Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
Упражнения со словами являются последним звеном в цепочке последовательности обучения ребёнка системе символов. Для проведения этих упражнений можно предложить следующие приёмы работы: на карточке-символе постепенно увеличивать размер написанного слова (шрифт); постепенно уменьшать размер рисунка; начиная с наиболее простых символов, в изображении предмета «удалять» (закрашивать, зарисовывать) отдельные детали и продолжать эту работу до тех пор, пока на карточке-символе не останется ничего, кроме напечатанного слова. Данный вид упражнений имеет целью сформировать целостное восприятие слова.
Оценочно-коррекционный этап
Основной акцент в работе
по формированию коммуникативных навыков
делается на усвоение ребёнком средств
общения (речевых и неречевых) для
удовлетворения возникающей коммуникативной
потребности. Развитие коммуникативной
функции речи — главная задача
данной работы, а коммуникативный
принцип построения уроков рассматривается
в качестве ведущего. На всех уроках
поддерживается и поощряется речевая
активность учащихся. Осуществляется
работа по обучению детей использованию
различных средств невербальной
коммуникации (жестов, символов), позволяющих
развивать умение удовлетворять
возникающую коммуникативную
Педагогами и родителями создаётся речевая среда, способствующая пробуждению у ребёнка речевой активности как важнейшего условия дальнейшего овладения речью, интереса к предметному миру и человеку (прежде всего сверстнику как объекту взаимодействия), развитию предметных и предметноигровых действий, способности участвовать в коллективной деятельности, понимание соотносящих и указательных жестов и т. д. Всё это предваряет, а затем и сопровождает обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.
Предлагаем возможную характеристику уровней сформированности умений общения у учащихся с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью:
0 — понимает намерения
другого человека по мимике, жестам,
воспринимает их только с
1 — общается с помощью
небольшого количества жестов
и символов, адекватно воспринимает
и выполняет простейшие
2 — использует невербальные
средства коммуникации (поворачивает
голову в сторону названного
объекта, использует
3 — использует звукоподражание, лепетные и простые слова для выражения потребностей, эпизодически использует символы, пиктограммы;
4 — использует для
общения вербальные и
Словарь использованных терминов
Альтернативная коммуникация — дополнительная коммуникация (также приняты термины «тотальная коммуникация», «альтернативная коммуникация» и др.)- Это направление исследований появилось в Европе и Соединённых Штатах несколько десятилетий назад. Системы дополнительной коммуникации позволяют людям, не владеющим речью или имеющим нарушения речи, получить средство коммуникации, сходное по устройству с естественными языками.
Апраксия — нарушение
произвольных целенаправленных действий
при сохранности составляющих их
элементарных движений. Это нарушение
относится к расстройствам
Включение — термин, развивающий понятие «интеграция» и, по мнению зарубежных идеологов, в большей степени отражающий современный взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. При этом активной позиции самого общества в принятии людей с особыми потребностями и в обеспечении гарантий их прав придаётся большее значение.
Внеситуативно-личностное общение — высшая форма общения ребёнка со взрослым в концепции М. И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребёнка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым.
Внеситуативно-познавательное общение — одна из форм общения ребёнка со взрослым в концепции генезиса общения М. И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная для детей 4—5 лет. Явным признаком появления В.-п. о. являются вопросы ребёнка о предметах и явлениях физического мира (о явлениях природы, о машинах, о жизни животных и пр.). Это общение происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений об окружающем мире.
Вспомогательные способы коммуникации — все способы, которыми общаются неговорящие, не понимающие речь люди (например, жесты, фотографии, картинки, пиктограммы, символы Блисса).
Генерализация — обобщение, логический переход от частного к общему; здесь: умение переносить усвоенные навыки из одной ситуации в другую и из процесса обучения — в повседневную жизнь.
Гипотония — сниженный мышечный тонус.
Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребёнка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гуу-у», «а-гу» и т. п. Обычно появляется в конце первого — начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев).
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Жесты — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. Жест (кинесика) — один из прагматических навыков, позволяющих соотносить речь с физическим и социальным контекстами, т. е. «сказать то, что нужно, в нужное время, в нужном месте». Жесты подразделяются на указательные, иллюстративные, поясняющие и выделяющие высказываемую мысль, и выразительные, или изобразительные, передающие, выражающие слово. Они обозначают состояние, предмет или действие. Некоторые жесты приобрели конкретное или даже обобщённое значение. Могут изображать родовое понятие или видовое отличие. Жесты являются одним из важных компонентов в структуре невербальной коммуникации, которая выступает средством компенсации отсутствия речевого общения. Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой — «здравствуй», прощальный жест — «пока», пожатие руки, кивок головой — «да», покачивание головой из стороны в сторону — «нет», воздушный поцелуй.
Альтернативная коммуникация — дополнительная коммуникация (также приняты термины «тотальная коммуникация», «альтернативная коммуникация» и др.)- Это направление исследований появилось в Европе и Соединённых Штатах несколько десятилетий назад. Системы дополнительной коммуникации позволяют людям, не владеющим речью или имеющим нарушения речи, получить средство коммуникации, сходное по устройству с естественными языками.
Апраксия — нарушение
произвольных целенаправленных действий
при сохранности составляющих их
элементарных движений. Это нарушение
относится к расстройствам
Включение — термин, развивающий понятие «интеграция» и, по мнению зарубежных идеологов, в большей степени отражающий современный взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе. При этом активной позиции самого общества в принятии людей с особыми потребностями и в обеспечении гарантий их прав придаётся большее значение.
Внеситуативно-личностное общение — высшая форма общения ребёнка со взрослым в концепции М. И. Лисиной, возникающая в старшем дошкольном возрасте и характерная для детей 6—7 лет. В.-л. о. направлено на познание социального, а не предметного мира. Оно не включено в какую-либо другую деятельность и представляет собой общение в чистом виде. Протекает в форме эпизодов, имеющих самостоятельное значение для ребёнка и не являющихся аспектом какого-либо иного сотрудничества со взрослым.
Внеситуативно-познавательное общение — одна из форм общения ребёнка со взрослым в концепции генезиса общения М. И. Лисиной, возникающая в середине дошкольного возраста и характерная для детей 4—5 лет. Явным признаком появления В.-п. о. являются вопросы ребёнка о предметах и явлениях физического мира (о явлениях природы, о машинах, о жизни животных и пр.). Это общение происходит на фоне познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений об окружающем мире.
Вспомогательные способы коммуникации — все способы, которыми общаются неговорящие, не понимающие речь люди (например, жесты, фотографии, картинки, пиктограммы, символы Блисса).
Генерализация — обобщение, логический переход от частного к общему; здесь: умение переносить усвоенные навыки из одной ситуации в другую и из процесса обучения — в повседневную жизнь.
Гипотония — сниженный мышечный тонус.
Гуление — разновидность предречевых вокализаций ребёнка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: «а-а-а-а», «га-а», «гуу-у», «а-гу» и т. п. Обычно появляется в конце первого — начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев).
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Жесты — различного рода телодвижения, сопровождающие или заменяющие вербальную речь. Жест (кинесика) — один из прагматических навыков, позволяющих соотносить речь с физическим и социальным контекстами, т. е. «сказать то, что нужно, в нужное время, в нужном месте». Жесты подразделяются на указательные, иллюстративные, поясняющие и выделяющие высказываемую мысль, и выразительные, или изобразительные, передающие, выражающие слово. Они обозначают состояние, предмет или действие. Некоторые жесты приобрели конкретное или даже обобщённое значение. Могут изображать родовое понятие или видовое отличие. Жесты являются одним из важных компонентов в структуре невербальной коммуникации, которая выступает средством компенсации отсутствия речевого общения. Жесты или телодвижения, которые используются во время общения, иногда называют социальными знаками. Обычно это приветственный жест рукой — «здравствуй», прощальный жест — «пока», пожатие руки, кивок головой — «да», покачивание головой из стороны в сторону — «нет», воздушный поцелуй. Интеграция — подход к воспитанию и обучению, в соответствии с которым дети с особенностями развития растут и учатся вместе с детьми, развивающимися типичным образом, но при этом получают необходимую профессиональную помощь.
Коммуникация, общение, обмен
мыслями, сведениями, идеями и т. д.,
— специфическая форма
Коммуникационная доска — доска с пиктограммами или картинками, изображающими людей, предметы или действия, на которые ребёнок может указывать, чтобы обозначить свои желания и потребности.
Коммуникативная книжка — личное многостраничное средство для коммуникации.
Коммуникативное намерение — понимание человеком того, что его слова влияют на окружающих и дают результаты.
Компьютерные пособия — пособия для коммуникации, основанные на микропроцессоре.
Лепет — разновидность предречевых вокализаций ребёнка, голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера. Появляется в виде разнообразных несложных звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов «та-та-та», «ба», «ма» и т. п.). Используется ребёнком для называния предметов, выражения своих желаний, требований, сопровождает предметноманипулятивную деятельность, часто наблюдается как «игра» ребёнка с голосовыми звуками. Лепет младенца активизируется в ответ на обращённую к нему речь взрослого (так называемый ответный лепет). В конце первого года жизни отмечается «лепетное говорение», интонационно имитирующее целую фразу или несколько фраз в подражание речи взрослых, — предвестник появления активной речи. В отличие от других предречевых вокализаций лепет может иметь диагностическое значение, так как отсутствует у умственно отсталых детей. У глухих детей наблюдается спонтанный лепет, но отсутствует ответный.
Лёб-система — система, охватывающая 60 символов (пиктограмм) с напечатанными под рисунками значениями слов.
Может быть использована для работы с детьми, имеющими умственные и физические отклонения в развитии; предназначена также для детей дошкольного возраста. Система состоит из символов, разделённых на 10 групп: общие знаки взаимопонимания (я, просьба, давать, указывать, приветствовать, делать, спасибо, да/хорошо, нет/плохо, прекратить); слова, обозначающие качество (тепло, холодно, большой/много, маленький/мало, громко, тихо); сообщение о состоянии здоровья (больной, лекарство, врач); посуда, продукты питания (есть, пить, хлеб, мороженое, овощи, фрукты, сладости, колбаса); предметы домашнего обихода (дом, стол, отдыхать); личная гигиена (туалет, одевать, принимать душ, причёсываться, плавать, спать, мыть, чистить зубы); игры и занятия (ехать на автомобиле, смотреть телевизор, идти, рисовать, слушать музыку, музицировать, смотреть, играть, говорить, заниматься); религия (молиться, церковь, причастие); чувства (счастливый, я тебя люблю, печальный, испуганный); работа и отдых (праздновать, танцевать, учиться, работать, убирать). Цель системы — научить ребёнка выражать с помощью символов свои желания.
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты