Средства общения как способ включения детей в социальные контакты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая чистовик.docx

— 232.26 Кб (Скачать)

 

В случае, когда ребёнку  сложно показывать «хорошо» и «плохо»  руками (двигательные ограничения), используются символы, соответствующие этим жестам.

 

Действие, соответствующее, например, понятию «хорошо», можно  представить следующим образом:

 

–        показ  педагогом жеста «хорошо»;

 

–        фиксация положения пальцев руки (большой  палец поднят вверх, остальные спрятаны в кулак);

 

–        показ  символа «хорошо»;

 

–        соединение жеста и символа (педагог одной  рукой показывает жест, а другой рядом показывает символ).

 

Кроме того, жесты «хорошо» и «плохо» включают в себя эмоциональный  компонент, т. е. сопровождаются соответствующими эмоциями («радость» и «грусть»). Одним из проявлений эмоций является мимика. У детей данной категории наблюдается бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Для развития мимики можно использовать этюды и упражнения по психогимнастике: этюды на выражение удовольствия и радости — «Вкусные конфеты»; этюды на выражение страдания и печали — «Ой, ой живот болит», «Я так усталЖест «иди ко мне» имитирует простое движение, используемое в ситуациях, когда хотят привлечь, позвать к себе ребёнка. При этом задействованы не только ладонь, но и рука (до локтя). Этот жест отличается от жеста «дай» направлением и амплитудой движения. При демонстрации можно использовать сразу обе руки. Это делает жест более понятным и узнаваемым. Закрепление жеста не требует специальной учебной ситуации, так как потребность в привлечении к себе; ребёнка является постоянным и необходимым условием в обучении и воспитании.

 

Жест «спасибо» используется при выражении благодарности. Он представляет собой комбинацию движений: прикосновение рукой (левой или  правой) к груди и одновременный  наклон головы или наклонное движение вперёд всем корпусом тела. Многочисленные бытовые и учебные ситуации (просьбы, совместная работа и др.) дают возможность  активно использовать, а следовательно, и закреплять этот жест.

 

Жест «достаточно» означает «стоп», «закончить работу» или «остановиться». Для выполнения этого жеста нужно  вытянуть вперёд руку и поднять ладонь так, чтобы внутренняя сторона была обращена к другому человеку. Этот жест имитирует движение отталкивания или отстранения от какого-то предмета или человека. Движение рукой должно быть энергичным, чтобы окружающие сразу понимали, что хочет «скалить»  ребёнок. Жест «достаточно» хорошо закреплять в конце игры или урока, когда  учащийся уже поиграл или поработал  с каким-то материалом, начинает уставать или терять интерес. И этот момент можно спросить, хочет ли он играть или заниматься дальше. В случае отсутствия желания используется жест «достаточно».

 

Игры и упражнения на восприятие и изучение своего тела играют важную роль в овладении детьми жестами, обозначающие части тела и лица, и направлены на решение следующих  задач:

 

–        осознанное восприятие собственного тела, функций  частей тела и лица;

 

–        умение управлять движениями частей тела;».

–        развитие моторных умений и навыков, значимых для осуществления гигиены и  самообслуживания, предметно-практической деятельности, сенсомоторного развития, коммуникации.

 

Представление о собственном  теле («схема тела») может формироваться  только на основе многостороннего опыта, предоставляемого органами чувств. Для  этого применяются специальные  игры и упражнения. Это могут быть массаж лица, частей тела; использование  вибрирующих игрушек; игры с мячом; различные упражнения на подражание типа «Делай как я»; игры-разрядки.

 

Основная цель игры-разрядки — активизация, концентрация внимания при выполнении различных заданий. Играразрядка может быть составной частью любого урока, когда возникает необходимость смены одного вида деятельности другим.

 

Формированию представлений  о собственном теле помогают упражнения с сенсорными материалами педагогической системы М. Монтессори: «Ткани», «Что тёплое — что холодное», «Что мягкое — что шершавое» и др. Полезны упражнения с использованием различных подручных материалов:

 

–        пульверизатора для распыления тонкой струёй воды по поверхности кожи рук, ног, других частей тела;

 

–        фонаря (игры ярким лучом);

 

–        резинок  с нанизанными звучащими предметами для надевания на руки, ноги;

 

–        переводных картинок для наклеивания на руки, ноги и другие части тела.

 

При изучении и овладении  схемой тела на данном этапе необходимо использовать указательный жест.

 

Жесты «глаза», «нос», «рот», «зубы» выполняются указательными  движениями в направлении соответствующий  части лица. При показе жеста «глаза»  легче и удобнее использовать обе руки (симметричное движение). При  выполнении жестов «нос», «рот», «зубы», как правило, используется одна рука. Эти жесты следует постоянно  закреплять во время гигиенических  процедур, приёма пищи, на физкультурных  минутках, музыкальных занятиях при  инсценировках песенок и т. д.

В обучение детей можно  включать различные игры и упражнения, стихи с движениями или песенки, при исполнении которых уместно  выполнять движения с указанием  элементов лица: «Нарисуем лицо», «Чего не хватает» (дорисовать, долепить, доклеить, приложить нужную часть), «Для чего нам нужен...», «Просыпайся, умывайся», «Я на солнышке лежу» (песенка).

 

Жесты «уши», «волосы» также  являются указательными, их лучше выполнять  двумя руками. При закреплении  жеста «уши» используют различные  музыкальные игрушки, инструменты  и другие звучащие предметы.

 

Жест «волосы» имитирует  движение поглаживания по голове (волосам). При выполнении этого жеста ребёнок  может проводить рукой по волосам, дотрагиваться до них или захватывать  отдельные пряди.

 

Для закрепления представлений  о частях лица и головы используются такие игры и упражнения:

 

–        «Волшебное пёрышко» — поглаживание мягким пёрыш|,ом по отдельным частям лица и всему лицу;

 

–        лёгкий массаж лица материалами различной  текстуры;

 

–        использование  вибрирующих игрушек (в том случае, если это не вызывает неприятных ощущений);

 

–        аппликация «Мой портрет», «Мой друг» и т. п.;

 

–        лепка  «Весёлые человечки» и др.

 

Жесты «рука(и)», «нога(и)», «живот», «спина», «колени», «ступни», «локти» по способу выполнения также являются указательными. Для их закрепления можно использовать стихи с движениями, считалки, детские песенки: «Хлоп, ладошки», «Наши ножки в лес пошли», «Наши ручки спрятались», инсценировку детских песенок, стихов и т. д. Псе жесты, указывающие на части тела, целесообразно закреплять на разных уроках, во время режимных моментов.

 

Далее можно перейти к  обучению жестам, связанным с практическими  умениями и навыками по уходу за своим телом: посещение туалета, мытьё рук и лица, чистка зубов, вытирание полотенцем рук и лица, промокание салфеткой, причёсывание и др.

Для их формирования и закрепления  большие возможности предоставляет  педагогическая система М. Монтессори, которая предполагает использование специальных упражнений и материалов. Полезными будут следующие задания:

 

–        переноска  коробки (подноса, корзины и т. д.);

 

–        открывание и закрывание дверей;

 

–        пересыпание  в разные ёмкости зёрен, орехов с  помощью ложки;

 

–        сметание пыли со стола;

 

–        мытьё  стола;

 

–        чистка щёткой одежды;

 

–        сгребание  и собирание мусора (мелких бумажек, лоскутков для тренировки);

 

–        закручивание и раскручивание крышек пластиковых  бутылок, банок, флаконов и др.;

 

–        шнуровка;

 

–        расстёгивание  и застегивание пуговиц, кнопок, «липучек»;

 

–        скручивание  и раскручивание носового платка.

 

Такие умения и навыки формируются  и закрепляются на уроках по основам  жизнедеятельности, сенсомоторного обучения, предметно-практической деятельности.

 

Жест «хочу в туалет». Как правило, дети просто показывают на низ живота, и если у ребёнка  этот жест уже сформирован, то лучше  использовать его, не прибегая к новому. Задача педагога состоит в том, чтобы  вовремя «прочитать» данный жест, т. е. понять ребёнка.

 

Жест «расчёсываться»  имитирует движение расчёски по волосам. Практические действия для закрепления  этого жеста лучше проводить  у зеркала.

 

Жест «мыть руки». При  выполнении этого жеста ладони рук  совершают потирающие движения вперёд-назад. Закреплению его помогает раскатывание пластилина или теста. Можно использовать режимные моменты и, конечно, ситуации, при которых нужно вымыть руки, — после лепки, рисования, перед  едой. Этот жест можно закреплять посредством  подвижных игр и упражнений: работа с природным материалом (перетирание  в руках каштанов, зёрен и др.), игра «Скатай трубочку». Дети, которые  не могут выполнять такие движения, используют фотографии и соответствующий  символ «мыть руки».

Жест «чистить зубы». В  этом жесте может быть задействован указательный палец, указательный и  средний пальцы или ладонь руки. Движениями вдоль губ имитируется  движение зубной щётки по направлению  вправо-влево. Для закрепления этого  жеста можно использовать стихи  с движениями, упражнения перед зеркалом.

 

Жест «спать» обычно знаком детям, так как складывать руки ладошкой и подкладывать их под щеку учат родители. Для закрепления этого  движения можно использовать детские  игры-песенки «Ладушки», «Наши ручки».

 

Жест «чистый». Чтобы показать чистоту — аккуратный внешний  вид, нужно тыльной стороной ладони провести по своей одежде от шеи  до пупка.

 

Жест «грязный» представляет собой движение, имитирующее стряхивание пыли или грязи с одежды. Для закрепления итого жеста подойдут практические упражнения по уходу за своей внешностью перед зеркалом в ванной и других местах. Педагог вместе с ребёнком стоит перед зеркалом (взрослый находится за ребёнком) и его рукой (совместные действия) выполняет нужные движения.

 

Жесты предполагают не только овладение определёнными моторными  навыками, которые помогут сообщить о своих проблемах, но и параллельное закрепление необходимых гигиенических  умений и навыков ухода за собой.

 

Жест «есть» имитирует  движение руки во время еды. Действие выполняется одной рукой: ко рту  подносится рука (указательный палец  или кулачок). При выполнении жеста  рот можно слегка открывать (если это возможно). Это сделает движение более выразительным и понятным.

 

Жест «пить» имитирует  движение руки при питье из стакана. Пальцы руки следует расположить  так, будто в руках находится  стакан. Кисть подносят ко рту и  слегка приподнимают её, как будто  выпивается содержимое стакана.

 

Жесты «есть» и «пить» являются простыми и естественными движениями, которые ребёнок использует постоянно. Для закрепления этих жестов подходят игры «Покорми куклу», «Мы в гостях»  и др., во время которых закрепляются нужные движения, организуется взаимодействие взрослого и ребёнка, закрепляется последовательность действий при приёме пищи и т. д. Отработанные жесты становятся средством выражения желаний ребёнка. Он уже сможет не только показывать конкретное действие, но и делать выбор — «хочу есть» или «хочу пить». Для закрепления этих навыков педагогом создаются ситуации, в которых ребёнку нужно сделать выбор.

Двигательные ограничения  зачастую не позволяют учащимся с  тяжёлой интеллектуальной недостаточностью показывать с помощью жестов продукты питания. Тем не менее для «разговора» о некоторых продуктах можно отработать специальные жесты.

 

Среди значимых практических умений и навыков важная роль отводится  процессу одевания (раздевания).

 

Жест «надевать брюки» выполняется следующим образом: двумя руками по наружной стороне  ног в направлении от коленей  к талии производятся скользящие движения.

 

Жест «надевать кофту, верхнюю одежду» имитирует надевание  кофты или верхней одежды (запахивание  на груди).

 

Жест «свитер» можно выполнять  одной или двумя рукам: двигать  руками по телу в направлении от шеи к животу.

 

Жесты «надевать шапку*, «надевать  варежки» имитируют движения надевания  шапки на голову (двумя руками) и  варежек на руки (одна рука с вытянутыми плотно прижатыми друг к другу  пальцами, другая рука — это варежка, которую надо надеть).

 

Для закрепления этих жестов можно использовать упражнения и  задания на уроках по сенсомоторному обучению, практической математике, а  также непосредственно в быту.

 

Все жесты, связанные с  жизненно важными процессами, на данном этапе выполняются двумя руками.

 

Жест «обуваться»: рукой (одной или двумя) выполняется  движение в направлении от пальцев  к пятке по стопе (имитация движения обувать ботинки или сапоги). При  обучении этому жесту повторяются  и закрепляются жесты «нога(и)» и «ступня».

Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты