Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………

Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..

Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ Сергеев М.И..doc

— 499.50 Кб (Скачать)

Учащиеся старших классов, члены кооператива (Приложение 2) изготавливают различные сувениры, предметы обихода, домашнюю утварь, мебель (разделочные доски, куерчэх, скалки, ложки, швабры, лопаты, якутские ножи, столы, стулья, табуретки, кровати и др.) из различных материалов (дерево, металл, пластика, мех, ткани и т.п.). (Приложение 3)

Кроме этого члены  УПК выполняют различные работы в туристическом комплексе «Тэйэр Хайа»: изготовление фигур изо льда, снега, проложение дорожки для катания на санках, готовят каток на реке Амга, спуск с горы.

По положению в УПК  «Узор» принимаются учащиеся  7-11 классов по договору с родителями. На каждого школьника оформляется трудовая книжка. Для поддержания материальной заинтересованности детей часть выручки идет на оплату детского труда.

Исходя из возможностей учебно-производственной базы, цели, содержания и характера труда, уровня подготовленности учащихся к труду используется одна из форм его организации в учебной мастерской:

- выполнение каждым  учеником индивидуально от заготовки до готового изделия;

- выполнение каждым  учеником части технологического  процесса;

- попарная работа;

- звеньевая работа  учащихся, которые могут выполнить  различные виды занятий фронтально, поточным методом или одновременно  работать над неделимым объектом труда.

Для трудового обучения всегда актуальна реализация известных педагогических принципов непрерывности, систематичности и преемственности. Поэтому весь курс трудового обучения делится на 4 ступени, которые имеют условные названия:

1ступень – 1-3 классы – подготовительная;

2 ступень – 4-6 классы  – формирующая;

3 ступень – 7-8 классы  – развивающая;

4 ступень – 10-11 классы  – профессиональная.

На 3-й и 4-й ступенях дидактически оправдывает себя объединение  классов в один разновозрастной  класс с сохранением общего количества часов, отведенных на уроки трудового обучения.

В кооператив вступили почти все юноши с 8 по 11 классы. Мы в организации кооператива позаимствовали опыт Арылахской средней школы Верхоянского улуса по разделению разновозрастного коллектива учащихся на 2 группы, так как дети отличаются по уровню способностей к выполнению творческой практической деятельности. В первую группу включили детей с выраженными художественными способностями (Приложение  2) – они занимаются сувенирными изделиями индивидуально – изготовляют шкатулки из березы по методу скручивания луба березы (хатын иэ5ии), делают сувениры из кореньев деревьев (мас удьурхайа). Вторую группу составляют дети с обычными способностями, но желающие работать в кооперативе. Они делают простые в изготовлении предметы, например, скалки, разделочные доски и т.п. В процессе обучения предусматривается переход учащихся из одной группы в другую, поскольку в силу ряда индивидуальных особенностей не все дети одинаково овладевают определенными умениями.

Деление на группы практически  безошибочно, так как в маленьком  селе все обо всех хорошо знают. Учитель трудового обучения Соловьев Петр Петрович – заметная личность на селе, коренной житель села, потомственный мастер по деревообработке. Он хорошо знаком с родителями школьников, знает родословную каждой семьи.

От того, насколько  правильно будут определены формы  организации производительного  труда, во многом зависит общая результативность трудовой подготовки школьников (Приложение 4)

Организационная работа УПК. Тематика производственных совещаний, посвященных учебно-производственным вопросам следующие:

- о готовности УПК  к новому учебному году (годовой  производственный план);

- о проделанной работе (текущий отчет);

- годовой отчет УПК.

На первом совещании в августе обсуждается и принимался годовой план работы школы, где осуждался вопрос об организации УПК (приложение 5). В октябре рассматривались вопросы, связанные с производственным планом в УПК. После окончания первого полугодия подводились его итоги и определялись задачи на второе полугодие. В конце мая подводятся итоги работы за год, и в конце июня собирается специальный педсовет, на котором обсуждаются результаты производственной работы УПК. На совещаниях при участии администрации рассматриваются текущие вопросы, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса: выполнение тематических планов мастерами производственного обучения, организация общественно полезного труда, конкурсов профессионального мастерства, работа органов ученического самоуправления и т.д. Особое внимание уделяется планированию воспитательной работы с учащимися и их родителями.

Учебно-воспитательная и методическая работа в УПК. В этом разделе план работы педагогического коллектива рассматривает трудовое обучение и профессиональную ориентацию учащихся как составные части воспитательной работы по подготовке их к жизни и труду, формированию всесторонне и гармонично развитой личности.

В основе планирования этого  раздела лежат следующие направления: 

-воспитание учащихся;

- развитие навыков, необходимых для овладения выбранным видом труда;

- подготовка учащихся к практической деятельности;

- ориентация на выбор массовых профессий материального производства и сферы обслуживания.

Значительное место  в плане воспитательной работы занимают мероприятия, укрепляющие связь обучения с жизнью, способствующие психологической подготовке школьников к общественно полезному труду, приобретению трудовых навыков и умений.

На данный момент разрабатываются производственные задания по каждому участку, планируется подготовка и проведение конкурса на звание «Лучший столяр», научно-практической конференции по теме «Роль УПК в профессиональном и социальном становлении учащегося».

В разделе работы по профессиональной ориентации предусматриваются экскурсии в ВУЗы, ССУЗы и на предприятия для учащихся 8-11 классов, выступления старшеклассников перед учащимися младших классов и выпускников перед школьниками с рассказами о выбранной ими профессии, проведение выставок технического и художественного творчества учащихся, встречи с лучшими мастерами улуса и города Якутска. Планируется встреча с Неустроевым Б.Ф. - Мандар Уус. Центральной задачей в работе мастера производственного обучения является совершенствование методики преподавания.

 

2.3. Анализ результатов исследования

 

Положительным фактором школьного кооперативного движения является его гибкость в организации  труда, экономическая самостоятельность, рентабельность, свободное сочетание  индивидуальной и коллективной деятельности, педагогическая эффективность.

- Гибкость в организации труда определяется тем, что учебно-производственный кооператив «Узор» организован на базе школьной учебной мастерской, где материалы, оборудование и большинство необходимых инструментов есть в наличии. Не потребовалось приобретать необходимый инвентарь, оборудования, оформлять банковский кредит (Приложение 6).

Нормативные документы опираются на «Закон об образовании», «Закон о кооперации», Устав школы, Учебный план школы и Годовой план школы. Дополнительно были разработаны Положение о учебно-производственном кооперативе и формы договора с родителями учащихся и договора реализации продукции.

Был разработан план организации УПК, производственный план на 2010-11 учебный год и экономический план. Так как организация УПК при сельской школе, план не рассчитан на огромную прибыль, но обучающие и воспитывающие цели в ней имеют большее значение чем экономические, хотя последнее немаловажно (Приложения 3, Приложение 5, Приложение 7). 

- Экономическая самостоятельность:

Вся продукция УПК «Узор» реализуется в сельском магазине с.Мырыла и в с.Чурапча в магазине «Чэчир» (ИП Неустроева А.М.) по договору реализации. Цены реализации установлены самостоятельно руководителем УПК.  Цену продажи потребителям (процентные накрутки) устанавливают сами владельцы магазинов. По договоренности продавец имеет возможность сразу оплатить сумму реализации, или же оплатить сумму по мере продажи продукции. В последнем случае устанавливаются сроки продажи. Нереализованную за этот период продукцию УПК может забрать обратно или же по согласованию продлить договор.

Доходы от реализации продукции остаются в школе, отдельной статьей в балансе бухгалтерии: 50% идет на заработную плату членам кооператива, 50% остается в школе в фонд укрепления материально-технической базы школы, в частности на приобретение оборудования для мастерской школы.

 Заработная плата  членам кооператива начисляется  по сдельному труду поквартально. Сдельный труд отмечается в специальной трудовой книжке члена кооператива, где записывается фамилия имя учащегося, выполненные работы, предмет, дата, срок выполнения, качество выполненной работы. Рассмотрим это на примере изготовления обычного кухонного стола:

Технология изготовления стола требует следующих операций:

- подготовка материалов: подборка древесины, набросок чертежа;

- распиловка деталей  на станке: 4 ножек, 1 столешница.

- строгание деталей;

- обработка шкуркой;

- соединение деталей клеем;

- декор: покраска морилкой или покрытие лаком;

Могут изготовить кухонный стол 2 человека.

 

Расчет заработной платы за выполнение изделия

ЗП = (ЦРИ : 2) :  КЧ;

 

Где, ЗП – заработная плата; ЦРИ – цена реализации изделия; КЧ – количество человек, задействованных в выполнении изделия.

 

По этой формуле начисляется  заработная плата за изготовление кухонного стола.

Стол стоит 2000 (две тысячи) рублей, а количество участников выполнения работ по изготовлению стола – 2. Таким образом, по формуле, зарплата составляет на 1 человека по 500 (пятьсот) рублей. 1000 (тысяча) рублей от  суммы реализации остается в школе. Таким образом, начисляются заработная плата и индивидуальным и коллективным изготовителям.

В связи с этим учащиеся лично заинтересованы в количественном и качественном плане своих работ. Чем больше сделают, тем больше получают. Чем лучше делают, и делают сложное, тем выгоднее в оплате труда. Это развивает у учащихся способности и повышает мотивацию к труду.

Мастер сам отбирает учащихся для изготовления тех или  иных продукций, направляет, советует, контролирует работу.

На мастера лежит  огромная ответственность за атмосферу в коллективе кооператива, он должен быть справедливым, иметь авторитет, не иметь любимчиков, правильно распределять труд, чтобы не возникли конфликтные ситуации.

- Рентабельность:

Учебный год еще не кончился, но предлагаем на ваше рассмотрение краткий отчет УПК «Узор» за 2010-11 учебный год по состоянию на 1 мая 2011г.

Было запланировано изготовить 20 наименований изделий на сумму 96650 (девяносто шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей и доход от работы туристического комплекса «Тэйэр Хайа» во время весенних каникул (апрель 2011г.) 100000 (сто тысяч) рублей  - итого 196650 (сто девяносто шесть тысяч шестьсот пятьдесят) рублей. Из этой суммы доходов было запланировано на зарплату членам кооператива 78325 (семьдесят восемь тысяч триста двадцать пять) рублей, а на улучшение материально-технической базы школы – 118382 (сто восемнадцать тысяч триста двадцать пять) рублей (Табл.1).

Таблица 1

Экономический план производственной работы УПК «Узор»

наименование  изделия, всего 20 наименований

количество  изделий (шт.)

Общая сумма

На  зарплату

На  улучшение МТБ школы

Сувенирные  изделия

17

24200

12100

12100

Мебельная продукция

57

40000

20000

20000

Предметы  для быта

50

8000

4000

4000

Национальная  продукция

25

13000

6500

6500

ВСЕГО ЗА ИЗДЕЛИЯ:

 

96650

48325

48325

Работа  в ТК "Тэйэр Хайа"

*

100000

30000

70000

ИТОГО

 

196650

78325

118325


 

 

 УПК начала свою  производственную работу с октября  2011г. Изготовлено изделий из 20 наименований 248 штук из 289 запланированных (85,8%). План не выполнен по следующим причинам: нехватка сырья, актированные дни в зимний период, болезнь некоторых учащихся. Реализовано 44,7% из выполненных изделий на сумму 42070 (сорок две тысячи семьдесят) рублей (Таблица 2 и Таблица 3, Приложение 9). 55,3% изделий находятся на продаже.

Таблица 2

Изготовление изделий  в УПК «Узор»

наименование

план

выполнено

реализовано

на  продаже

Сувенирные  изделия

17

13

9

4

Мебельная продукция

57

49

26

23

Предметы  быта для кухни

140

124

35

89

Предметы  для быта

50

50

35

15

Национальная  продукция

25

12

6

6

ВСЕГО ИЗДЕЛИЙ (ШТ.)

289

248

111

137

%

100

85,8

44,7

55,3

Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе