка чистит зубы», «Мальчик моет лицо», «Девочка вытирается полотенцем».

 

Детям предлагает задание: «Покажи  картинку, где мальчик моет руки», «Покажи, где девочка чистит зубы»  и т. д.

 

Далее педагогом отрабатываются следующие моменты формирующего этапа:

 

–        соотнесение  сюжетной картинки с символом;

 

–        отработка  обозначения действий посредством  жестов;

 

–        сопровождение  жестами упражнения.

 

 Педагог использует  рифмовку:

 

Льётся чистая водица.

 

 Мы умеем сами мыться.

 

Пасту для зубов берём,

 

Крепко щёткой зубы трём.

 

Моем шею, моем уши,

 

После вытремся посуше.

 

4.      Артикуляционно-двигательная  минутка.

 

Жил-был весёлый

 

Язычок в своём домике.

 

В домике этом

 

Красные двери,

 

 Рядом с дверями

 

Белые звери.

Любят зверюшки

 

Конфеты и плюшки.

 

Хвати спать, дружок, вставай,

 

Не ленись и не зевай,

 

 Поскорее просыпайся,

 

За работу принимайся.

 

(Упражнение «Стрелочка».)

 

Чок-чок, чок-чок,

 

Я — весёлый Язычок.

 

Сделал я уборку,

 

А теперь — на горку!

 

(Упражнение «Горка».)

 

С горки покатался

 

И проголодался.

 

(Упражнение «Вкусное  варенье».)

 

Чок-чок, чок-чок,

 

Я — весёлый Язычок.

 

День прошёл — на бочок!

 

5.      Этап «Мы  общаемся».

 

Игра «Девочка чумазая»

 

Оборудование: кукла, полотенце, мыло.

 

Педагог говорит учащимся, что сегодня у них в гостях чумазая кукла.

 

— Ах ты, девочка чумазая,

 

Где ты ручки так измазала?

 

Чёрные ладошки,

 

На локтях дорожки....

 

Педагог предлагает детям  рассмотреть куклу и назвать (показать) грязные части тела (руки, лицо, локти, ладошки). Далее он спрашивает, что  нужно сделать, чтобы кукла была чистой. Затем педагог предлагает выполнить действия с куклой. Дети моют ей руки, лицо и т. д.

 

6.      Этап «чтения»  и «письма».

 

Оборудование: сюжетная картинка «Дети умываются».

 

Чтение символов «умываться». «Письмо» картинками — показ картинок с изображением предметов для  умывания (мыло, полотенце и др.).

 

7.      Этап прощания.

 

Педагог предлагает поблагодарить  всех, друг друга за работу. Учащиеся аплодируют, говорят (показывают): «До  свидания!», «Пока, пока!»

Фотографии жестов

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты