Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 17:18, дипломная работа
Цель исследования: выявить организационные формы создания УПК в сельской школе.
Объект исследования: организация производительного труда учащихся.
Предмет исследования: создание учебно-производственного кооператива на базе сельской школы.
Введение…………………………………………………………………..
Глава 1 Теоретические основы организации производительного труда учащихся…………………………………………………………
Связь трудового обучения с производительным трудом в педагогической литературе………………………………………………….
Организация производительного труда школьников…………
Организация производительного труда в сельских школах Республики Саха (Якутия)……………………………………………………
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
Глава 2 Создание учебно-производственного комбината в Соловьевской средней общеобразовательной школе…………………………………….
2.1.Педагогические условия организации учебно-производственного кооператива в сельской школе……………………………………………….
2.2. Организация учебно-производственного кооператива
в Соловьевской СОШ…………………………………………………………
2.3. Анализ результатов педагогического исследования………….
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….
Отделы снабжения и ремонта управления образования работал над улучшением материально-технической базы школьных кооперативов. В частности введены в эксплуатацию учебно-производственные мастерские Сатагайской и Амгино-Нахаринской средних школ. В этих мастерских обрабатывали металл, начинали возрождать традиционную технологию изготовления якутских ножей и хомуса (национальный музыкальный инструмент). Для этого в мастерской Сатагайской школы соорудили специальную печь с поддувом. Пристроили мастерскую по керамике в Чапчылганской неполной средней школе. Составлен единый прейскурант цен на услуги школьных кооперативов, которые ниже цен других коллективных предприятий на 30-40%.
В решении задач политехнического образования в школах важное значение имеют наличие хорошо оборудованной учебной мастерской и правильная организация учебной и внеклассной работы в ней. Вилючанская школа, находящаяся в отдаленном расстоянии от улусного центра (160 км) вообще не обеспечивалась необходимым оборудованием, инструментами, поблизости не было промышленных предприятий, возникали большие трудности в приобретении даже самого необходимого для учебной мастерской. Директор этой школы В.Г.Акимов считает, что в формировании личности человека решающая роль принадлежит трудовому обучению и воспитанию учащихся. Перед коллективом школы стояла проблема организации трудового воспитания учащихся на основе общественно полезного производительного труда. Пришлось решать нелегкие вопросы о методах и формах организации самого труда, а также о том, каким должен быть объект труда учащихся. Если идти всем классом в колхоз, то в большинстве случаем не бывает подходящей работы. А труд не приносящий пользы и не удовлетворяющий человека, не имеет воспитательного значения.
После долгого поиска выбрали объект работы – строительство. Сразу возникли трудности: во-первых не имели опыта по строительству, во-вторых, не хватало теоретических и практических знаний.
Однако в результате большого кропотливого
труда силами учителей и учащихся
построены и введены в
Опыт работы в Вилючанской средней школе показывает, что в успешной организации труда практики большую роль сыграло планирование трудовой деятельности учащихся. При этом можно выделить следующие моменты организации:
Руководитель звена каждый день выставляет оценку за ту или иную работу ученика и расписывается в ней. Работа, выполненная некачественно, бригадиром не принимается.
Подведение итогов итогом работы каждого было хорошим стимулом. Требование к качеству работы повышало ответственность за ее выполнение.
Таким образом, в результате производственной практики каждый ученик школы понимал, что все добывается только трудом. Обучение труду на базе учебных мастерских в учебное и внеучебное время имеет огромное значение в формировании личностных качеств с малых лет, в приобретении детьми практических умений и навыков, в психологической подготовке их к общественно полезному труду.
Учитывая, что трудовая подготовка сельских школьников выходит за рамки общеобразовательной школы, необходимо установить тесную учебно-производственную связь школы и хозяйств. Администрации наслегов и улусов должны включить заинтересованные хозяйства в создании учебно-материальной базы школы, в организацию производительного труда учащихся, т.е. создать прочные педагогические, организационные и экономические связи школы и хозяйства. Администрации школы и наслега, включая дирекции хозяйств, должны вести целенаправленную планомерную работу в школе по обеспечению местного хозяйства кадрами механизаторов, шоферов, слесарей, работников животноводства и других специалистов из выпускников средней школы.
Для организации деятельности ученических производсвтенных бригад сельские школы и хозяйства руководствуются «Положением об ученических производсвтенных бригадах», составленным в 1993 году П.П.Кондратьевым, главным специалистом МО Республики Саха (Якутия).
Лагеря труда и отдыха сейчас называются центрами труда и отдыха. В них учащиеся занимаются производительным трудом на сельскохозяйсвтенном производстве. Обычно это центры по заготовке сена, животноводческие и овощеводческие фермы. Администрация школы при организации центров труда и отдыха руководсвтуются также Положением, разработанным П.П.Кондратьевым. Согласно положению в центрах труда и отдыха осуществляется подготовка учащихся к адаптации к рыночным экономическим отношениям в процессе производительного труда и творчески активного отдыха. В центре сельсткие школьники участвуют в производительном труде рыночныхъ инфраструктур, у них формируются знания и умения предпринимателя, фермера, сельскохозяйсвтенного рабочего.
В весеннее-летний сезон школьники много работают, ведут наблюдения. Например, на учебно-опытном участке Сунтарской средней школе работы проводились по общему плану. Учебно-опытный участок разделен на несколько отделов: цветочно-декоративный, производсвтенный отдел, защищенный грунт плодово-ягодных культур, коллекционный отдел для проведения сельскохоязйственных опытов и наблюдений. В этих отделах школьники ухаживали за растениями, проводили опыты и направления.
В цветочно-декоративном отедел ученики при помощи учителей и мастеров произвосдвтенного обучения выращивали различные цветы: астры, космеи, ноготки, мальву, львиный зев, левкой, анюткины глазки. Осенью эти цветы дарят учителям и первоклассникам в день Знания. В производсвтенном отделе выращивали картофель, тунепс, редьку. В защищенном грунте – огурцы и помидоры. В коллекционном отделе – редис, горох, лапчатки, астры, лук батун, овес, мятник луговой, картофель, помидоры, морковь, петрушку.
Учащиеся вели наблюдения и отмечали всходы различных культур, посадку, появление цветковых растений, плодов овощных культур.
Таким образом, включение учащихся с младших классов в трудовую деятельность на учебно-опытных участках на основе производительного труда прививает им трудовые умения и навыки по выращиванию сельскохозяйсвтенных культур. Во время работы они учатся наблюдать, анализировать и обобщать результаты исследования; у них формируется хозхяйское отношение к земле, трудолюбие, уважение к людям труда; заклдываются основы экономических знаний при реализации выращенной продукции.
Если мы хотим воспитать здоровых, грамотных, образованных, трудолюбивых людей, то должны весь школьный период их жизни совмещать и труд и учебу. Ребенок с малых лет должен иметь понятие о проблемах общества. Только тогда он не будет избегать физического труда и труда вообще.
Развитие идеи соединения обучения с производительным трудом наблюдается с давних времен и продолжает быть актуальной темой в истории педагогики даже уже на современных этапах.
Воспитание, исключающее сферу производительного труда из средств воздействия, не может приобщить учащихся к овладению творческим и духовно-нравственным комплексом. Потребности подрастающего поколения в труде – неодолимое свойство и признак развития.
Производительный труд школьников должен быть подчинен учебно-воспитательным задачам школы. Педагогическая наука придает особое значение производительному труду в обучении и воспитании учащихся. Для решения педагогических задач производительный труд школьников должен быть организован таким образом, чтобы для этого были созданы все необходимые организационно-педагогические условия, учитывающие производственное окружение школы.
Глава 2. Экспериментальная работа по организации УПК
в Соловьевской средней общеобразовательной школе
Чурапчинского улуса
2.1. Педагогические условия организации УПК в сельской школе
В Республике Саха (Якутия) большинство общеобразовательных школ составляют сельские школы. Проблема развития последних становится особо актуальной в последнее время, когда происходят глубокие социально-экономические изменения, интенсификация производственных процессов, коренные преобразования народного хозяйства в связи с переходом к рыночным отношениям. Все это оказывает существенное влияние на всю систему образования.
Функционирование и развитие сельских общеобразовательных школ является одним из важных факторов социальной стабильности в селе и в республике в целом. Практика показывает, что сельские школы в республике, в основном с малой наполняемостью классов, требуют специальной подготовки педагогических кадров и особых подходов к организации учебного процесса. Мы считаем, что сельская школа должна стать основой воспроизводства и совершенствования интеллектуального, духовного и культурного и материального наследия народа; обеспечивать вариативность образования; давать уровень знаний позволяющий его выпускникам быть конкурентоспособными; обладать собственностью в виде недвижимости, земельных угодий и др.; нормативно и постатейно финансироваться. Поэтому, возникает необходимость разработки и внедрения системы обеспечения сферы образования современными учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, оборудованием, инвентарем с учетом современных требований к материально-технической базе общеобразовательных школ, природно-климатических, социально-экономических условий жизни; внедрения вариативного содержания образования в сельской местности; создания правовой базы школьных ученических микрохозяйств; подготовки высококвалифицированных учителей трудового и профессионального обучения.
Общеобразовательные сельские школы должны стать более практичными, имеющими возможность органичнее увязывать обучение с производительным трудом и профессиональной подготовкой. Значительное удорожание услуг сферы сбыта ставит перед школой задачи подготовки учащихся к самообслуживанию в части выполнения общетрудовых работ, а также к ремонту помещений, изготовлению одежды, приготовлению пищи, строительству домов, выращивание овощей, растений, цветов. Необходимо готовить будущих пользователей электронно-вычислительных машин, гувернеров, социальных работников и т.д.
В мае 1991 года в Республике Саха (Якутия) была принята Концепция обновления и развития национальных школ. В связи с этим особую важность приобретают вопросы трудового обучения и воспитания учащихся сельских школ, приобщения школьников к жизни и труду, оказания им квалифицированной помощи в правильном и своевременном выборе профессии на основе производительного труда. Личностно ориентированное обучение, нацеленное на будущую профессию, на наш взгляд, долно стать приоритетным. Эта задача наиболее отвечает целям трудовой подготовки школьников.
Основным нормативным документом, определяющим содержание образования, регламентирующим образовательную деятельность школы, является – учебный план – важнейший элемент государственных образовательных стандартов
Учебные планы общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия), введенные с 1992 – 1993 учебного года, выражают такие основные идеи Концепции, как защита региональных и этнокультурных интересов при сохранении единого образовательного пространства, обеспечение дифференциации с учетом способностью учащихся, удовлетворение интересов семьи и ребенка в получении образования. В содержание обучения в аспекте трудовой подготовки школьников внесены следующие изменения: включены такие новые учебные предметы, как основы рыночной экономики, кооперативно-производственная деятельность, «Урун Уолан», «Кыыс Куо» и другие предметы национального регионального направления.
Формирование трудовых навыков и умений у учащихся 5 – 9 классов осуществляется на уроках трудового обучения и внеклассных кружковых занятиях. При этом практическая деятельность школьников проходит в учебных мастерских (для мальчиков) и в кабинете обслуживающего труда (для девочек). Учитель трудового обучения должен организовать учебный процесс таким образом, чтобы оно основывалось на производительном труде школьников, то есть, изделия, изготовленные детьми, имели общественно полезный характер и потребительскую стоимость. Для организации производительного труда на уроках трудового обучения учащихся 5 – 9 классов для мальчиков и девочек.
Информация о работе Создание учебно-производственного кооператива в сельской школе