Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 08:47, курсовая работа
Общение как вид человеческой деятельности стало изучаться учёными сравнительно недавно — в 70—90-е годы XX века (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, М. С. Коган, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина и др.). Исследователи по-разному трактуют понятие «общение», однако в одном они солидарны: общение является важным видом человеческой деятельности.
Особенно ценны невербальные сигналы тем, что они спонтанны, бессознательны. Невербальное общение включает в себя следующие пять подсистем (см. рис. 2):
1. пространственная подсистема (межличностное пространство);
2. взгляд;
3. оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя внешний вид собеседника, мимику (выражение лица), пантомимику (позы и жесты);
4. паралингвистическая, или около речевая, подсистема (вокальные качества голоса, его диапазон, тональность, тембр);
5. экстралингвистическая, или внеречевая, подсистема, к которой относятся темп речи, паузы, смех и т. д.
Визуальное общение — специфическая знаковая система, используемая в процессе общения и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения.
Кинетика — система знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику. Эта система предстаёт как свойство общей моторики различных частей тела (рук — тогда мы имеем жестикуляцию, лица — мимику, позы — пантомимику). Общая моторика различных частей тела человека отображает его эмоциональные реакции.
Паралингвистика — система знаков, представляющая собой также «добавки» к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других «вкраплений», например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.
Проксемика — это пространственная и временная организация общения, которая выступает также особой знаковой системой.
Восприятие человека и
формирование первого впечатления
о нём является начальным этапом
общения. Реальные основания для
понимания другого человека по его
внешности и элементам
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнёрам, а также различные сочетания этих факторов — всё это имеет определённое социально - перцептивное содержание и несёт информацию о внутренних состояниях и характеристиках. Внешний облик человека, тесно связанный с манерой держаться, с языком поз и жестов, является важнейшим фактором неречевого воздействия.
Выражение лица — это своего рода визитная карточка внутреннего мира человека. Посредством одной только мимики можно расположить партнёра к общению или оттолкнуть его. Мимика — динамическое выражение лица, выражение глаз, движение рта, которые определяются степенью подвижности указанных частей лица. Первое и главное, что отражается в мимике человека, — это эмоции. Причём важно отметить большую способность людей к распознаванию основных эмоций по выражению лица. Передача эмоциональных состояний — одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Например, до предела поднятые брови оцениваются как выражение сильного недоверия к партнёру, наполовину поднятые — удивления, чуть-чуть нахмуренные — задумчивости, сосредоточенности, сильно нахмуренные — гнева. Так что мимика — существенная составляющая процесса общения. Однако важно, чтобы выражение лица соответствовало тому посланию, которое передаётся. Исследования показывают: если словесное и несловесное послания не согласуются друг с другом, слушатель поверит несловесному.
Обсуждая информацию, которую можно прочесть с лица человека, необходимо сказать о роли направления взгляда.
Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше; когда трудность преодолевается — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, — в основном, чтобы проверить реакцию и заинтересованность. Слушающий человек больше глядит в сторону говорящего и посылает ему сигналы обратной связи. Для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью и сложными двигательными нарушениями зрительный контакт является порой единственным средством общения.
Наибольшей силой
Выражения лица весьма выразительны, хорошо видимы для других, достаточно осознаваемы и контролируемы. При определённых обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным. Тогда в качестве главного источника информации для партнёра выступает тело. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фокус наблюдения с лица человека на его тело и движения. Многочисленные исследования, проведённые в последние 30 лет, показывают, что практически все люди умеют хорошо «читать» позы и жесты, хотя далеко не всегда понимают, как они это делают.
О той информации, которую несёт жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляций. Несмотря на то, что нормальное количество жестов различно у разных народов и разных культур (больше на юге и меньше на севере), их количество и интенсивность растут вместе с возрастанием эмоциональной возбуждённости человека, его взволнованности. Возрастает интенсивность жестикуляции и при желании достичь более полного понимания между партнёрами, особенно если оно почему-либо затруднено.
Позы, как правило, являются неосознанным средством выражения психических состояний. Значение и смысл поз (так же как и остальных элементов поведения) могут быть понятны любому человеку. Доказано, что «закрытые» позы (когда человек как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза — стоя: руки скрещены на груди и сидя: обе руки упираются в подбородок, и т. п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики и даже страха перед партнёром. «Открытые» позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх; сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Имеются ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыслителя), позы критической оценки (руки под подбородком, указательный палец вытянут вдоль виска). Известно, что если человек заинтересован в общении, он в положении сидя наклоняется вперёд к собеседнику; если же он не очень заинтересован, то откидывается назад. Человек, желающий заявить о себе, будет стоять прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами, иногда упёршись руками в бёдра; человек же, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, расслаблен, спокоен, он будет находиться в свободной непринуждённой позе.
Вряд ли нужно специальное
обучение, чтобы понять: если человек
весь зажат, напряжён, то ему скорее
плохо, чем хорошо. Если в движениях
и позах чувствуется
По походке наблюдатель довольно легко может распознать эмоциональное состояние её владельца: гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причём самая тяжёлая походка — при гневе, самая большая длина шага — при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они висят, а если счастлив — он летит, у него более частые и лёгкие шаги. Умение читать информацию, которую несут в себе жесты, движения, позы, важно, поскольку оно позволяет лучше понимать состояние собеседника и контролировать внешнее проявление переживаний.
Для понимания эмоционального состояния, намерений и личностных особенностей говорящего необходимо также знание звуковых особенностей речи: громкости и высоты звука, темпа, ритма речи, пауз, интонации. Важно помнить, что между тем, что мы говорим, и тем, как мы говорим, существуют расхождения. Люди больше будут доверять тону голоса, чем смыслу слов.
Таким образом, на основе многочисленных исследований, посвящённых выявлению тех или иных связей между состояниями и переживаниями человека, и тем, как они выражаются внешне, можно сделать следующие выводы: информация, заключённая в тех или иных внешних проявлениях человека, может быть воспринята и вполне адекватно понята практически всеми людьми, в том числе и людьми с нарушением интеллекта. Поэтому родителям и педагогам, работающим с «особыми» детьми, следует обращать внимание на развитие не только вербального, но и невербального общения.
При выборе языковой системы необходимо учитывать степень развития движений рук ребёнка (ловкость); готовность использовать знаковую систему и распространённость того или иного языка в обществе. Цель обучения ребёнка коммуникации заключается в том, чтобы он освоил такой язык, с помощью которого сможет контактировать с окружающими.
Обратимся к невербальной коммуникации, учитывая возможности учащихся с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности. В качестве наиболее важного компонента в неречевой коммуникации признаётся жест, т. е. выразительное движение рук. Жест (кинесика) — это один из прагматических навыков. Прагматические навыки.цозволяют соотносить речь с физическим и социальным контекстами, т. е. сказать то, что нужно, в нужное время, в нужном мест Жесты подразделяются на указательные, иллюстративные, поясняющие и выделяющие высказываемую мысль; выразительные или изобразительные, передающие, выражающие слово. Они обозначают состояние, предмет или действие. Некоторые жесты приобрели конкретное или даже обобщённое значение. Они могут изображать родовое понятие или видовое отличие. Жесты являются одним из важных компонентов в структуре невербальной коммуникации, которая выступает как средство компенсации при отсутствии речевого общения.
Указательный жест — один из самых важных. Когда человек грозит пальцем, он показывает, что недоволен, а когда пожимает плечами, то как бы говорит, что ничего не может поделать. Жесты могут заменять речь при общении. Например, в ситуации, когда спрашивают, не хотите ли вы ещё макарон, вы вынуждены кивнуть в знак согласия, потому что у вас полный рот.
Иногда родители высказывают опасение, что язык жестов будет препятствовать развитию речи или задержит его. Научные исследования доказали как раз обратное. Без использования жестов дети с интеллектуальной недостаточностью, которые, как правило, понимают больше, чем могут выразить словами, испытывают такое отчаяние от невозможности выказать чувства и потребности, что нередко начинают просто кричать. Язык жестов помогает ребёнку усваивать основные понятия, убеждает в его способности влиять на окружающий мир. Жесты направлены на то, чтобы вооружать ребёнка средствами коммуникации и способствовать её улучшению. При этом они должны быть функциональными, т. е. чтобы в процессе повседневной деятельности ими можно было часто пользоваться, и легковыполнимыми для ребёнка. Учатся жестам главным образом путём подражания. В разных культурах свои жесты, и ребёнок усваивает ту совокупность жестов, которой пользуются окружающие его люди.
Овладение детьми жестами как средством невербальной коммуникации осуществляется поэтапно.
Первый этап — пред коммуникация. На этом этапе создаются ситуации общения, которые побуждают ребёнка пойти на контакт со взрослым с целью удовлетворения потребностей и желаний. Взрослый привлекает внимание к себе с помощью нажатия на звуковую кнопку, хлопков, ударов по звучащим игрушкам, предметам (бубен и др.) или совершая определённые действия (подходит к интересующему объекту или т. п.).
Самое важное — получение ребёнком радости от общения, которое становится неотъемлемой частью его существования.
Второй этап — коммуникация, направленная на себя. Ребёнка обучают указательному жесту, направленному на себя, в смысле «я». Это необходимо, в первую очередь, для ознакомления ребёнка с частями собственного тела (где глаза, где рот, где живот и т. д.), чтобы в последующем он смог выполнить жест, например, «хочу пить, хочу есть» или «болит живот» и поднести руку к соответствующим частям тела.
Третий этап — коммуникация, направленная на ближайшее окружение. На этом этапе основным остаётся указательный жест, однако он направлен не на себя, а в сторону ближайшего окружения, например, туда, где находится интересующий ребёнка объект (в сторону двери, в смысле «хочу выйти» или «хочу открыть» в зависимости от конкретной ситуации).
Проведённая экспериментальная работа позволяет сформулировать некоторые советы-рекомендации по использованию жестов.
Жест не исключает, а, наоборот, предполагает синхронное использование слов. Когда выполняется жест или произносится слово, педагог следит за тем, чтобы ребёнок смотрел на него. При обучении ребёнка жесту ему оказывается помощь в виде совместных действий (педагог кладёт свою руку на руку ребёнка и помогает ему в выполнении движения).
Отрабатываемые жесты используются в процессе повседневной деятельности ребёнка. При общении с помощью жестов ребёнка побуждают к вокализации, произношению звуков, слов. Членам семьи, воспитателям, значимым взрослым важно понимать жесты, которые использует ребёнок, и эмоционально реагировать на них.
Коммуникативную роль играют все проявления поведения человека, включая зрительный контакт и жесты. Движения человека тоже являются средством передачи посланий, и мы всегда должны интерпретировать поведение ребёнка как коммуникативное. Обучение осуществляется на таком уровне, на котором успеха может достичь каждый ребёнок. Ключ к успешному овладению языком — это большая практика в социальном взаимодействии в реальных жизненных условиях.
Информация о работе Средства общения как способ включения детей в социальные контакты