Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………

Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..

Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….

Выводы по 2 главе…………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………….

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ Сергеев М.И..doc

— 499.50 Кб (Скачать)

Идея развития творческих способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважение к детской  личности и развивающей роли труда  были положены в основу созданного сторонниками «свободного воспитания», «Дома свободного ребенка». Организатором  этого воспитательного учреждения был Константин Николаевич Вентцель (1857–1947), полагавший, что воспитание и образование детей в школах должно осуществляться в процессе включения их в повседневную жизнь, в тесной связи с производительным творческим трудом [38,129]. Одним из ярких представителей концепции свободного воспитания был Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934). Идея детского труда проходит через всего теоретическую и практическую деятельность С.Т. Шацкого [38,254].

Вместе с А.У. Зеленко С.Т. Шацкий начинает уникальный опыт создания образовательно-воспитательного учреждения для детей беднейшего населения Марьиной рощи в Москве с использованием самодеятельности и самоуправления детей, их заинтересованности и инициативы в организации всей внутренней жизни этого учреждения, применением труда как стимула для создания детского сообщества. Еще в 1905 году С.Т. Шацкий и А.У. Зеленко организовали загородную летнюю колонию для приходских которому удалось развернуть разнообразную работу: начала создаваться система детских учреждений, включающая детский сад, начальную школу, детский клуб, различные мастерские, в которых дети обучались различным ремеслам и одновременно получали общеобразовательную подготовку [38,67].

В 1906 году вместо закрытого  властями «Сетлемента» было открыто другое общество «Детский труд и отдых», а в летнее время работала детская колония «Бодрая жизнь». Во всех этих учреждениях С.Т. Шацкий и его коллеги проводили интереснейший эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда [52,59].

Большая роль в разработке проблем трудового воспитания и  обучения в средней школе принадлежит  известному педагогу Петру Федоровичу Каптереву (1849–1922). Он категорически  выступал против какой бы то ни было профессионализации общеобразовательной школы, указывая, что если «отвлеченная и мертвая житность вредна», то «грубый утилитаризм и мастеровщина в школе еще вреднее». Трудовое начало в школе, по мнению П.Ф. Каптерева, должно способствовать развитию, прежде всего, мыслительных способностей учащихся. Физический же труд, взятый сам по себе, теряет значительную часть своей ценности, фактически является простой физической нагрузкой, которая у маленьких детей, но совершенно бесполезна в юношеском возрасте [18,75].

Вместе с тем П.Ф. Каптерев полагал, что ручной труд учащихся как один из элементов общего образования совершенно необходим в школе потому, что он развивает физические силы ребенка, позволяет выработать точность действий, правильно использовать различные материалы, учит преодолевать трудности. Однако полную воспитательную силу ручной труд сможет приобрести только тогда, когда он будет находиться в тесной связи с содержанием теоретических работ», будет способствовать умственной деятельности учащихся. Только такая школа будет не просто вооружать учащихся навыками труда, но, развивая мышление, будет вырабатывать у них и осознанное отношение к труду [18, 72].

Использование «трудового принципа» и «трудовых активных методов» стало отличительной чертой многих опытных школ в конце XIX начале XX вв. Вопросы организации, содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса в «трудовой школе» отражались на страницах печати, рассматривались в работе учительских съездов. Для этого предлагалось широко использовать экскурсии, природоведение, обоснованное на самостоятельных наблюдениях и опытных детей, не сокращая при этом и без этого малый объем знаний, даваемый детям в начальной школе, а широко понимания «трудовой принцип» как способ организовать учебный процесс так, чтобы обеспечить соединение преподавания с самостоятельностью детей, их опытом и трудом, что позволит связать абстрактное с конкретным, работу головы с работой рук [38, 213].

Изучив и проанализировав  историю развития русской педагогики и зарубежной, нам стало видно, что процесс внедрения труда в школьное образование находит отклики с древних времен, затем этот процесс направлен на соединение обучения с производительным трудом в начальной школе. Для этого создавались экспериментальные школы, например «Школа труда».

Всестороннее развитие умственных и физических сил каждого ребенка и формирование у детей наибольшей способности к труду относили к ведущим факторам, способствующим проявлению таких способностей человека, как самостоятельность, проявление волевых качеств.

В настоящее время становится очевидным, что система образования должна обеспечивать подготовку ответственного, инициативного, дисциплинированного и творчески мыслящего работника, мастера своего дела, хозяина общественного производства, гражданина-труженика, способного к самообразованию и самовоспитанию, утверждению трудовой морали, гуманных общественно-трудовых отношений, мобильного, готового к переменам труда, к общественной деятельности в условиях действия нового хозяйственного механизма.

В этом плане мы считаем, что основополагающим в трудовой подготовке подрастающего поколения является принцип соединения обучения с производительным трудом – трудом организованным, посильным, систематическим, опирающимся на знания и умения учащихся и формирующих их самих. К.А.Иванович отмечает, что «фактором воспитания является общественно полезный производительный труд учащихся. Школьники участвуют в создании материальных ценностей для общества, вносят посильный вклад в развитие экономики. При этом они используют передовую технику, включаются в систему общественных отношений, у них растет сознательность, развивается творческое отношение к труду». [6]

Ю.А.Дмитриев полагает, что  «на современном этапе общественного  развития имеются некоторые социально-экономические  факторы, которые будут играть ведущую роль в совершенствовании трудовой подготовки молодежи: усиление соединения обучения с производительным трудом; обеспечение политехнической направленности учебно-воспитательного процесса; фундаментализация научно-технических знаний учащихся; совершенствование подготовки учителей к осуществлению трудового обучения и воспитания школьников; развитие материально-технической базы трудовой подготовки; компьютеризация обучения; изучение, обобщение передового педагогического опыта в области трудовой подготовки; учет новых условий и форм хозяйствования» [49]

Следует отметить, что  соединению обучения с производительным трудом придается первостепенное значение среди многих факторов трудовой подготовки школьников, что означает большую  роль производительности труда в учебно- воспитательном процессе подрастающего поколения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.     Организация производительного труда школьников

 

Рыночные условия хозяйствования на современном этапе предполагают необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь, требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению.

Труд - источник существования  человека и общества, источник материальных и духовных благ. С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленности трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики..

Изучение возможностей новых образовательных структур и форм, особенностей и путей профилактической профессиональной ориентации приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и воспитания. Для положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте создаются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной ориентации – «образовательные центры».

Основой жизнедеятельности  хозрасчетных трудовых объединений  является формирование у школьников мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности (по Сухомлинскому, Макаренко), возможного при свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида деятельности к другому.

Существенное влияние  при этом на развитие интереса и  мотивов труда (творческого и особенности) оказывают также и другие факторы:

1. Организация труда  (конкретная постановка задач;  четкое определение видов и  объемов труда с учетом особенностей  личности; перспектива роста, стимулы).

2. Содержание труда  (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность).

3. Результаты труда  (объективная оценка труда; общественная  значимость продукта деятельности; количественные и качественные  показатели).

На федеральном уровне Министерством образования и  науки для расширения возможностей профессионализации среднего образования  разработан «Перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональная подготовка в общеобразовательных  учреждениях». Объем учебных часов для получения квалификации по профессии варьируется от 140 до 1400 часов.

Образовательные учреждения для ведения профессиональной подготовки используют вариативную часть Примерного учебного плана для универсального обучения. Практическая часть осуществляется за счет внеаудиторной деятельности. В Перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений большинство профессий входит в эти часы.

Как считает В.К.Невлев, хозрасчетная деятельность школьников (хозрасчетное объединение, кооператив и др.) может быть организована в школе или внешкольном объединении. Обязательно в педколлективе должен быть лидер (руководитель школы, организатор труда, учитель), владеющий экономическими и специальными знаниями, умеющий создать и скоординировать работу такого объединения. Причем производительный труд на занятиях на любом хозрасчетном предприятии (бригаде, объединении, кооперативе, школьном заводе, цехе и др.) должен соответствовать следующим требованиям:

- необходима юридическая  и правовая основа деятельности учащихся (положение, устав, порядок финансирования, наличие расчетного счета);

- надо создать необходимую  материальную базу (помещение, оборудование);

- хозрасчетные объединения  должны быть обеспечены сырьем  и материалами;

- определены пути реализации продукции, виды продукции и услуг;

- производительный труд  должен быть экономически эффективным, рентабельным, приносить доход, давать прибыль.

Как известно, одним из основных требований к производительному  труду школьников является его педагогическая целесообразность. Нужно, чтобы производительный труд учащихся был связан с программой трудового обучения, учитывал воспитательные и дидактические функции.

Широкие возможности  для формирования основ экономических  знаний у учащихся открывают уроки трудового и профессионального обучения с включением их в процесс производительного труда на базе учебно-производственного хозяйства школы.

Мы считаем, что учебно-производственное хозяйство – педагогически и экономически педагогически целесообразная форма трудовой и экономической подготовки школьников.

Предмет «Технология» занимает центральное место в процессе совершенствования технолого-трудовых умений школьников, поскольку имеет целью создать основы подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях.

Особенность технологической  подготовки старшеклассников состоит  в том, что на этом этапе наряду широкой политехнической трудовой подготовкой усиливается дифференциация трудового обучения. Для деятельности сельской школы существуют специальные программы по технологии, которые в концентрированном виде реализованы в процессе опытной работы. Чтобы раскрыть возможности предметной области «Технология», остановимся на проведенной нами в школах Горного улуса опытней работе. Основное содержание проведенной работы заключается в следующем.

С целью совершенствования  у школьников практических умений, навыков, подготовки воспитанников  к будущей трудовой деятельности в Магарасской средней школе  был создан учебно-производственный комплекс. В его составе были: учебно-опытный животноводческий комбинат, пришкольный учебно-опытный участок, школьный сад и огород, ученическая производственная бригада, лагерь труда и отдыха. Таким образом, в учебно-производственном комплексе представлены все основные виды аграрного труда и соответствующие подразделения: животноводство, полеводство, овощеводство, учебно-опытный пришкольный участок, отдел механизации сельского хозяйства.

Это позволяло учащимся ознакомиться с большим спектром сельскохозяйственных профессий. Ухаживая за животными к примеру заготавливая корм, наблюдая за ними, учащиеся приобретали определенные навыки работы на машинах, на доильных аппаратах. В полеводстве учащиеся занимаются постановкой производственных опытов по выращиванию картофеля, по элитным семенам свеклы, овощей.

В сельскохозяйственном труде, где много однообразных трудовых процессов, важно обеспечить единство физических усилий и интеллекта. Любое  дело, связанное с растениеводством, полеводством или животноводством, требует не только физических, но и умственных усилий. Работа была направлена на создание условий для стимулирования интеллектуальных сил ребенка, чтобы он научился думать, наблюдать, изучать явления природы. При выращивании свеклы, например, много однообразных трудовых процессов. Но если в этот труд ввести элементы исследовательской работы, то он будет интересным и увлекательным. С этой целью школьникам было предложено проводить наблюдения за процессом развития свеклы в разных условиях, сравнивать их на разных стадиях развития и т.д.

В подготовке школьников к работе особая роль принадлежит  участию их общественно-полезном, производственном труде, формы и методы которого зависят  от его содержания, конкретных условий, места, времени. Учащиеся 9-10 классов  школы в составе ученических бригад занимаются растениеводство, работают на строительстве, ухаживают на ферме за молодняком, приобретают первоначальные навыки работы с сельскохозяйственной техникой.

Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе