Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………
Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….
В 1992 году учебно-методическим советом Министерства образования Республики Саха (Якутия) была утверждена такая программа, разработанная и составленная П.П.Кондратьевым и Т.Т. Саввиновым, которая обеспечивает базовую трудовую подготовку, для мальчиков и называется на языке саха «5 – 9 кылаас уолаттарын улэнэн уорэтии», а также для девочек (авторы П.П.Кондратьев, М.И.Трифонова) «5 – 9 кылаас кыргыттарын улэнэн уорэтии», что в переводе означает «Познание трудом». Эти программы были рекомендованы для обучения в школах с якутским языком обучения с 1993 – 94 учебного года.
Авторы отмечают, что «работа над формированием у школьников обобщенных умений в процессе трудовой подготовки в общеобразовательных школах выбрана как основное содержание программы трудового обучения мальчиков 5 – 9 классов. Необходимые знания, умения по закреплению обобщенных умений учащиеся получают при выполнении практической работы по изготовлению различных изделий. По форме структуры программа представляет собой таблицу в виде алгоритма действия учителя по изучению и привитию обобщенных умений, уложенных в лоты, где по вертикали расположены обобщенные умения, по горизонтали инструменты, оборудования и приспособления.
Программа предусматривает постепенное формирование обобщенных умений, которые в дальнейшем станут базовым для самосовершенствования конкретных навыков и, в конечном счете, развития профессиональных умений. Ученики под руководством учителя осваивают технологию ручного изготовления простых изделий и постепенно переходят к освоению машинной технологии производства товаров народного потребления. Здесь проявляется производительный характер практической деятельности школьников.
При выполнении практических
работ учащихся во время уроков трудового
обучения особо важную роль играют
объекты производительного труд
Учитель исходя из состояния материально-технической базы учебной мастерской применяет предлагаемые объекты труда для производительного труда школьников в сельской местности. Эти объекты труда и количество учебных часов не обязательны для учителя, он может изменять их по своему усмотрению.
Программу трудового обучения девочек сельских школ разработали и составили П.П. Кондратьев и М.И. Трифонова.
Концепция развития национальной
школы Республики Саха (Якутия) допускает
возможность раздельного
Авторы программы утверждают, что такое раздельное трудовое обучение ставит задачу привития соответствующих обобщенных трудовых умений мальчиков и девочек. В частности, девочку с малых лет нужно гот овить к жизни как будущую хозяйку дома, будущую мать, развивать у нее художественно-эстетический вкус, интерес к народному творчеству, его традициям и наследию. Если эта подготовка будет проводиться в школе на уроках труда и дома под руководством матери, то положительный результат будет обеспечен и девочки научатся создавать красоту своими руками.
Выбор объектов производительного труда для практической деятельности девочек 5 – 9 классов сельских школ является сложной задачей. Поэтому авторы программы сочли необходимым привести примерный перечень объектов труда.
Учителя трудового обучения и обслуживающего труда должны за ранее подбирать необходимые объекты труда, создавать и обеспечивать все условия для изготовления соответствующих изделий в зависимости от наличия сырья и материалов, предварительного рассчитывать, сколько материалов и сколько времени необходимо школьниками для этого. От правильного выбора объектов труда во многом зависит эффективность производительного труда школьников в учебных мастерских. Конечный результат практической деятельности учащихся – изделия, которые приносят пользу и имеют потребительскую стоимость.
Таким образом, создание педагогических условий для организации УПК в условиях сельской школы возможно, если учитель придерживается следующих принципов:
- практическая деятельность является областью применения и закрепления теоретических знаний в процессе производства изделий, на учебно-производственной базе должны создаваться нормальные условия работы в соответствии с требованиями безопасности труда;
- решению вопросов нравственно-психологических готовности школьников к труду способствует изготовление тех предметов труда, которые имеют общественно полезную значимость, включающую социальный и экономический аспекты.
Учащиеся могут получить реальные представления о сущности и характере труда только в том случае, если их работа организуется с учетом знаний, умений и навыков, полученных на уроках труда.
2.2. Организация УПК в Соловьевской СОШ
Муниципальное
общеобразовательное учреждение -
Соловьевская средняя общеобразовательная
школа имени П.М.Васильева
Место нахождения школы: Соловьевский наслег, Чурапчинский улус, Республика Саха (Якутия). Тел.факс: 8 (41151)- 29 - 423, SolovSS@churap.ru.
Режим школы: Школа работает в одну смену при шестидневной учебной неделе. Вторая половина дня: работа кружков, секций, элективных курсов, общешкольные творческие дела и дела классов.
Материальная база школы: школа имеет 3 учебных корпуса: №1 – главный учебный корпус, где обучаются с 1 по 11 классы, №2 – учебно – производственная мастерская, № 3 – спортивный зал.
Всего учебных кабинетов 14, из них оборудованных 6 (физика, биология и химия, информатика, русский язык, технология, начальных классов), а также актовый зал, медицинский кабинет, библиотека, столовая.
Наличие транспортных средств 2: трактор МТЗ – 82, микроавтобус УАЗ. В собственность школы прикреплены сельскохозяйственные угодья: картофельное поле на 1,5 га, пашня под зерновые культуры на 25 га, тепличное хозяйство - 30 кв.м. Четвертый год школа держит табун лошадей (8 голов).
Администрация школы:
Собакин Семен Иванович – директор.
Федоров Егор Васильевич – заместитель по учебной работе.
Соловьева Светлана Дмитриевна – заместитель по воспитательной работе.
Сергеева Акулина
Всего педагогов 28, из них женщин – 19, мужчин – 9.
Качественная характеристика педагогов школы:
Образование: высшее – 22, неоконченное высшее – 3, среднее специальное – 3.
Категория: высшая – 6, первая – 15, вторая – 4.
Стаж педагогов: до 5 лет – 3, до 10 – 6, до 20 – 8, до 30 – 9, до 40 – 2.
Имеют награды:
Обладатель знака «За вклад в развитие образования в Чурапчинском улусе» - 1.
Отличник образования Республики Саха (Якутия) – 6.
Учитель учителей Республики Саха (Якутия) – 2.
Мастер – педагог Республики Саха (Якутия) – 1.
Отличник физической культуры и спорта Республики Саха (Якутия) – 1.
Мастер спорта Республики Саха (Якутия) – 2.
Отличник народного просвещения Российской Федерации – 2.
Почетный работник общего образования Российской Федерации – 2.
Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации – 2.
Обладатель Гранта Президента РФ «Лучший учитель России» (ПНПО) – 1.
Направление деятельности школы Деятельность в составе Сети улусных агрошкол «Ситим» - работа по модели агропрофильной школы. Школа сотрудничает с крестьянским хозяйством «Дьеьегей» (с. Мырыла), Центром занятости населения Чурапчинского улуса, Биолого-географическим факультетом Северо-Восточного федерального университета.
Направления:
С целью развития творческих способностей учащихся и организации их свободного времени работает 6 кружков и секций по дополнительному образованию: Основы агрономии, Прикладное искусство, Музыка, Танцы, Мода и дизайн, Спортивный (волейбол, легкая атлетика, национальные прыжки, шашки).
Воспитательная работа в школе. Работа ведется с упором на гражданское, правовое, патриотическое воспитание школьников, развитие творческих и интеллектуальных способностей в условиях здоровьесберегающей среды в рамках взаимодействия с семьёй и социумом.
Трудовая подготовка подрастающего поколения представляет собой в настоящее время серьезную проблему. Видное место в ней занимает работа педагогов, прежде всего учителей трудового обучения. В школе учителем изо, черчения и технологии работает Соловьев Петр Петрович – учитель высшей категории, мастер – педагог РС (Я), Отличник образования РС (Я), Почетный работник общего образования РФ, Грант Президента РФ «Лучший учитель России» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Тема самообразования – изделия из дерева (удьурхайтан оноhуктар, хатыны иэ5ии). (Приложение 1)
Так как школа агропрофильная, учащиеся круглогодично имеют возможность заниматься сельскохозяйственными видами работ не только дома, но и в школе (в ЛТО, в конебазе, на пастбище и др.). Учителя школы наблюдали, что ребят очень интересует художественная обработка того или иного природного материала – дерева, металла, меха. Некоторые дети мечтают стать мастерами художественного промысла и изготавливать своими руками художественные изделия, а также выпускать продукцию, хотят развивать дальше старинное народное мастерство, которым владели матери, отцы, деды, прадеды. Огромную роль в этом играет учитель трудового обучения.
Многолетний опыт показывает, что дети саха наделены от природы способностью к творчеству. Психологическая наука утверждает, что дети коренных народов проявляют способности к национальным видам прикладного искусства. Основная задача учителя заключается в дальнейшем развитии этого бесценного дара, полученного ребенком от природы.
На уроках труда ученики изготовляли различные виды предметов домашней утвари, сувениры, мебель. Эти изделия выставлялись на различных выставках, но их качество, не уступающее от готовых продукций, вызвал большой интерес и спрос у жителей не только своего села, но и улуса. Поэтому в 2010 году в школе решили создать учебно-производственный кооператив (далее УПК) на базе школьной учебной мастерской (приказ директора школы №12 от 6.09.2011г. «О создании Учебно-производственного кооператива на базе МОУ «Соловьевская СОШ») которое производит продукцию, как по индивидуальным заказам, так и с учетом массового потребительского спроса.
Направление: реализация стратегии развития и расширения учебно-производственной базы для материального и социального обеспечения школы и населения.
Основными целями реализации являются:
Ожидаемые результаты:
Правовой основой для кооператива служат "Закон о кооперации" и другие нормативные документы: Устав школы, Учебный план, договор с учащимся и его родителями, договор реализации продукции . Кооператив функционирует как учебно-производственное подразделение школы.
Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе