Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………
Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….
Создание учебно-
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические
основы организации производительного
труда учащихся…………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия
организации учебно-
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов
педагогического исследования……
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….
Приложения
Введение
Основные цели трудового воспитания и обучения школьников, независимо от профиля их трудовой деятельности в процессе обучения, состоят в формировании у них высоких моральных качеств, воспитании уважения, любви к труду, создания необходимости трудится во благо общества. Эффективное и качественное решение задач трудового становления школьников возможно лишь на основе включения ее в общественно полезный, производительный труд. Именно в труде, создавая материальные ценности, школьник может осознать себя личностью, полноправным и необходимым членом общества. В связи с развитием и совершенствованием техники и технологий современного производства на первое место встает вопрос улучшения трудового воспитания и обучения учащихся старших классов, их профессиональной ориентации. Одной из неотъемлемых задач в новых экономических условиях является наиболее эффективная подготовка учащихся к труду.
Актуальность. В условиях демократизации образования привлекательность и значимость профессиональной подготовки для учащихся общеобразовательных учреждений может быть повышена за счет правильного выбора профессии, а также качественного обучения. В стране создаются все условия организации трудового обучения и воспитания учащихся средних школ на основе производственного труда. Были определены основные задачи МУПК: ознакомление с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях; осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии; обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии. Необходимость профессиональной подготовки учащихся к труду в новых социально-экономических условиях и сложность в поддержании деятельности современного учебно-производственного кооператива определяют проблему исследования.
Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.
Гипотеза исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе средней общеобразовательной сельской школы будет возможным и эффективным, если:
- производственное обучение проводится на основе учета преемственности трудовых приемов;
- политехническое образование насыщается социальными и экономическими знаниями;
- обучение ведется
с учетом возрастных и
С учетом объекта, предмета, цели и гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ педагогической, методической, технической и специальной литературы, а также передового педагогического опыта по проблеме исследования.
2. Изучить процессы соединения обучения с производительным трудом.
3. Изучить педагогические
условия создания учебно-
4. Изучить опыт создания
учебно-производственного
5. Провести анализ результатов проведенного исследования.
Решению поставленных задач способствует использование таких научно-педагогических методов исследования, как:
· изучение и анализ педагогической, методической литературы, учебных программ;
· наблюдение;
· изучение и анализ работы учебно-производственного кооператива, их воспитательной и профориентационной работы.
Методологической основой дипломной работы являются труды П.Р. Атутова, В.А.Полякова, В.Д.Симоненко, Л.Н.Хуторского, В.П.Беспалько, В.М.Казакевича, Г.И.Кругликова.
Основные положения о становлении трудовой и профессиональной подготовки учащихся (Т.Т. Саввинов), об обобщенных функциях деятельности в технологическом пространстве (П.П. Кондратьев), технико-технологических умениях (В.В. Акимов), технолого-трудовых умениях (Д.А. Данилов, А.А. Баишев), трудовой политехнической подготовки сельских школьников (П.А. Степанов).
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что общеобразовательная школа не должна ограничиваться лишь тем, что юношам и девушкам дает документ о среднем образовании. Школа должна выпустить молодых людей, способных не затеряться в мире бизнеса, жесткой борьбы за место в жизни. Практические умения и навыки, полученные в учебно-производственном кооперативе школы помогут школьником в достижении ими общей образованности, функциональной грамотности и практической готовности к трудовой жизни, позволит в их самоутверждении и самореализации в новых социально - экономических условиях развития общества.
База исследования: Соловьевская средняя общеобразовательная школа Чурапчинского улуса.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1 Теоретические основы организации производственного труда учащихся
Тема развития идеи соединения обучения с производительным трудом прослеживается в истории педагогики с древних времен. Проблеме идеи соединения обучения с трудом большое внимание многие выдающиеся зарубежные педагоги, философы, мыслители-гуманисты, утописты-социалисты такие, как Томас Мор, Джон Локк, Джон Беллерс и многие другие. А так же русские педагоги К.Д. Ушинский, М.В. Ломоносов, В.И. Татишев, И.А. Акопов, С.Т. Шацкий и другие.
Идея соединения обучения с производительным трудом в истории нашла свое развитие и анализ в педагогических трудах многих зарубежных и отечественных ученых, педагогов, мыслителей, философов.
Можно сделать общий вывод, что трудовое обучение наблюдается со времен появления человека. Идея соединения обучения с трудом вызывало к себе пристальное внимание многих великих ученых и педагогов, которые разрабатывали, анализировали, развивали идею внедрения трудового обучения в общеобразовательную школу с начальных классов.
Ярким представителем светского направления в русской педагогической мысли XVIII столетия был Василий Никитич Татищев (1686–1750). В его педагогических воззрениях более, чем у кого-либо другого, оправдалась идея практицизма и профессионализма. По его инициативе в 1721 году была открыта первая профессиональная горнозаводская школа, а затем возникла целая сеть подобных училищ [38,118]. Общее образование, по мнению В.Н. Татищев полагал, что в процессе общего образования следовало бы уделить место домоводству – обучению ведению домашнего хозяйства [38,235].
Развитие педагогической мысли и школьной практики в России 40–60 гг. XVIII в. Неразрывно связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765) – ученого-энциклопедиста, художника и поэта. Михаил Васильевич был сторонником идеи переустройства общественной и личной жизни людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и способствующего совершенствованию нравов [25,69]. М.В. Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, трудовую деятельность детей для более полного усвоения учащимися учебного материала [25, 71].
В 40-е годы XIX в. в Германии приступили к разработке своих идей великие историки, ученые Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). В своем коммунистическом учении они рассматривали идею о единстве умственного, физического и так называемого политехнического образования и соединения обучения с трудом, они предлагали строго соблюдать предельные нормы труда детей и подростков, их распределение по возрастным группам при соответствующем усложнении содержания умственного, физического и политехнического образования [30, 289].
Разносторонняя деятельность основоположника русской школы научной педагогики Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870) развернулась в 60-е годы XIX в. К.Д. Ушинский как педагог был бескомпромиссным, когда дело касалось борьбы с косностью, невежеством и пошлостью, но он становился предельно деликатным человеком, когда общался с детьми [50,20]. Большое значение в нравственном воспитании К.Д. Ушинский придавал выработке у ребенка любви к труду. Одна из лучших работ Константина Дмитриевича – «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) – подлинный гимн труду как источнику всех радостей, счастье, ибо в нем сосредоточена животворящая духовная сила, которая побуждает человеческое достоинство. В этой работе он сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания, о необходимости развивать идею соединения обучения с производительным трудом [50, 119].
Основным гимном школы в России в конце XIX – начале XX вв. была начальная школа, различная по ведомственной принадлежности и по срокам и содержанию обучения. Самыми распространенными ее типами были сельские одно-классовые и двух классовые народные училища и городские училища, подведомственных Министерству народного просвещения [23,46]. Деятельность этих школ определилась «Инструкцией» допускалась введение в учебный план обучения ремеслам для мальчиков и рукоделиям для девочек, а также садоводству, огородничеству, пчеловодству. [23,49]. Вся педагогическая общность того времени искала ответ на вопрос о том, какой должна быть начальная школа. Значительная часть деятелей земского движения, отдельные представители Министерства народного просвещения активно выступали за введение в содержание работы начальной школы предметов, позволяющих давать детям первоначальную профессиональную подготовку [23,51].
Различие в подходах к решению наиболее острых педагогических проблем отражали интересы разных социальных кругов и особенно ярко проявлялись в процессе поиска путей создания так называемой трудовой школы. Одним из наиболее разработанных был проект члена Русского технического общества Ивана Алексеевича Акопова (1844–1907). По его мнению, такой школой могла бы стать реальная общеобразовательная школа с 8-летним сроком обучения, с обязательным введением в учебные планы прикладной математики и русского труда, который не только позволяет развивать учащиеся определенные умения и навыки, но и способствует лучшему усвоению любого учебного материала, применению полученных знаний по практике.
Однако идее введения ручного труда в средние общеобразовательные школы поддержки не получила. И в разработанной в 1901 году комиссией под руководством Петра Семеновича Ванновского (1822–1904) назначенного на пост министра 24 марта 1901 г., проекте «Основные положения устройства общеобразовательной средней школы» ручной труд отмечался как необязательный предмет. Первая мировая война побудила общественные силы усилить требования радикальных перемен в области народного образования, переоценку в общеобразовательной подготовки молодежи. В этот период на пост министра просвещения был назначен граф Павел Николаевич Игнатьев (1870–1945). Под его руководством в 1913 г. для обсуждения был предложен проект нового «Положения о гимназиях» [23,87].
Данный проект реформы средней
общеобразовательной школы
Можно сказать, что авторы проекта
реформы сделали некоторую
Характерной особенностью периода было появление сельских гимназий, расположенность которых в сельской местности, близость к природе, посильное включение учащихся в труд позволял совершенно по новому подойти к решению задач трудового, эстетического, физического воспитания, увязать обучение с трудом. Такие школы открывались в Самарской и Рязанской губерниях и особенно в Подмосковье [23, 219].
Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе